Все мы родом из детства
- Николай Леонидович, помните ваше самое первое изобретение?
- Это был 1964 год, я учился в 7-м классе. Отправил в журнал «Юный техник» подробное описание придуманного мной саморазгружающегося кузова грузового автомобиля.
Самосвалы тогда еще были внове, почти все машины были бортовые. А я придумал платформу для перевозки сыпучих грузов, которая двигалась при помощи тросов, управляемых из кабины водителя. В журнале опубликовали статью о моём изобретении и даже привели чертеж. И по почте я получил мой первый в жизни авторский патент от редакции «Юного техника».
- Предположу, что когда Коле Егину было лет 5-6, главными игрушками в его доме были машинки…
- Честно говоря, игрушек было немного. Но из того, что было под рукой, всё время что-то комбинировал, это я помню… Недаром же говорится, что все мы родом из детства.
Хорошо забытое старое
- Среди ваших разработок есть как высокотехнологичные, к примеру, по выделению цветных металлов из битумов, так и «бытовые» - по созданию безопасной крышки для бензобака или по повышению КПД камина. Чем определяется ваш интерес к настолько разным сферам деятельности?
- В то время, когда большинство этих разработок появились на свет, я работал на режимном заводе. Многие серьезные проекты получали тогда гриф «Т» - «тайна» или «ДСП» - «для служебного пользования». Если бы я решил с кем-либо обсудить свои изыскания, к примеру, об активации ракетного топлива, боюсь, это кончилось бы для меня печально.
Поэтому с моими воспитанниками на Городской станции юных техников по вечерам мы изучали прикладные, или, как вы выразились «бытовые» изобретения. А разрабатывались эти идеи мной в свободное время, в качестве, так сказать, «наглядных пособий» для занятий с ребятами. Что-то со своей стороны предлагали и сами ребята, нередко наше творчество было совместным.
К слову сказать, может, эти идеи и не были масштабными, но для каждой из них мы старались применять новые технологичные решения.
Что же касается высокотехнологичных разработок, корни многих из них ещё в советском прошлом. Просто теперь с них сняты секретные грифы, и они могут быть применены на «гражданке»…
- К каким разработкам, ранее применявшимся для оборонной промышленности, сегодня больше всего интереса?
- В первую очередь - к проектам в области энергетики и очистки топлива. Интересна утилизация тяжелых металлов, поскольку ужесточаются требования экологического законодательства. В транспортной отрасли заказчиков интересуют любые изобретения, позволяющие добиться экономии ресурсов.
Ноу-хау для домочадцев
- Не могу не спросить: распространяется ли ваша страсть к изобретательству на собственный быт?
- Конструировать что-то «на коленке», как правило, получалось нечасто. Всё-таки основная работа и занятия на станции юных техников отнимали уйму времени. Тем не менее, когда выпадали редкие минуты, случалось порадовать и домочадцев. Так, к примеру, у нас дома появилось устройство для капельного полива домашних растений, а на даче - прибор для уничтожения колорадского жука.
- Полагаю, что в таком приборе были бы заинтересованы многие рязанские дачники…
- Сегодня мне нередко звонят с просьбой сделать какой-либо из подобных приборов, в том числе и для уничтожения «колорадца». К сожалению, вынужден огорчать людей. Всё-таки эти разработки не хранятся у меня дома на антресолях. А существуют в чертежах, в которых ещё нужно разбираться и уметь работать по ним самостоятельно…
Ненапрасный труд
- Какие из ваших проектов были наиболее сложными в разработке?
- Среди таковых не могу не вспомнить о когда-то секретной системе «Эра-6», над которой трудился не только я один, но целый коллектив специалистов РКБ «Глобус».
Наши танки и БТРы в Афганистане нередко моджахеды поражали при помощи американского зенитно-ракетного комплекса «Стингер». В «Стингере» был использован принцип теплового наведения на цель, и нужно было сделать так, чтобы наши борта не «светились», то есть устранить тепловой выхлоп. Мы разработали специальное эндотермическое оборудование, которое устанавливалось на выхлопные коллекторы и поглощало тепло, вырабатывая при этом газ.
Но уже когда эта работа была закончена, началось активное внедрение в оборонные технологии новых, лазерных систем наведения. Таким образом, разработанная нами тепловая «невидимость» транспортных средств стала, в принципе, не актуальной.
- Так этот проект и остался невостребованным?
- Не совсем так. Мы еще раз проанализировали все технологические процессы и установили, что газ, получаемый в результате работы данного оборудования, по теплокалорийности в четыре раза превосходит природный газ. Вместе с воздухом его можно было использовать в любом дизельном моторе, что давало экономию солярки до 70%!
К сожалению, на дворе стояли перестроечные времена. Ведущие рязанские промышленные предприятия, выступавшие тогда в роли флагманов науки, стали терять лучших сотрудников.
А еще через пару-тройку лет вместо работы на заводах многие люди начали ездить в Турцию, за тряпками. Кому уж тут могли быть интересны наши изобретения…
- На ваш взгляд, насколько вообще благодарен труд изобретателя?
- Мне кажется, что за добросовестный труд каждому человеку всегда дается какая-то награда. Многие мои разработки, пусть даже не в серийных, а в штучных вариантах, нашли своё воплощение. А если даже кому-то одному твое изобретение облегчило жизнь, значит, ты уже работал не напрасно.
Справка
Николай Егин - автор около 300 разработок, защищённых авторскими свидетельствами. Обладатель почетного знака «Изобретатель СССР», а также 5 золотых, 7 серебряных, более 30 бронзовых медалей ВВЦ РФ (ВДНХ РСФСР) и медали «За заслуги перед Отечеством 2-й степени». Среди разработок изобретателя: ионные фильтры для добычи драгметаллов из морской воды, экологически чистая печь для переработки мусора в тепловую энергию и многое другое.