О личности нашего знаменитого земляка, его роли в воспитании современного поколения, других незаслуженных героях говорим с доктором исторических наук, профессором Петром Акульшиным.
Споры продолжаются
- Пётр Владимирович, вы вообще верите в существование такого героя, как Евпатий Коловрат? Есть хоть один источник, который хоть косвенно доказывал его существование?
- Евпатий Коловрат, несомненно, одна из основных фигур отечественной истории XIII века. Он существовал, но вопрос, в какой форме? Деталей конкретных событий той далекой эпохи мы знаем мало. Пытаемся анализировать то, что сохранилось. Евпатий Коловрат – символ борьбы с нашествием хана Батыя в XIII веке. В летописях о нём не упоминается! В русских летописях, за исключением князей и церковных иерархов, очень редко появляются персоналии. Но есть и другие источники. Один из них – такое выдающееся произведение древнерусской литературы как «Повесть о разорении Рязани». До сих пор остаётся открытым вопрос о том, когда появилась эта повесть. Есть две гипотезы. Или современники написали, что называется, по горячим следам. Или позже, через несколько поколений. Встаёт вопрос: Евпатий Коловрат – это реальная персона или это собирательный образ героев сопротивления? В любом случае - в образе Евпатия Коловрата сохранилась народная память XIII века. В период раздробленности добиться военной победы над монголо-татарами в тот момент жители русских земель не могли. Кто был прав? Евпатий Коловрат и другие люди, которые защищали свою землю? Или те, кто подчинился и стал целовать сапог завоевателя? Возможно, если бы не было героев сопротивления, если бы они не гибли в битвах без шансов на победу, России бы и не было. Евпатий Коловрат был прав, хоть и не ясно, что это был за человек. Невозможно найти документ, который бы подтвердил его существование. Можно тут провести параллели с английским Робином Гудом и швейцарским Вильгельмом Телем. В принципе, тоже ведь спорят, жили эти люди или они тоже – обобщённый образ героя в народной памяти? Другой пример – 28 панфиловцев. Для исторической памяти принципиально важно не то, сколько их было на самом деле с бухгалтерской точки зрения. Важно, что 28 панфиловцев – это символ героев, которые нанесли поражение фашистским ордам в снегах под Москвой в 1941 г. Любители скрупулезных подходов счетоводов могут обратиться к героическому образу 300 спартанцев из истории Древней Греции. В 480 г. до н.э. в Фермопилах тоже было сложнее, чем принято писать в учебниках, но образ этих героев от этого не может потускнеть в памяти всего человечества как образец патриотизма и мужества.
- То есть Евпатий Коловрат всё-таки скорее миф?
- Можно применить и такой термин. Но надо представлять, что такое исторический миф. Миф это не синоним слово заблуждение. Эта одна из форм сохранения исторической памяти, когда исторически конкретные детали из неё стираются. Исторические мифы возникают по-разному. Одни с помощью учёных, писателей, журналистов – часто по заданию властей. Такие мифы - как штукатурка, которая потом осыпается. А есть мифы, подобные мрамору, передаются столетия от поколения к поколению. Их уже не разрушишь, пока существует народ. Они навсегда в народном сознании. Евпатий Коловрат – из разряда именно таких исторических мифов, память о героической борьбе предков.
Своя правда
- Это сейчас идёт такая тенденция – идеализировать героев прошлого? Или она всегда была?
- Конечно, всегда. Одни и те же люди в разное время в разных исторических контекстах могут выступать как герои, так и антигерои. Возможно, человек при жизни был героем, у него на тот момент была своя правда, которую нам в нынешнее время не понять. Вообще, историческая память – вещь сложная. Конфликты трактовок часто возникают не из-за проблем прошлого, а из-за противоречий настоящего. Все мы сейчас наблюдаем за событиями в США, где в городе Шарлотсвилле попытка сноса памятника командующему армией Конфедерации генералу Роберту Эдварду Ли обернулась кровавыми столкновениями. События прошлого часто становятся проблемами настоящего. Так устроено человеческое общество. Вообще, любой памятник надо ставить осторожно, но раз он стоит, то лучше его не трогать.
