Почему школа должна сотрудничать с семьёй? Как иностранный язык влияет на любовь к Родине? Об этом и многом другом мы беседуем с учительницей английского языка школы № 51 города Рязани, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2015» Юлией Симаковой.
Важная тема
— Во время встречи президента Российской Федерации с 15 лауреатами конкурса вы задали Владимиру Путину вопрос о нравственных ориентирах для подростков. Почему эта тема важна для вас?
— Конкурсные испытания и общение с коллегами привели меня к этому вопросу. Предложенная к размышлению тема «Воспитание в XXI веке» вызвала у конкурсантов различные мысли по поводу реформ образования и системы воспитания. А вот о нравственных основах воспитания ничего сказано не было. Между тем для меня это первостепенный вопрос. По рассказам мамы я знаю, чем жили подростки XX столетия и как их воспитывали. Им с детства прививали стремление трудиться, чтобы приносить пользу людям и Отечеству. Всё было пропитано духом патриотизма, и молодое поколение понимало, что это важно и нужно.
Поэтому у меня и возник вопрос, что мы должны сейчас в школе сделать для современных подростков значимым с точки зрения воспитания, чтобы это было актуально для всей страны.
— Есть мнение, что школа должна учить, а не воспитывать…
— Школа так или иначе влияет на ребёнка. Вопрос в том, будет ли она предпринимать конкретные шаги, чтобы воспитать гражданина и патриота, человека добродушного, добросердечного, или пустит дело на самотёк?
На мой взгляд, школа должна воспитывать, причём делать это в сотрудничестве с семьёй. При расхождении ценностей и приоритетов этих социальных институтов ребёнку придётся трудно.
Легко ли быть молодым
— Буквально десять лет назад после окончания вуза в школу шли работать единицы. А как дело обстоит сегодня?
— Многие мои сокурсники работают в школе. Думаю потому, что престиж педагогической профессии повышается. Например, за счёт возможности реализовать себя в тех же конкурсах.
Что касается материальной стороны вопроса, сегодня учитель может самостоятельно формировать зарплату. Иными словами, есть базовая нагрузка, за которую начисляется определённая часть зарплаты, и дополнительная, которая зависит от инициативности учителя и тоже приносит доход. Да и вообще наша профессия замечательная! Доброжелательный коллектив, отзывчивые дети, хороший эмоциональный фон — это здорово!
Кроме того, постепенно приходит осознание важности того, что ты делаешь. Просто в нашем деле отсрочен видимый результат. Он становится заметным через несколько лет.
— А когда вы решили стать учителем?
— Можно сказать, я продолжаю семейную династию педагогов. Желание появилось в детстве, поскольку в моей семье эта профессия считалась уважаемой. Мама — педагог, долгое время работала завучем в школе, а сейчас — старший научный сотрудник вуза. Прабабушка и прадедушка по очереди были директорами одной сельской школы.
Когда я училась в университете, в моей жизни появился лагерь актива «Пламенный». Тогда я заинтересовалась педагогикой совсем на другом уровне. За время учёбы накопился опыт вожатской, воспитательной работы. И потом мне нетрудно было соединить его с теоретическими знаниями по методике преподавания английского языка.
С позиции взрослого
— Что запомнилось из собственной школьной жизни?
— Обычно ребёнок школу воспринимает со своих позиций: задали задание или не задали, отругали — не отругали. И только потом понимает, зачем тот или иной шаг в его сторону был сделан, и почему это было полезно.
В студенческие годы я стала по-другому относиться к моим школьным учителям. Очень благодарна моей первой наставнице — Лидии Ивановне Городцовой, заслуженному учителю России. Она старалась привить нам честность, самостоятельность в учёбе. И если кто-то добивался успеха или, напротив, ярко проявлял себя не с лучшей стороны, это становилось достоянием всего класса.
— Сегодня за стремлением к успешности и достижениям теряется духовность. Как этого избежать?
— Порой успешность перерастает в амбициозность, стремление к престижу и материальным благам. В этом случае люди забывают о близких и думают, как окружить себя комфортом, меньше работать и больше зарабатывать. А какова от этого реальная польза обществу — таким вопросом не задаются. Поэтому важно ещё в школе воспитывать детей в духе сотрудничества и сотворчества.
— Удаётся ли вам говорить о патриотизме на уроках?
— Я максимально использую средства своего предмета. Для меня важно с помощью английского языка не только показать, каким образом англоязычная культура проникает в наш мир.
Представим, что русский человек оказался за границей. С элементарными знаниями английского языка он сможет узнать дорогу, сделать покупки в магазине. Но встречаются ситуации, когда необходимо рассказать представителям иноязычной культуры о нашей стране. А вопросов, поверьте, бывает много, начиная от «медведей, гуляющих по улицам» и заканчивая более серьёзными. Мои ученики могут с этим столкнуться, и я бы хотела, чтобы они рассказали только лучшее о нашей стране.