Александр Широков |
Ижевские мальчишки и девчонки вне рамок школьной «обязаловки», а исключительно по собственному желанию исследуют звездное небо и разрабатывают под руководством учителя свои научные проекты. Отметим, что работы ижевских школьников неоднократно отмечены высшими наградами на всероссийских и международных научных конкурсах.
Наша новая встреча с Заслуженным учителем России Александром Широковым состоялась незадолго до 155-летней годовщины со дня рождения его выдающегося земляка, основоположника отечественной космонавтики Константина Циолковского. Научное наследие Циолковского, значение его идей в современном мире, роль астрономии в школьном образовании - все эти вопросы как раз и стали предметом нашего разговора.
Гений или сумасшедший?
- Александр Николаевич, полагаю, вы не станете спорить, что сегодня можно встретиться с крайне противоречивыми оценками личности Циолковского. Есть мнения, что его заслуги были преувеличены, а большинство его идей сумасбродны… Как вы сегодня объясняете своим ученикам роль ученого в истории отечественной науки?
- Судьба гения Циолковского, на мой взгляд, типична и в некоторой степени трагична. История знает немало примеров, когда гениальных людей считали сумасшедшими, а их идеи - бредовыми. Но время всё расставляет на свои места. И неоспорим тот факт, что основоположником космонавтики Константина Эдуардовича признают сегодня не только у нас в стране, но и за рубежом.
- Но будем честными, некоторые из идей Циолковского не только в то время, но и теперь можно счесть утопическими. К примеру, его взгляды на «идеальную модель государства», в котором счастливы все граждане до единого. Либо же его рекомендации к тому, какими качествами должны обладать члены правительства…
- Да, его взгляды на вопросы улучшения человеческой расы выглядят достаточно спорными. Исследования в ракетостроении, по его собственному признанию, были для него лишь одним из средств, направленных на «искоренение зла на земле». Но нужно уметь отделять зерна от плевел. Очевидно, что благодаря неудержимой энергии Циолковского в мире стали более энергично заниматься ракетостроением. Так или иначе, он сумел продвинуть научно-техническую мысль далеко вперёд, тем самым приблизив начало космической эры, новой эры в развитии земной цивилизации.
- К слову сказать, 17 сентября исполняется 45 лет со дня открытия музея Циолковского в селе Ижевское. Живя и работая здесь, как вы оцениваете музейную миссию в популяризации идей ученого?
- Музей, на мой взгляд, играет важную роль в научно-просветительской деятельности в масштабах всей Рязанской области. Его работники не только сохраняют память об ученом, но и пропагандируют аэрокосмические знания среди жителей региона, что представляется ещё более значимым фактом.
Ученики Александра Широкова на Всероссийском фестивале науки. |
Роль педагога
- Но в то же время астрономия как отдельная дисциплина была исключена из школьной программы более десяти лет назад…Как вам кажется, есть ли у этого предмета шансы хотя бы в отдаленном будущем вернуться в расписание школьных занятий?
- Как учитель физики и астрономии, разумеется, о таком бы я мог только мечтать… Но в то же время я понимаю, сегодня все узловые вопросы астрономии включены в программу по физике. И для меня важнее осветить мировоззренческие вопросы, чем радеть за разделение физики и астрономии. Углубленное изучение астрономии возможно в объединениях дополнительного образования детей. И подобную работу, к слову, веду не я один. В частности, ею занимается «Рязанский центр развития творчества детей и юношества». Хорошо, когда в регионе есть такие педагоги, которые понимают, что на родине основоположника космонавтики аэрокосмическое образование должно быть поставлено соответствующим образом. Их труд играет куда большую роль, чем формальные часы в школьном расписании.
Вечные вопросы
- Когда родитель отдает своего ребенка в музыкальную школу или спортивную секцию, он твердо представляет себе, как эти занятия могут пригодиться его сыну или дочери в будущем. А что даёт детям увлечение астрономией?
- Астрономия - нечто большее, чем просто наука. Это одна из немногих научных дисциплин, которая затрагивает все области человеческого опыта: от веры до философии, от истории до искусства. Педагог, со своей стороны, как раз и должен помочь ребенку самому достичь понимания взаимосвязей между разнообразными областями знаний и опыта. Подтолкнуть его к формированию собственного мировоззрения, без которого самореализация человека лишена всякого смысла. И на этом пути ни один человек не может не задавать себе основополагающие вопросы. Кто я? Как произошел мир вокруг меня? Как я могу влиять на ход событий в мире? В этом аспекте увлечение астрономией помогает ребенку прийти к стройному научному мировоззрению.
Но наряду с этим такое увлечение вполне может иметь прикладное значение. Аэрокосмические знания проникают сегодня во многие сферы деятельности человека. Наука всё в большей степени становится фактором национальной безопасности государства. И успехи, достигнутые в астрономических исследованиях, в ракетно-космической отрасли, способствуют внедрению новейших технологий во всём мире.
- Какими успехами может гордиться сегодня ваша сельская обсерватория? Над какими интересными проектами вы работаете в последнее время?
- Один из проектов, над которым мы трудимся уже на протяжении 8 лет, - «Взаимосвязь серебристых облаков и погодных условий в нижнем ярусе атмосферы». Говоря вкратце, наблюдая за серебристыми облаками, мы учимся предсказывать выпадение интенсивных осадков и ураганные явления. Гипотезы, выдвигаемые ребятами, уже сейчас получили отклик в научном мире. Хотя окончательно подтвердить их мы сможем по завершении цикла солнечной активности, продолжительность которого 11 лет.