Здесь посетители могут увидеть работы признанных российских мастеров: заслуженного художника России Бориса Алимова, народного художника РСФСР Бориса Дехтерёва.
Между тем, в афише выставки не упомянуто имя ещё одного художника, который, на наш взгляд, заслуживает такого же признания, как и его известные коллеги по творческому цеху.
Однако для рязанского художника Максимильяна Преснякова популярность никогда не была самоцелью, на первом месте для него всегда оставалось творчество. Сам художественный процесс. Именно творчеству и была посвящена наша беседа…
Не благодаря, а вопреки
- Максимильян Анатольевич, хотелось бы узнать, какой путь вы прошли от желания быть художником до профессионала своего дела?
- Творческий путь начался у меня с впечатлений от того окружения, в котором я рос. Мои родители - художники, они часто брали меня с собой на этюды, у нас было много альбомов по искусству. Согласитесь, для детей это не совсем обычно, но для меня все было в порядке вещей - писать те же этюды я начал в 3-4 года. И так, наверное, получилось, что детские впечатления нашли созвучие с теми способностями, которые были во мне заложены. Но даже в бытность студентом художественного училища я до последнего сомневался, что хочу стать художником. Были возможности и мысли посвятить себя музыке, математике. В итоге художественная среда, появление собственных идей сделали меня тем, кто я есть сейчас.
- Когда вы поняли, что к вам пришло признание?
- Сложно об этом говорить. Когда учился, участвовал в ряде выставок, на которых занимал места в первой тройке, но это ещё нельзя назвать признанием. В учебных заведениях педагоги, как правило, только критикуют и редко кого хвалят. Многих это ломает, люди сходят с дистанции. Но в итоге признание в большинстве случаев приходит не благодаря, а вопреки. Главное, не унывать и продолжать работать.
Максимильян Пресняков - постоянный участник рязанских, московских и зарубежных выставок. |
Мифологичная эпоха
- Основная тема вашего художественного творчества - Древняя Русь, связанная с ней мифология, сказки. Откуда это пошло?
- В институте им. Сурикова передо мной встал вопрос выбора темы диплома. Мне казалось, что надо найти такую тему, которая соответствовала бы моему вкусу, почерку и была бы неизъезженной. Сначала я присматривался к «Розе мира» Даниила Андреева, которая, кстати, до сих пор не проиллюстрирована. Присматривался и к творчеству братьев Стругацких. А в итоге выбрал Древнюю Русь. Начал тему «копать» более углубленно, пошел в историческую библиотеку, набрал соответствующей литературы и понял, что этот пласт с визуальной стороны разработан художниками достаточно скупо. Кто в основном занимается разработкой этой темы? Писатели и историки, художники почему-то обходили ее стороной. Но Русь, ее мифология - это же так интересно!
- Но нужны ли современному человеку мифы и сказки?
- С чего чаще всего начинается воспитание детей? Со сказок, которые служат своеобразной путеводной нитью для дальнейшего развития, построенного на воспитании сложившихся культурных традиций, помогающих нам легче ориентироваться в обществе, разделять добро и зло. Все мы, несмотря на окружающие нас современные технологии, ощущаем себя в контексте нашей истории, а сказки - их неотъемлемый элемент. К тому же нашу мифологию надо изучать и понимать, а не ориентироваться только на западные образцы. Вот сейчас стало модно отмечать Хеллоуин… Что же у нас своих, исконных самобытных праздников нет? Их много, но о них мало кто знает.
Как приходит вдохновение?
- Как рождаются образы, идеи ваших картин?
- Иногда идеи приходят спонтанно. Анализируешь их и понимаешь, что, вероятно, они сложились из впечатлений, наблюдений, снов, много другого… Можно назвать этот процесс художественным мышлением, а рождающиеся идеи - вдохновением. Хотя, конечно же, это все условно. Есть и другой путь - ты получаешь заказ или же тебя просто заинтересовывает определенная тема. Ты начинаешь собирать материал, и как итог - возникает изображение, отвечающее твоим мыслям или чьему-то запросу.
Скажу, что в любом случае творческий процесс - своего рода сублимация в том или ином виде. Давно известно, что когда художник рисует другого, он в первую очередь рисует себя, и чем хуже человек рисует, тем больше он зацикливается на себе. Набираясь опыта, творец отстраняется от себя, становится более открытым.
- Тогда задам философский вопрос - кто такие творцы? Почему люди творят? Вот вы зачем рисуете? Только для собственного удовольствия? Или вы хотите, чтобы ваши работы видели люди, восхищались, переживали?
- Как-то читал, что в свое время был проведен опрос, и выяснилось, что около 5% людей просто не могут жить без занятий творчеством. Я, например, не являюсь фанатиком своего дела и не думаю, что надо творить днем и ночью. Многие думают, что творчество - это в первую очередь оригинальность, но сейчас создать что-то по-настоящему оригинальное сложно. Почти все придумано до нас. И чаще всего «оригинальность» проявляется сегодня на уровне подачи идеи. Помню, лет 20 назад группа русских художников поехала с выставкой в Германию, но галерея, с которой они договаривались, им отказала. Они нашли своеобразный выход - выставились в лесу. Был настоящий фурор! Почему-то в Рязани такие смелые идеи пока не в чести.
Если же художник пишет только для того, чтобы им восхищались, то скорее всего это обычный позёр. Ведь главное, чтобы имела место коммуникация между художником и зрителем, возникал диалог посредством искусства. Всё прочее в творчестве вторично.
- Как вы относитесь к тому, что сегодня для многих покупателей произведений искусства та или иная картина нередко служит всего лишь красивым предметом интерьера?
- У каждой картины свое предназначение. Если же брать любое произведение искусства, при условии, что оно таким действительно является, оно имеет ценность вне зависимости от того места, где представлено - в музее, в интерьере, в лесу. В итоге оно все равно окажется деталью интерьера - тем или иным способом.
Максимильян Пресняков - постоянный участник рязанских, московских и зарубежных выставок.