Как бороться с загрязнением воздуха и рек? Что стоит учесть при утилизации отходов? Удастся ли спасти Дикую Утку? Почему важно развивать экообразование?
На эти и другие вопросы о состоянии окружающей среды в нашем регионе отвечает председатель рязанского Центра экологической политики и культуры, кандидат географических наук Виолетта Чёрная.
Вода очень грязная…
— Озеро Дикая Утка ранее называлось Страхино (по данным 1850 года). В действительности на этом участке поймы Оки находятся болото и озёра. В горадминистрации говорят, что спорный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы, в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы системы природных старичных озёр поймы реки Оки. Кроме того, деятельность собственника - первый случай нарушения режимов в Лесопарковом защитном поясе города. Дикая Утка и соседние озёра находятся в центре крупного промышленного города. У этих угодий важное экологическое и средообразующее значения. Там растут осоки, рогоз, камыш и ивы. Более 70 видов птиц останавливаются на пролёте, по информации из справки Окского биосферного заповедника там гнездится 30-40 видов птиц. Около десяти из них занесены в Красную книгу Рязанской области: малая выпь, турухтан, зимородок, соловьиный сверчок, обыкновенный ремез и другие. Данное озеро – сложившийся биогеоценоз и объект, удовлетворяющий потребности человеческого общества и влияющий на здоровье населения. Конечно же, отсыпка строительного мусора и отходов в этом месте недопустимы. Уверена, что верную оценку действиям собственника дадут органы правосудия.
— Раз уж заговорили о водоёмах. В регионе стремительно идёт обмеление рек… В чём причины? Как с этим бороться?
— Река Ока мельчает сразу по нескольким причинам. Во-первых, идёт очень активное накопление и забор окской воды и воды из подземных горизонтов на хозяйственные, бытовые и питьевые цели. Много воды уходит и в ЖКХ, и в промышленность. Также в пойме Оки постоянно добывают песок карьерным способом. Эти карьеры заполняются водой подземных вод, вода не «доходит» в необходимом объёме до рек. При прирусловой добыче песка, может быть и такое, что песок смывается в русло. Тем самым у дна реки меняется рельеф. Поэтому в некоторых участках глубина уменьшается. Истощаются горизонты подземных вод. Из-за этого получается, что у рек дефицит подземного питания, особенно в летнее время. Влияют и климатические условия. Зимы стали малоснежными. Период половодья весной сильно растянулся, нередко снег ложится на непромёрзшие грунты. Бурного, масштабного половодья мы давно не наблюдаем. Жители сёл и деревень жалуются, что вода ушла из колодцев. Чтобы исправить ситуацию с обмелением рек, нужно ограничить добычу песка карьерным способом. Для этого придётся у горнодобывающих компаний отзывать лицензии. Большим шагом стало бы внедрение в промышленности оборотного водоснабжения, водосберегающих технологий. И, конечно же, помогла бы экономия воды потребителями, в том числе и населением.
— Рядом с обмелением стоит загрязнение рек. Как отучить людей загрязнять водоёмы?
— В регионах среднего и нижнего течения Оки, куда как раз попадает Рязанская область, загрязнение поверхностных вод довольно высокое. Причин тому много: это грязные воды предприятий промышленности, АПК и ЖКХ. Мусор и загрязнения идут с дорог, производственных площадок, полей. В нашем областном центре нет системы контроля сброса и смыва, очистки ливнёвых вод. Поэтому возникает проблема не только с количеством, но и с качеством питьевой воды. Ситуацию исправит исполнение законов и разрешений на образование, размещение и утилизацию отходов. Нужен контроль и со стороны органов и служб, и со стороны населения. Безусловно, крайне важна работа по просвещению и воспитанию в области экологии и охраны окружающей среды.
Есть межрегиональный проект «Ока – река Центральной России», его инициатор – Общероссийская общественная организация «Центр Экологической Политики и Культуры». Его поддержали в семи регионах бассейна Оки, в том числе и в Рязанской области. Его цели – формирование экологического мировоззрения и культуры у населения, привлечение внимание к защите и восстановлению ресурсов Окского бассейна, создание условий для улучшения качества водных ресурсов, поддержание возможности самовосстановления и самоочищения Оки и объектов её бассейна, снижение антропогенного и техногенного воздействия и повышение народнохозяйственного значения. К этому проекту нужно привлечь и промышленников, и простых людей.
Лучше только на бумаге
— Одна из наболевших для рязанцев проблем – загрязнение воздуха. Несколько раз проходили пикеты на эту тему…
— Немало сложностей и с мусором. По-вашему, поможет ли раздельный сбор хоть насколько-то решить проблему накопления отходов? И как лучше утилизировать мусор? Стоит ли его захоранивать?
— Общество потребления утопает в собственном мусоре. Система обращения с ТКО, существовавшая в моём советском детстве, разрушена. Да и такого количества отходов на одного человека раньше не образовывалось. А сейчас это от 0,5 до 2 кг в сутки на одного жителя города. Система сбора, переработки и хранения отходов, прежде всего твердых коммунальных, в России и в Рязанской области в частности пока находится на уровне, который в Западной Европе считался неприемлемым полвека назад. Население нужно мотивировать к раздельному сбору. Сборщики и переработчики вторсырья должны покупать ТКО у людей. У нас же такие механизмы почти отсутствуют. Возможно, ситуация изменится с окончательным внедрением реформы обращения с отходами.
Что касается утилизации, то в России есть технологии, позволяющие практически решить проблему сжигания ТКО. Это так называемое трансзвуковое горение (Papusha Rocket Technology — Ракетная Технология Папуши). Установка работала в городе Шиханы Саратовской области. Есть рязанское предприятие, разработавшее технологию практически безотходного обращения и переработки отходов, состоящее из автоматизированного сортировочного комплекса, автоматической линии переработки неделовой части ТКО (до 80%) в RDF-топливо, установок получения синтез-газа, тепловой и электрической энергии. В регионе планируют построить Экотехнопарк. Такие технологии позволили бы сделать его максимально безопасным.
При этом не стоит забывать, что на самом деле ТКО составляют всего лишь 5-10% от всех образующихся отходов. Поэтому часто с крупной проблемы переключаются на частную. А зря.
Учите экологию!
— В вопросах охраны природы одну из важнейших ниш занимает экологическое образование. Насколько оно развито в нашем регионе?
— Система экологического непрерывного образования (НЭО) в целях устойчивого развития, а именно таким должно быть современное экологическое образование, в Рязанской области, как и в России в целом, отсутствует. Она фрагментарна. Подготовка кадров в сфере экологии, природопользования и охраны труда требует оптимизации. Эта подготовка раздроблена между кафедрами вузов или же недостаточно оснащена всем необходимым. В школе экообразование ограничивается изучением содержания отдельных глав и параграфов в учебных предметах и внеурочной деятельностью. Но отдельные учителя-новаторы работают вместе с детьми над экологическими проектами, дают основы экологических и природоохранных знаний, принимают участие в экологических акциях в регионе.
Примерно 10-15% учреждений работают над экологией в рамках дополнительного образования. Хотя я бы назвала большую часть этой деятельности экологическим воспитанием, но не образованием. Есть экоотряды в школьных лесничествах региона, активно работает детская общественная экологическая организация «Хозяин Мещёры» при школе №47, совместно с рязанским медуниверситетом создаётся эко-школа «Активное долголетие» на базе Мальшинской богодельни. Активно работают уже десятки лет в отделе экологии в МБУДО «ЦДТ «Приокский», в городском и областном эколого-биологических центрах. В ОГБОУ «ЦО «Дистанционные технологии» экологический туризм является одним из важнейших направлений в воспитательной работе и деятельности по социализации обучающихся с инвалидностью. Дети учатся через Интернет. Сотрудники Центра инициировали создание проекта «Экотуризм региона» как одного из направлений своей деятельности.
— Что необходимо сделать, чтобы экообразование в регионе активнее развивалось?
— Должна быть добрая воля профильных ведомств. В школы, в профильные естественнонаучные классы нужно на уровне регионального законодательства вернуть преподавание экологии. Необходимо начать подготовку специалистов по программе дополнительного образования и стажировкам по направлению «Учитель экологии и английского языка» или аналогичным на базе РГУ имени С.А. Есенина. Также нужно активнее участвовать в вебинарах, летних школах, форумах и конференциях, издании учебников и пособий, научных публикаций, экологических акциях и организовывать их самим. Кроме того, важно дополнить программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по управленческим и экономическим специальностям экологическим содержанием. А при профориентации и предпрофильной и профильной подготовке нужно учитывать то, что в будущем будут востребованы экопрофессии. Ориентация должна быть на приоритеты устойчивого развития.