Замечания и предложения высказываются до сих пор. Например, в Комитете Госдумы по культуре считают, что отбор в музыкальные школы для одаренных детей надо начинать не с 5-го класса, а с 1-го, и эту особенность стоит предусмотреть в законе. Несмотря на то, что второе высшее образование не может быть бесплатным, депутаты предлагают сделать исключения для некоторых специальностей. Например, для «режиссуры» и «хореографии».
Региональные власти обращают внимание на то, что в проекте слабо защищены сельские малокомплектные школы, которых новая система финансирования может поставить в сложное положение. Министр образования Оренбургской области Вячеслав Лабуэов предлагает прописать статус малокомплектных школ и, может, даже отказываться от принципа подушевого финансирования для них. Идут споры по социальным гарантиям для педагогов.
И все же эксперты единодушны: несомненный плюс закона в том, что в нем даны четкие определения всех необходимых понятий: от «профильного обучения», «образовательного ценза» до «качества образования». Качество образования, кстати, это - «соответствие требованиям федерального стандарта».
Закон расширяет возможности семейного и дошкольного образования, регулирует электронное обучение, повышает статус дополнительного образования, дает возможность молодым россиянам обучаться в ведущих университетах мира за счет бюджета. Ожидается, что 2000 человек уже в ближайший год смогут поехать за границу.
Что нового появилось в законопроекте?
Юридически прописан высокий статус учителя.
Четко оговорены меры соцподдержки обучающихся и учителей: стипендии увязаны с МРОТ, а зарплаты - со средними в экономике.
Негосударственные образовательные организации приравниваются к государственным и получают право на бюджетное финансирование.
Молодежи дается возможность учиться за бюджетный счет в лучших вузах мира.
Прописаны особенности электронного и сетевого обучения, использование дистанционных технологий и кредитно-модульной системы зачетов.
Появилось понятие «интегрированные образовательные программы».
Какие уровни образования появляются, а какие исчезают?
Начальное профобразование исчезает как отдельный уровень образования, а среднее включает в себя два - подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Дошкольное образование становится отдельным и самостоятельным уровнем.
Высшее образование делится на 3 уровня: бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации.
Как изменятся правила приема в вузы после принятия закона?
Проект предлагает новую систему льгот: зачисление вне конкурса, зачисление по квоте, прием на бесплатные подготовительные отделения при вузах и прием тех, кто имеет преимущественное право при прочих равных условиях. Вместо 140 видов разных льгот их теперь предлагается 4.
Льготников на 1-м курсе будет меньше: вместо зачисления некоторым предложат занятия на подготовительных отделениях.
Будет квота для детей-сирот и инвалидов I и II группы.
Целевиков заставят подписать договоры, по которым они будут обязаны заплатить штраф, если не поедут после учебы обратно в регионы. Такой же штраф заплатит работодатель, если не сможет предоставить работу выпускнику.