- Сейчас намного чаще стали вспоминать Евпатия Коловрата. Несколько лет назад установили памятник. В Спасск-Рязанском целая спортивная школа появилась с таким названием.
- В целом, если посмотреть на контент федеральных и местных СМИ, в наши дни очень много стало исторических материалов. В том числе чаще встали вспоминать и Евпатия Коловрата. Качество этих материалов обсуждать не будем, но в целом можно говорить о существовании тенденции обращения к прошлому для формулирования общественных позиций в настоящем. Кто лучше – В.И. Ленин или Николай II? Это вопрос не о прошлом, а о настоящем и будущем. Кто может стать героем для современного поколения? Евпатий Коловрат для этого подходит как фигура общенационального консенсуса – символ необходимости обороны от внешней угрозы.
Кто же герой?
- Людям нужны сейчас такие герои, получается?
- Они нужны в любую эпоху. Евпатий Коловрат – воплощение лучших традиций российской истории. Такие идеалы всегда будут нужны и востребованы, так как являются основой национальной и государственной самоидентификации.
- Олег Рязанский. Раньше в учебниках истории он был неоднозначной фигурой. Сейчас он – больше герой. Памятник поставили. Что изменилось?
- Олег Иванович был самым известным и могущественным рязанским князем. Один из самых крупных деятелей своей эпохи, наравне с Дмитрием Донским. Процесс объединения русских земель шёл не только через преодоления иноземного ига, но и в ходе столкновений князей между собой. Московское княжество победило в этой борьбе, другие княжества проиграли. Отсюда и неоднозначные мнения относительно Олега Рязанского. Для региональной традиции он – герой, для московских князей – конкурент. А ведь Олег Иванович для своей эпохи был человеком выдающихся способностей, который достоин возведения памятника в свою честь. Противопоставлять его и Дмитрия Донского в наше время нет смысла. Вместе они составляют эпоху объединения русских земель в единое государство и достойны памяти. А если возникает желание кого-то из них вычеркнуть из прошлого, то это, скорее всего, стремление попробовать на прочность историческую память наших современников и единство страны в наше время.
Высшая награда
- Каких героев в наше время забыли? Кому ещё можно было бы поставить памятник?
- Олегу Ивановичу памятник поставили, а, возможно, стоит увековечить и имя Прокопия Ляпунова. Этот человек отдал жизнь в борьбе за то, чтобы страна вышла из Смуты. Он, как практически каждый исторический деятель, не однозначная фигура. Но, как говорил русский народ, «полюбите нас чёрненькими, раз мы свои, беленькими нас каждый полюбит». Кому ставить памятники, кого считать героем, про кого снимать фильмы – всё это сегодня предмет большого общественно-политического дискурса в нашей стране.
- Вспоминаем старых героев, потому что в наше время нет новых?
- Чтобы увидеть нового героя, нужно приложить немалые усилия, выйти за пределы. Но они существуют и в наше время, вокруг нас. Как сказал французский философ Мишель Монтень, «Главной наградой для героя является сам героизм». 300 спартанцев, Евпатий Коловрат, панфиловцы и другие герои прошлого совершали свои подвиги не ради наград, премий, «пиара» и «лайков». Они исходили из простого на словах, но очень сложного на деле принципа: «честно выполняй свой долг и пусть будет то, что будет».
Досье
Петр Акульшин. Доктор исторических наук, профессор. Выпускник исторического факультета Рязанского государственного педагогического института (с 2005 г. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина). В настоящее время - руководитель Научно-образовательного центра историко-гуманитарных и социально-экономических исследований Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, заведующий кафедрой философии и истории Рязанского государственного университета имени академика И.П. Павлова. Автор ряда фундаментальных исследований по истории Рязанской края.