В отличие от тройки лидеров Игр наша сборная перевешивает в «бронзе»: 24 золотых, 25 серебряных и 33 бронзовых медали. Не помогли исправить ситуацию даже золотые награды волейболистов, художественных гимнасток и боксёра Егора Мехонцева, «вырванные» у соперников в последний день спортивной эстафеты.
За Ивана Нифонтова болели и в Рязани и в Барнауле.
Казалось бы, ещё шаг - и мы в олимпийской тройке лидеров! Ведь как старались наши спортсмены! Как болела за них вся страна... Олимпиада открыла новые имена чемпионов, которые уже стали частью истории российского спорта. Более того, в наших кошельках совсем скоро должны появиться рублёвые монеты с изображениями чемпионов и призёров Игр.
Боялась включать телевизор
Радость или сожаление? Пожалуй, такой вопрос касается и «бронзовых» спортсменов, и всей сборной, стоящей на четвёртом месте. Чего не хватило нашим ребятам? С этим вопросом мы обратились к Оксане Нифонтовой, жене бронзового призёра Олимпиады дзюдоиста Ивана Нифонтова.
- Наверное, не хватило настоящей, истинной веры в наших спортсменов, - поделилась Оксана. - Я не смотрела финальное выступление Ивана, но наши друзья рассказали, что им очень не понравилось, как комментировали эту схватку. Комментатор явно не верил, что Иван возьмёт верх над японцем, - естественно, это настроение передалось и телезрителям. Хотя многие, несмотря ни на что, верили, что Ваня победит. За это им огромное спасибо.
- Почему же вам не удалось посмотреть решающий выход мужа на татами?
- В этот момент я находилась дома, в Барнауле, и боялась даже включать телевизор! Просто очень волновалась, верила и молилась за здоровье Ивана (по образованию Оксана врач - авт.). Дело в том, что я присутствовала на схватке в Алма-Ате, когда у него оторвалась четырёхглавая мышца бедра. Ивану пришлось перенести операцию. После трёх недель постельного режима он потихоньку начал тренировать корпус и руки, добавлять нагрузку на ноги. Да, на Олимпиаду он шёл подготовленным, но я всё равно боялась за его здоровье.
- Сам Иван перед схватками волновался?
- Я очень хотела, чтобы всё его волнение перешло мне. Так, наверное, и получилось. Иван, как обычно, был уверен в своих силах и настроен на победу. А у меня появилось волнение ещё перед схваткой с канадцем - он действительно оказался крепким орешком. Я сразу поняла, что дальше Ваня будет бороться с корейцем. Да, Джае-Бум Ким трижды атаковал Ивана, и в четвёртый раз ему удалось уложить его на бок - вазари - но схватка прошла вполне достойно.
- Только результаты дзюдо отслеживаете на Олимпиаде или болеете за других спортсменов?
- Болею за всю нашу сборную. Очень рада за спортивную гимнастку Алию Мустафину, которая взяла «золото», за «серебро» гимнаста Дениса Аблязина, очень уважаю всю сборную. Достижения спортсменов - это наша общая победа. В их «бронзе» есть и частичка наших переживаний. Я уверена, что всем нам не помешает ещё сильнее поддерживать нашу сборную. Тогда, возможно, и будет больше «золота», чем «бронзы».
Проснуться чемпионом
Дзюдоист Иван Нифонтов ещё в восемь лет пообещал родителям, что станет чемпионом по борьбе дзюдо. Он родился в Казахстане в 1987 году, с девяти лет жил в Барнауле, в 2005 году переехал в Рязань, а его победа одинаково значима и для Сибири, и для севера, юга, центра России. Однако СМИ буквально «рвут на части» имя Нифонтова, называя его то алтайцем, то рязанцем.
- В первую очередь, я россиянин, - улыбаясь и расправляя плечи, говорит Иван Нифонтов. - Да, география моего жизненного пути широка. И каждый город участвовал в моём становлении в спорте. Поэтому я благодарен обоим регионам. Но, конечно, наиболее плодотворную работу мы провели вместе с моим тренером Дмитрием Николаевичем Сергеевым в Рязани. Здесь и мои друзья, с которыми я постоянно тренируюсь.
- Иван, Олимпийские игры - ещё одна ступень в вашей спортивной биографии. В 2009 году вы стали чемпионом Европы и мира. Какое из достижений для вас всё же наиболее значимо?
- Победы 2009 года были, скорее, достижением моей личной спортивной цели. А сейчас - это больше политическое достижение, награда для всей страны.
А в эмоциональном плане... Больше всего я радовался после Чемпионата мира. На следующее утро проснулся и действительно понял, что я - чемпион. Сейчас, когда я выиграл «бронзу», тоже был безумно счастлив... но с абсолютным чувством чемпиона уже не проснулся. И, конечно, поставил себе цель тренироваться ещё и ещё...
- Чтобы побороться на татами в Рио-де-Жанейро?
- Не исключено. Буду дальше стремиться к «золоту».
- Возможно, в этот раз его не удалось получить из-за перенесённой травмы?
- На мою цель - получить «золото» Олимпиады - травма никак не повлияла. Наш главный тренер Энцио Гамба долгое время выбирал, кого отправить на соревнования - меня или двукратного чемпиона Европы Сиражудина Магомедова. Выбрал меня, а значит, был уверен в моих способностях даже после травмы. Я всеми силами стремился к победе, чтобы оправдать надежды уважаемого мной тренера.
- Иван, два года назад в питерском спортклубе вы выходили на татами с Владимиром Путиным. С кем вы ещё хотели бы сразиться?
- С Владимиром Владимировичем я не сражался и не хочу сражаться! (Смеётся). А со всеми сильнейшими в своей категории я уже и так выступал. Кореец Ким, который нанёс мне поражение на Олимпиаде, был одним из её фаворитов. У других моих соперников также чувствовалась серьёзная подготовка... А для тренировок мне хватает и своей команды.
Путь учителя
Любой выигрыш в спорте - это, прежде всего, результат длительного и упорного труда. А сама победа зачастую становится символичной для спортсмена. Так произошло и с тренером Ивана Нифонтова, заслуженным мастером спорта по борьбе дзюдо Дмитрием Сергеевым. В его копилке достижений - призовые места международных турниров, чемпионатов России, Европы, мира, а в 1992 году он занял третье место на Олимпиаде в Барселоне.
- Дмитрий Николаевич, с какими эмоциями вы встретили победу Ивана?
- Это было настоящее счастье! В момент состязаний я присутствовал в Лондоне и старался поддержать Ваню. Он был настроен только на победу. И такая целеустремлённость - это даже скорее не результат длительных тренировок. Это его врождённые лидерские качества, благодаря которым он всё выше и выше поднимается по спортивной лестнице.
- Иван повторил ваш путь спустя 20 лет, завоевав олимпийскую «бронзу». Параллели с вашей победой не проводили?
- Нет, здесь были другие эмоции и переживания. Прежде всего, я держал кулаки за Ивана как за своего воспитанника. Теперь будем тренироваться с ним дальше, чтобы взять золотую планку Игр.