Александр – выпускник Рязанского художественного училища имени Вагнера и Московского университета культуры, сейчас работает дизайнером. Евгений – скульптор, долгое время жил и работал в Хабаровске, но еще три года назад, впервые попав в наш город, так искренне влюбился в него, что перебрался к нам навсегда.
Их первый совместный творческий опыт был представлен ровно год тому назад на фестивале снежной скульптуры во французском городе Валуаре. Тогда композиция, представлявшая собой огромную лягушку, восседающую на снежной сфере (прозванная с юмором «Девочка на шаре») завоевала почетное третье место.
В новом фестивальном «турне» компанию Евгению и Александру составил житель столицы, студент Московской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Лунин. И, по мнению жюри фестиваля в шведском городе Кируна, творческий союз Москвы и Рязани оказался на голову сильнее конкурентов из Мексики, Германии, Испании и даже из страны-хозяйки мероприятия – Швеции. Трехметровый снежный осьминог, «играющий» на якоре, как на арфе, взял заслуженный первый приз.
Как «медведя» одолели
- Александр, какое впечатление на вас произвёл город Кируна?
- Очень красивый шведский городок, примерно как наш районный центр. Но поскольку расположен он за полярным кругом, в зимнее время там уже в три часа дня на улицах сгущается непроглядная мгла.
- И по ночам над городом сверкает северное сияние?
- Наблюдать его можно только за городом, и только при определённых погодных условиях. Нам, к сожалению, не повезло с северным сиянием - мы разминулись буквально на час. Но расстраиваться не пришлось. Победа в фестивале стала для нас с одной стороны неожиданным, с другой – необычайно приятным событием.
- Чем постарались удивить жюри команды-конкуренты?
- Немецкая команда соорудила абстрактную композицию. Мексиканцы – скульптуру из снежных листьев. Первое же место ещё до начала фестиваля многие прочили одной из двух шведских команд, представившей на конкурс крайне необычного снежного медведя. Гигантский зверь был повёрнут к публике спиной и, глядя на него, поначалу нельзя было понять, в чём же именно «изюминка» этой композиции. Только на близком расстоянии становилось ясно: медведь «пробил» головой снежную стену, а по другую сторону стены его голова «превратилась» в охотничий трофей – в чучело, в снежной имитации домашнего интерьера.
- Тем не менее, ваш осьминог медведя переиграл. Несколько странно, что Швеция представляла исконно русского, сухопутного зверя, а Россия – обитателя морских глубин…
- Эта идея, автором которой был Женя Тарнопольский, родилась ещё пару лет назад. И эскиз скульптуры осьминога мы, к слову, в своё время прилагали к заявке на участие в конкурсе снежных скульптур в Валуаре. Однако французским организаторам больше пришлась по душе наша лягушка. Зато осьминог принёс нам удачу на этот раз.
Снежные нюансы
- С процессом создания снежной скульптуры большинство из нас знакомы, пожалуй, на уровне лепки снеговиков. Однако предположу, что соорудить трехметрового осьминога было куда сложнее…
- Снежную скульптуру можно создать только из твердого, смёрзшегося снега. Такой снег невозможно формовать руками, то есть слепить из него что-либо не получится. Посредством лепки, из рыхлого снега, никогда не удастся создать, к примеру, нависающих над композицией элементов. Снег не должен содержать в себе фракций грязи, поскольку в противном случае скульптура не только потеряет эстетичный вид, но и будет менее прочной. В идеале снег получают при помощи специальной нагнетательной пушки, в которой капли воды превращаются в снежинки в потоке воздуха отрицательной температуры. Затем такой снег утрамбовывают в деревянной опалубке. В конечном счёте он должен стать настолько плотным, чтобы ни одну из граней снежного куба размерами 3х3х3 метра невозможно было пробить даже кулаком. И уже из этого куба посредством пил и специальных стамесок вырезается фигура.
На создание нашей композиции ушло три дня. При этом каждый день мы начинали работу в 9 часов утра, а заканчивали в 6 вечера…
Очередь за Рязанью?
- На ваш взгляд, можно было бы устроить подобный фестиваль в наших широтах, дать возможность рязанцам увидеть такую красоту?
- Со своей стороны мы готовы были бы сделать всё, что от нас зависит, для того, чтобы такой фестиваль прошёл и в Рязани. И вполне возможно, что уже в скором времени наша команда представит в администрацию города соответствующую заявку.
- Но насколько затратно будет подобного рода мероприятие?
- Разумеется, если сразу замахнуться на международный фестиваль, приглашать команды из других городов или даже стран, оплачивать их приём и размещение, затея «выльется» в очень приличную сумму. Однако можно пойти и по другому пути: приурочить фестиваль либо же выставку снежных скульптур, к примеру, к будущим новогодним мероприятиям. В разгар праздничных гуляний такое событие привлёчет множество зрителей. Многие организационные моменты мы как авторы могли бы взять на себя. В частности, если это будет фестиваль ледяной скульптуры, то лёд я могу и вырезать самостоятельно, и доставлять к площадке на своей машине. Что же касается скульптур из снега, насколько мне известно, на лыжной трассе в Семено-Оленинском в настоящее время используется пушка для нагнетания снега, как раз такая, о которой я уже говорил. Словом, все вопросы решаемы, было бы желание.
- Но погода-то может подкачать! Помните, какая незавидная судьба постигла снежного дракона у здания Прио-банка год тому назад?
- В Европе снежные скульптуры нередко размещают в специальных павильонах, где долгое время поддерживается необходимая температура. Вряд ли подобное возможно у нас. Тем не менее, думаю, что январские оттепели – в наших местах явление не самое частое. И если соорудить скульптуры накануне Нового года, то почти наверняка горожане смогут любоваться ими не меньше месяца…