Примерное время чтения: 6 минут
204

В рязанском поэтическом театре вырастают не актеры, а лидеры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Рязань 30/01/2013
Фото: Мария СМОЛЯРОВА

Когда-то любовь к свободе творческого выражения у маленькой Тани заметила её бабушка и привела в хореографическую студию. Во многом благодаря этому Татьяна Львовна успешно связала свою жизнь с творчеством – сценическим, литературным, фольклорным.

Без пробелов в воспитании

- Татьяна Львовна, сегодня у молодого поколения возобновляется интерес к поэзии, к художественному чтению. Для молодежи проводятся подзабытые конкурсы чтецов и фестивали литературного творчества на сцене, поэтические вечера в клубах и кафе. С чем связана такая тенденция?

- Всё просто – с желанием молодёжи самовыражаться. И это позитивная тенденция. Возьмем, к примеру, школьный период – и родители, и учителя бывают заинтересованы, прежде всего, в общеобразовательном развитии ребёнка. При этом остаётся пробел в творческом развитии. И мы даже не задумываемся о том, насколько опасно, что этот пробел может быть заполнен чем-то пагубным. Очень хорошо, когда необходимость творческой реализации понимают и взрослые, и сам ребёнок. Ему становится интересно жить, учиться, он быстрее осваивает и общеобразовательные предметы, находит контакт с новыми людьми. У него нет чувства внутренней пустоты, которую необходимо «заливать» или «закалывать» чем-то.

- Всё же многие родители стремятся отдать своё чадо в спортивные секции, художественные и музыкальные кружки. Каким образом участие в поэтическом театре раскрывает творческий потенциал?

- Во-первых, в основе поэтического театра – развитие навыков художественного чтения. Это уникальный вид творчества, несколько десятилетий назад переросший в самостоятельный жанр эстрадного искусства. На втором этапе работы в поэтическом театре дети учатся не только выразительно читать, но и движениями подчёркивать смысл своих слов. В «Сказе» над развитием пластики, созданием пластической композиции работает прекрасный рязанский хореограф Галина Дмитриевна Виноградова. Поэтический театр в целом – это вершина всей пройденной работы над словом и движениями. На этом этапе ребята могут уверенно и раскованно участвовать в поэтических спектаклях.

Книжные дети

- В конце минувшего года «Сказ» стал лауреатом первой степени на всероссийском фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусств» с серьёзной композицией – о героях нашего времени, цели в жизни... При этом на большой сцене выступали семиклассники.

- Да, по замыслу это были читающие мальчишки-романтики в матросках, мечтающие о подвиге, убеждённые в том, что они будут лучшими и достойными своей Родины, потому что они читают книги с настоящими героями.

Композиция начиналась со слов Герцена о том, что такое книга - «Это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить». Эти слова продолжили строки из «Баллады о времени» Высоцкого: «Замок временем срыт, и укутан, укрыт»... И здесь начиналась легенда из «Баллады о борьбе»: «Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф. Детям вечно досаден их возраст и быт, - и дрались мы до ссадин, до смертных обид. Но одежды латали нам матери в срок, мы же книги глотали, пьянея от строк». Согласитесь, актуальные для нынешнего времени слова? Затем – строки из других произведений других авторов...

- И всю эту постановку удалось вписать в семь минут?!

- Да, и этот факт заставил нас поволноваться. Другие участники представляли получасовые композиции. Но жюри посчитало, что длительность не так важна. А важно то, как за несколько минут мы смогли передать всё, что сегодня необходимо России.

- Скажите, но все ли современные дети так увлечены литературой, поэзией?

- Пусть не все. Но их заинтересованность зависит от нас, педагогов. Важна убежденность самого педагога в том, что он делает. Я искренне верю в то, что делаю. И дети верят, что я не стану говорить по-иному, закончив занятие. Это образ жизни - желание творить, помогать раскрываться маленьким творцам.

Этнографическое наследие

- Долгие годы вы возглавляли детскую фольклорно-этнографическую студию «Росинка». Подход к детям того поколения и нынешнего остался прежним?

- Нужно, чтобы ребёнок, выходя на сцену, вел себя осознанно – понимал, о чём говорит. Возьмем русский фольклор – наш народ просто так никогда не пел песни. Пели в связи с какими-то событиями, вкладывая смысл, понимание, душу. Пели так, как чувствовали. О «Росинке» я вспоминаю с самыми добрыми чувствами.

Сейчас даже трудно представить, что изначально «Росинка» вышла из советских агитбригад по пропаганде истории родного края. В начале 90-х необходимость в агитбригадах отпала, и нужно было продумывать новые формы приобщения детей к этнографии. Таким образом, лицом «Росинки» стали обряды. В каждую нашу композицию обязательно входили народные песни, танцевальные номера, игра на свирелях, дудочках, балалайках. Мы выступали на крупных площадках, в том числе в правительстве региона, в администрации президента Российской Федерации, а в концертном зале «Россия» мы инсценировали ярмарку, когда на заспанную площадь выходили потягивающиеся скоморохи, а музыка помогала им встать и начать действо.

- Получается, что дети участвуют в настоящем театре!

- Так и есть, но с одним отличием. Я актеров не готовлю. Мне важен сам человек. Важно воспитать личностей, красивых словом, жестами, осанкой, манерами. Мне приятно видеть моих бывших воспитанников не только на сцене, но и в жизни - деловыми и энергичными людьми, сохранившими честь и достоинство. Творцы, чей потенциал удалось раскрыть в детском возрасте, становятся лидерами. Они интересны потому, что им постоянно хочется творить.

- Сохранилось ли в «Сказе» этнографическое наследие «Росинки»?

- Обязательно! Мы все время возвращаемся к темам земли Рязанской, потому что дети должны знать, кто они такие и какая земля их вырастила. Многие конкурсы открывает «Визитная карточка» делегаций. И мы всегда с гордостью рассказываем о духе нашей земли. Мы должны гордиться своей землей. Иначе – кто мы такие, Иваны, родства не помнящие? Дети должны уверенно стоять на ногах и на сцене, и в жизни. С памятью о родной земле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах