Правый приток Оки Трубеж обмелел настолько, что место посадки пассажиров пришлось перенести от Рязанского кремля. Это неудобно ни для самих пассажиров, ни для компаний, занимающихся организацией прогулок на теплоходе по реке.
Проблемой занимаются
Из-за падения уровня воды в Оке несколько пассажирских теплоходов этим летом сели на мель. Некоторые компании вообще отменили рейсы по Оке ниже Константинова (в Рязанской области, напомним, три пункта захода круизных теплоходов: село Константиново, Рязань и Касимов).
В министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области признали, что снижение отметки воды в реках центральной части России, в том числе на Оке, отрицательно повлияло на судоходство и вынудило приостановить круизную навигацию на ряде участков, в том числе от Рязани до Касимова. Тем не менее, проблему пытаются решать.
«Рязанский район гидротехнических сооружений – филиал ФГУП «Канал имени Москвы», который отвечает за поддержание гарантированных габаритов на реке Ока, регулярно проводит мониторинг состояния реки на всём протяжении и выполняет дноуглубительные работы на наиболее проблемных участках», - рассказал и.о. министра Валерий Ерёмин.
Не подтверждают специалисты и слухи, что, мол, к обмелению реки привела работа введённого в эксплуатацию в 2015 году реконструированного Кузьминского гидроузла в Рыбновском районе.
«Новый гидроузел позволил существенно активизировать судоходство на Оке, - пояснил Ерёмин, - как по перевозке грузов, так и в развитии круизного туризма в Рязанской области».
Это нашей редакции в прошлый раз подтвердила и заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. По её словам, благодаря работе гидроузла значительно увеличилось число заходов теплоходов в Константиново, что, в свою очередь, сказалось и на росте туристического потока.
«Обмеление произошло не только на Оке. И Волга, и другие крупные реки сильно обмелели из-за общего падения уровня грунтовых вод. В этом точно не виноват Кузьминский гидроузел, - рассказал нам экс-министр транспорта и автомобильных дорог региона Шаукат Ахметов, при котором и открыли в 2015 году реконструированный гидроузел. - Имеет место быть чисто природный фактор».
Обратились с предложением
Сказался этот природный фактор и на обмелении Трубежа. Но и с этой рекой не всё так безнадёжно. С одной стороны, как пояснили в минтрансе региона, Трубеж не входит в число рек с гарантированными глубинами. Но, с другой…
«Из-за обмеления и невозможности экскурсионных теплоходов причаливать к пристани в районе Рязанского кремля мы обратились в министерство транспорта России с предложением о включении реки Трубеж в перечень участков внутренних водных путей с гарантированными глубинами судовых ходов 150 см и предусмотреть выделение денег на проведение дноуглубительных работ силами «Канала имени Москвы», начиная с 2020 года, - рассказал Валерий Ерёмин. - Вопрос в стадии рассмотрения».
На контроле он и у губернатора Рязанской области Николая Любимова.
«Обязательно будем заниматься Трубежом, - сказал глава региона на недавней пресс-конференции, отвечая на вопрос нашей редакции. – Не только дноуглубительными работами с помощью, как мы надеемся, «Канала имени Москвы», но и благоустройством берегов. У пристани рядом с Рязанским кремлём большие туристические перспективы».
«Полностью поддерживаю этот проект, - продолжил Шаукат Ахметов. - Надеюсь, получится. А после можно и благоустройством Острова заняться. Помню, и такие проекты были. Есть шанс получить замечательный туристический объект в городе».
Но для начала нужно всё-таки решить вопрос с расчисткой Трубежа. Экологи, со своей стороны, призывают обратить внимание на один важный момент.
«Только расчистка русла и дноуглубительные работы не будут способствовать увеличению полноводности Трубежа и не сделают эту реку вновь судоходной, - пояснила редакции председатель рязанского Центра экологической политики и культуры, кандидат географических наук Виолетта Чёрная. – Проблему надо решать комплексно. В частности, не забывать и о сохранении ручьёв, болот, озёр и древесной растительности в пойме реки. Надо помнить и о том, что есть маловодные периоды лет, есть полноводные. Это природные циклы. В маловодные периоды из ниоткуда вода в Трубеже не появится, какие бы мы работы не проводили».