Как бороться с загрязнением воздуха и рек? Что стоит учесть при утилизации отходов? Удастся ли спасти Дикую Утку? Почему важно развивать экообразование?
На эти и другие вопросы о состоянии окружающей среды в нашем регионе отвечает председатель рязанского Центра экологической политики и культуры, кандидат географических наук Виолетта Чёрная.
Вода очень грязная…

— Озеро Дикая Утка ранее называлось Страхино (по данным 1850 года). В действительности на этом участке поймы Оки находятся болото и озёра. В горадминистрации говорят, что спорный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы, в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы системы природных старичных озёр поймы реки Оки. Кроме того, деятельность собственника - первый случай нарушения режимов в Лесопарковом защитном поясе города. Дикая Утка и соседние озёра находятся в центре крупного промышленного города. У этих угодий важное экологическое и средообразующее значения. Там растут осоки, рогоз, камыш и ивы. Более 70 видов птиц останавливаются на пролёте, по информации из справки Окского биосферного заповедника там гнездится 30-40 видов птиц. Около десяти из них занесены в Красную книгу Рязанской области: малая выпь, турухтан, зимородок, соловьиный сверчок, обыкновенный ремез и другие. Данное озеро – сложившийся биогеоценоз и объект, удовлетворяющий потребности человеческого общества и влияющий на здоровье населения. Конечно же, отсыпка строительного мусора и отходов в этом месте недопустимы. Уверена, что верную оценку действиям собственника дадут органы правосудия.
— Раз уж заговорили о водоёмах. В регионе стремительно идёт обмеление рек… В чём причины? Как с этим бороться?
— Река Ока мельчает сразу по нескольким причинам. Во-первых, идёт очень активное накопление и забор окской воды и воды из подземных горизонтов на хозяйственные, бытовые и питьевые цели. Много воды уходит и в ЖКХ, и в промышленность. Также в пойме Оки постоянно добывают песок карьерным способом. Эти карьеры заполняются водой подземных вод, вода не «доходит» в необходимом объёме до рек. При прирусловой добыче песка, может быть и такое, что песок смывается в русло. Тем самым у дна реки меняется рельеф. Поэтому в некоторых участках глубина уменьшается. Истощаются горизонты подземных вод. Из-за этого получается, что у рек дефицит подземного питания, особенно в летнее время. Влияют и климатические условия. Зимы стали малоснежными. Период половодья весной сильно растянулся, нередко снег ложится на непромёрзшие грунты. Бурного, масштабного половодья мы давно не наблюдаем. Жители сёл и деревень жалуются, что вода ушла из колодцев. Чтобы исправить ситуацию с обмелением рек, нужно ограничить добычу песка карьерным способом. Для этого придётся у горнодобывающих компаний отзывать лицензии. Большим шагом стало бы внедрение в промышленности оборотного водоснабжения, водосберегающих технологий. И, конечно же, помогла бы экономия воды потребителями, в том числе и населением.
— Рядом с обмелением стоит загрязнение рек. Как отучить людей загрязнять водоёмы?
— В регионах среднего и нижнего течения Оки, куда как раз попадает Рязанская область, загрязнение поверхностных вод довольно высокое. Причин тому много: это грязные воды предприятий промышленности, АПК и ЖКХ. Мусор и загрязнения идут с дорог, производственных площадок, полей. В нашем областном центре нет системы контроля сброса и смыва, очистки ливнёвых вод. Поэтому возникает проблема не только с количеством, но и с качеством питьевой воды. Ситуацию исправит исполнение законов и разрешений на образование, размещение и утилизацию отходов. Нужен контроль и со стороны органов и служб, и со стороны населения. Безусловно, крайне важна работа по просвещению и воспитанию в области экологии и охраны окружающей среды.
Есть межрегиональный проект «Ока – река Центральной России», его инициатор – Общероссийская общественная организация «Центр Экологической Политики и Культуры». Его поддержали в семи регионах бассейна Оки, в том числе и в Рязанской области. Его цели – формирование экологического мировоззрения и культуры у населения, привлечение внимание к защите и восстановлению ресурсов Окского бассейна, создание условий для улучшения качества водных ресурсов, поддержание возможности самовосстановления и самоочищения Оки и объектов её бассейна, снижение антропогенного и техногенного воздействия и повышение народнохозяйственного значения. К этому проекту нужно привлечь и промышленников, и простых людей.
Лучше только на бумаге
— Одна из наболевших для рязанцев проблем – загрязнение воздуха. Несколько раз проходили пикеты на эту тему…

— Немало сложностей и с мусором. По-вашему, поможет ли раздельный сбор хоть насколько-то решить проблему накопления отходов? И как лучше утилизировать мусор? Стоит ли его захоранивать?
— Общество потребления утопает в собственном мусоре. Система обращения с ТКО, существовавшая в моём советском детстве, разрушена. Да и такого количества отходов на одного человека раньше не образовывалось. А сейчас это от 0,5 до 2 кг в сутки на одного жителя города. Система сбора, переработки и хранения отходов, прежде всего твердых коммунальных, в России и в Рязанской области в частности пока находится на уровне, который в Западной Европе считался неприемлемым полвека назад. Население нужно мотивировать к раздельному сбору. Сборщики и переработчики вторсырья должны покупать ТКО у людей. У нас же такие механизмы почти отсутствуют. Возможно, ситуация изменится с окончательным внедрением реформы обращения с отходами.
Что касается утилизации, то в России есть технологии, позволяющие практически решить проблему сжигания ТКО. Это так называемое трансзвуковое горение (Papusha Rocket Technology — Ракетная Технология Папуши). Установка работала в городе Шиханы Саратовской области. Есть рязанское предприятие, разработавшее технологию практически безотходного обращения и переработки отходов, состоящее из автоматизированного сортировочного комплекса, автоматической линии переработки неделовой части ТКО (до 80%) в RDF-топливо, установок получения синтез-газа, тепловой и электрической энергии. В регионе планируют построить Экотехнопарк. Такие технологии позволили бы сделать его максимально безопасным.
При этом не стоит забывать, что на самом деле ТКО составляют всего лишь 5-10% от всех образующихся отходов. Поэтому часто с крупной проблемы переключаются на частную. А зря.
Учите экологию!
— В вопросах охраны природы одну из важнейших ниш занимает экологическое образование. Насколько оно развито в нашем регионе?
— Система экологического непрерывного образования (НЭО) в целях устойчивого развития, а именно таким должно быть современное экологическое образование, в Рязанской области, как и в России в целом, отсутствует. Она фрагментарна. Подготовка кадров в сфере экологии, природопользования и охраны труда требует оптимизации. Эта подготовка раздроблена между кафедрами вузов или же недостаточно оснащена всем необходимым. В школе экообразование ограничивается изучением содержания отдельных глав и параграфов в учебных предметах и внеурочной деятельностью. Но отдельные учителя-новаторы работают вместе с детьми над экологическими проектами, дают основы экологических и природоохранных знаний, принимают участие в экологических акциях в регионе.
Примерно 10-15% учреждений работают над экологией в рамках дополнительного образования. Хотя я бы назвала большую часть этой деятельности экологическим воспитанием, но не образованием. Есть экоотряды в школьных лесничествах региона, активно работает детская общественная экологическая организация «Хозяин Мещёры» при школе №47, совместно с рязанским медуниверситетом создаётся эко-школа «Активное долголетие» на базе Мальшинской богодельни. Активно работают уже десятки лет в отделе экологии в МБУДО «ЦДТ «Приокский», в городском и областном эколого-биологических центрах. В ОГБОУ «ЦО «Дистанционные технологии» экологический туризм является одним из важнейших направлений в воспитательной работе и деятельности по социализации обучающихся с инвалидностью. Дети учатся через Интернет. Сотрудники Центра инициировали создание проекта «Экотуризм региона» как одного из направлений своей деятельности.
— Что необходимо сделать, чтобы экообразование в регионе активнее развивалось?
— Должна быть добрая воля профильных ведомств. В школы, в профильные естественнонаучные классы нужно на уровне регионального законодательства вернуть преподавание экологии. Необходимо начать подготовку специалистов по программе дополнительного образования и стажировкам по направлению «Учитель экологии и английского языка» или аналогичным на базе РГУ имени С.А. Есенина. Также нужно активнее участвовать в вебинарах, летних школах, форумах и конференциях, издании учебников и пособий, научных публикаций, экологических акциях и организовывать их самим. Кроме того, важно дополнить программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по управленческим и экономическим специальностям экологическим содержанием. А при профориентации и предпрофильной и профильной подготовке нужно учитывать то, что в будущем будут востребованы экопрофессии. Ориентация должна быть на приоритеты устойчивого развития.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть