aif.ru counter
414

Почему приходится платить за проданную землю?

Чаще всего жителей области интересуют вопросы следующего характера. Имеет ли физическое лицо право не платить налоги за земельный пай, который никогда не обрабатывался, не давал никакого дохода? Более того, в 2007 году он был продан за определенную плату другому человеку, а квитанция на уплату земельного налога «пришла» к первому физическому лицу. Правильно ли это?

- Да, правильно. Ведь существует Федеральный закон от 29 ноября 2004 года № 141-Ф3, согласно которому в Налоговый кодекс введена налоговая глава 21 «Земельный налог». Этой главой собственники земельных долей признаны налогоплательщиками. Земельные участки, числящиеся в общей долевой собственности, учтены в государственном кадастре недвижимости, а их владельцы являются налогоплательщиками.

Но пай продан, почему же в списке налогоплательщиков по-прежнему фигурирует фамилия первого физического лица?

Дело в том, что Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» четко установлено, кому собственник такого пая может продать свою землю без выделения участка в счет земельной доли, как это произошло в данном случае. Это физическое лицо могло продать свою землю другому участку долевой собственности, сельскохозяйственной организации или члену крестьянско-фермерского хозяйства, использующему участок, находящийся в долевой собственности. Кому продана доля этим физическим лицом, неизвестно.

Кроме того, в данном случае не выполнено требование гражданского законодательства об оформлении договора купли-продажи в письменной форме, подлежащего государственной регистрации. Вместе с договором государственную регистрацию должен пройти переход права собственности от продавца к покупателю. Завершиться все должно регистрацией покупателем права собственности. Только с этого момента продавец перестает быть собственником земли и налогоплательщиком.

В данном же случае продана не сама земельная доля, а документ на право собственности на нее. Поэтому это физическое лицо по-прежнему остается собственником земли и в его адрес налоговая служба отправляет уведомление об уплате земельного налога.

В то же время в соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ физическое лицо имеет право самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов с исковым заявлением о признании недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения (ст. 178 Гражданского кодекса РФ). В случае удовлетворения судом искового заявления, каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное при сделке (ч. 2 ст. 167 ГК РФ).

Также граждане задают и такие вопросы: Может ли государство отобрать землю, находящуюся у человека в долевой собственности?

- Статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельный участок, который числится в категории земель сельскохозяйственного назначения, может быть в судебном порядке изъят у владельца в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в течение трех лет.

Кроме того, в рамках рассматриваемого вопроса стоит разъяснить требования статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции от 29.06.2012 года № 96-ФЗ), вступившей в законную силу с 1 июля 2011 года.

Данная статья гласит, что невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной.

Невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых по вышеуказанным основаниям могут быть признаны невостребованными, после чего данный список представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности. Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка.

Ранее в п. 5 ст. 13 упомянутого закона в старой редакции содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Однако новая редакция указанного закона содержит принципиально иное правило.

Общее собрания участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях. Каким должно быть это решение, в Федеральном законе №435-ФЗ не разъясняется.

Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными. Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового судопроизводства.

По материалам газеты «Колос».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах