Галины Чепурная |
В средней общеобразовательной школе №3 города Рязани выпускников можно встретить довольно часто. Кто-то приходит поделиться успехами, кто-то поздравить с памятными датами. Как удаётся нынешним педагогам выстраивать такие добрые отношения с учениками? По мнению директора МБОУ «Средняя образовательная школа №3», руководителя высшей квалификационной категории, Почётного работника общего образования Российской Федерации Галины ЧЕПУРНОЙ, это возможно благодаря уважительному отношению к детям.
Стандарты новые, зарплата...
- Галина Владимировна, ваша школа в числе четырёх школ Рязани стала опорной. В чём особенности этого статуса?
- Опорная школа - это инновационное явление образовательного процесса. Статус «опорная школа» присваивается учреждению, обладающему необходимыми условиями для внедрения новых педагогических технологий. Опорные школы - это своего рода методические центры, призванные апробировать собственные наработки и оказывать помощь другим образовательным учреждениям. Учителя нашей школы уже давно придерживаются в своей педагогической деятельности принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу Федерального государственного образовательного стандарта. Теперь наша задача - помочь коллегам из других школ адаптироваться к требованиям нового стандарта.
- Произошли преобразования в системе образования, но почувствовали ли педагоги дополнительную поддержку?
- Преобразования коснулись и системы оплаты труда. Стимулирующая часть заработной платы сейчас выплачивается педагогам с учётом качества и результативности выполняемой работы, и у наиболее опытных и квалифицированных учителей она значительно превышает базовую часть заработка.
Задача педагога - увидеть и раскрыть творческое начало ученика. |
Дети такие же...
- У вас более двадцати лет педагогического стажа. На ваш взгляд, заметно ли отличаются нынешние дети от тех, что учились два десятилетия назад?
- Человек так устроен, что рано или поздно начнёт рассуждать: «А вот в моё время молодёжь была другой, и деревья были зеленее...» Поэтому учителя со стажем отмечают, что раньше дети были лучше организованы, более послушны. Ответ на этот вопрос - отражение субъективной позиции. Я думаю, что дети в любое время одинаковы - они хотят действовать, готовы к сотрудничеству и вправе требовать уважения к себе.
В обществе, конечно, произошли определенные изменения. Сейчас всё чаще проявляется в людях потребительское отношение. Все хотят жить в чистом городе, учиться в престижной школе. Но каков собственный вклад каждого в общее благополучие? К сожалению, не все могут ответить на этот вопрос. А вот потребовать может каждый.
- Много ли выпускников школы выбирают для себя педагогическую стезю?
- Хотелось бы сказать, что много... Но, к сожалению, это не так. За последние восемь лет только одна наша выпускница уверенно заявила, что хочет работать в школе. Сейчас она учится в РГУ. Очень надеемся, что это желание не пропадет, и наша ученица придёт в школу в качестве молодого учителя.
- Как нынешние дети представляют себе профессию педагога?
- Профессия педагога для них - это малооплачиваемая и трудная работа. Новая система оплаты труда дает возможность заработать дополнительные средства - но, прежде всего, опытным педагогам. А молодой специалист получает очень низкую зарплату. Ведь пока недостаточно стажа и опыта для высокой результативности труда, непросто получить стимулирующие выплаты, несмотря на то, что администрация любой школы старается предоставлять молодому учителю бонусы и льготы. Это большая профессиональная беда, которая заставляет задуматься: а кто будет воспитывать наших внуков?
Профессиональный круг
- Трудность педагогической профессии в том, что в течение всего дня приходится отдавать свою энергию десяткам детей. Как педагоги восстанавливают силы?
- Как и у врачей, у педагогов ярко выраженный синдром выгорания на работе. Но и дома учителям не всегда удается снять с себя напряжение. Часто они заняты проверкой тетрадей, общением с родителями учеников и не находят в себе силы выйти из профессионального круга.
Но без своей профессиональной деятельности, без уроков, тетрадей, учеников уже невозможно представить своё существование. Общаясь со своими учениками, я ловлю себя на мысли, что «свободно дышу», отдыхаю от административной деятельности. Ведь дети, если к ним уважительно относишься, платят той же монетой.
Многим учителям помогают «не сгореть» на работе увлечения музыкой, спортом, литературой...
- А вы увлечены бардовской песней, правильно?
- Да, это очень помогает снимать стрессы. Более 25 лет в Рязани действует творческое объединение бардовской песни «Апрель». Бардовская песня интересна тем, что позволяет выразить совершенно разные точки зрения. И при этом имеет глубокий смысл, актуальный во все времена.
Мастера и ремесленники
- Удаётся ли современной школе не переломить творческую индивидуальность молодёжи?
- Самая большая опасность при общении учителя с ребёнком в том, что педагог имеет определённую власть над ним. Он может, даже не осознавая этого, подстраивать детей под собственные нормы. Наша задача - найти ту самую «золотую середину», которая не даст задавить индивидуальность ребёнка и не трансформирует его в так называемого среднестатистического «члена общества». Конечно, молодому человеку необходимо поддерживать традиции, идеи, правила и нормы, но при этом важно сохранять свою индивидуальность, с которой он родился. А педагог должен её увидеть и раскрыть. В любой профессии есть ремесленники и мастера. Чем больше мастеров-педагогов, тем более свободное и творческое общество мы воспитаем.
- Ваша школа считается одной из наиболее конкурентоспособных в Рязани. Значит, педагоги нашли эту «золотую середину»?
- Славу любой школе создают ученики и педагоги. Если выпускники добрым словом вспоминают учителей, то можно считать, что мы работаем не напрасно.
В преддверии Дня учителя хочется поздравить всех педагогов города и коллег-директоров с нашим профессиональным праздником. Желаю не выгорать на работе, беречь своё здоровье и энергию для того, чтобы тепла вашего сердца хватало и на себя, и на родных, и на учеников.