- Владимир Иванович, в коллективе, который вы возглавили 15 лет назад, было всего 14 человек. Сегодня же состав увеличился более чем в два раза. Как «ковались» музыкальные кадры?
- «Духовиков» в Рязани и сейчас-то немного. Тогда же основу оркестра составляли военные пенсионеры, игравшие до того маршевую музыку на парадных мероприятиях. Такой оркестр мог выступать на праздниках, но без флейты, кларнета, фагота о собственной концертной программе можно было только мечтать. И по этой причине были приглашены талантливые музыканты, преподаватели Рязанского музыкального колледжа имени братьев Пироговых, благодаря которым наши возможности стали гораздо шире. Новому коллективу были подвластны не только марши, но и эстрадная, джазовая, наконец, классическая музыка. Ведь того же Гершвина не исполнишь только на трубах и тромбонах…
- Теперь же это музыкальное разнообразие как раз и является вашей «изюминкой». Тем не менее, предположу, что не всем музыкантам было поначалу так уж легко освоить новые для них жанровые направления. Мне вспоминается такой персонаж, как саксофонист Иван Бавурин из кинофильма «Мы из джаза» и сцена, в которой руководитель джаз-банда Костя Иванов долго и безуспешно пытается научить его джазовой импровизации…
- Мы не ставили для себя задачу немедленно начать играть джаз. Всё шло своим чередом. И к классическим джазовым композициям мы впервые обратились только через пару лет после начала работы в новом составе. Разумеется, кому-то из оркестрантов нужно было совершенствовать своё мастерство, осваивая новые музыкальные жанры. Но для хорошего музыканта, искренне желающего играть и радовать публику своей музыкой, нет ничего невозможного.
- Поскольку в вашем коллективе выступают педагоги Рязанского музыкального колледжа, не могу не спросить, насколько интересна сегодня духовая музыка подрастающему поколению?
- С одной стороны, на наших выступлениях бывает немало молодёжи, и это ещё раз подтвердил праздничный концерт в честь 15-летия оркестра. С другой - мне известно, что последние несколько лет на многих специальностях музыкального колледжа недобор по студентам. На отделение духовых инструментов, в группу, рассчитанную на 10 обучающихся, поступает человек по 5-7, не больше. И в первый же год ещё 1-2 человека бросают учёбу… Многие молодые люди приходят сегодня к мнению, что у профессии музыканта нет перспектив, и сложно их в этом переубедить.
Действительно, сегодня каждому музыканту необходимо зарабатывать себе на жизнь, чтобы обеспечивать своих близких. Для этого, хочешь ты того или нет, нужно как можно больше выступать на различных мероприятиях. На творчество, увы, времени остаётся ничтожно мало. И сохранять верность музыке, думая беспрестанно о хлебе насущном, могут очень немногие.
- Есть, к тому же, такое расхожее мнение, дескать, симфоническая, да и в какой-то мере джазовая музыка – это искусство прошлого. И потому те же «духовики» только и делают, что всю жизнь интерпретируют «старое», а современную музыку недолюбливают, да и толком не знают…Быть может, и этот стереотип также влияет на снижение интереса к духовой музыке среди молодого поколения?
- Если и так, то это абсолютное заблуждение. Конечно же, наш коллектив, как и многие другие, работает, в том числе и над интерпретациями классики. Так, к примеру, мы не раз представляли публике собственные джазовые вариации различных сцен из балета «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского. Но мы охотно играем и современные эстрадные пьесы, новые джазовые композиции. И симфоническая музыка, кто бы что ни говорил, также продолжает жить и развиваться, подтверждением чему может служить творчество без преувеличения выдающегося отечественного композитора Родиона Щедрина! Вокруг нас сегодня – целое море хорошей музыки, достоинства которой не зависят ни от жанровой направленности, ни от «года выпуска». Так что главное для музыканта - это желание расти и каждый раз показывать публике максимум своих способностей. И в отсутствии этого желания я не могу упрекнуть ни одного из музыкантов нашего духового оркестра.
- Над чем вы работаете сегодня? И как, к слову, проходят ваши репетиции? Имеет ли место в оркестре демократия, вправе ли оркестранты высказывать свою точку зрения в ходе репетиционного процесса?
- Как правило, произведения для будущего репертуара предлагаю я. Но при этом всегда прислушиваюсь к тому, что предлагают мне мои коллеги. Только совместными усилиями, когда индивидуальный замысел преображается в сотворчество, рождается настоящая музыка. Что же касается ближайших планов, уже сегодня мы начинаем работу над проектом совместного выступления музыкантов нашего духового оркестра и мастеров народных инструментов. Возможно, духовой оркестр будет аккомпанировать народному хору, такое смешение жанров представлялось бы чрезвычайно интересным. Надеюсь также, что рязанцы смогут ещё раз увидеть праздничный концерт, который был дан на 15-летие нашего коллектива. В несколько обновленном виде он может быть продемонстрирован публике к празднованию Дня Победы – 9 Мая. Идей немало, и хочется верить, что все замыслы раньше ли, позже смогут осуществиться.