Как сообщила на днях зам-начальника управления благоустройства администрации города Ольга Свинцова, первым делом в пруд планируют внести специальный биопрепарат, что позволит снизить цветение воды. Вслед за этим решено заняться проблемой донных отложений и рекультивации нарушенных земель на берегах водоёма. Предполагается, что после завершения всех мероприятий Рюмин пруд вернёт своё рекреационное значение. Чиновники не исключают, что благодаря их стараниям уже в не столь отдаленном будущем по водной глади Рюмина пруда вновь, как и несколько десятилетий назад, будут скользить лодки, байдарки и катамараны…
Для краеведа-любителя Юрия Лактаева Рюмина роща - это годы от далекого предвоенного детства до вступления во взрослую жизнь. Это его детство и юность, счастливые воспоминания о которых не могло омрачить даже военное лихолетье. Юрий Геннадьевич - давний товарищ известного рязанского писателя и фотодокументалиста Николая Аграмакова, соавтор ряда его очерков и публикаций. Уже многие годы Лактаев живет в Москве, но и по сей день из года в год возвращается на родную землю, чтобы посетить могилы родителей и вновь пройти по тем местам, где когда-то он родился и вырос.
На минувшей неделе Юрий Лактаев стал гостем редакции «АиФ-Рязань».
Природная идиллия
- Юрий Геннадьевич, вам известно, какой была Рюмина роща ещё в довоенные годы… Что запомнилось вам ярче всего?
- Я жил тогда на улице Яхонтова, в доме №6, и до Рюмина пруда было рукой подать. Проходишь насыпной вал, Казанскую железную дорогу, и вот ты уже на берегу… Мы, мальчишки, пропадали здесь с утра до ночи. Можно было переплыть через пруд и попасть на стадион «Трактор», на месте которого позднее был построен ЦСК. Когда здесь проходили матчи по футболу, мяч нередко вылетал за пределы поля и падал прямиком в воду. И тогда мы наперегонки бросались его ловить.
Здесь в изобилии водилась рыба. Для ловли карпа мы плели леску из конского волоса, прилаживали к ней крючок, а вместо удочки брали обычную палку подходящего размера. К слову сказать, карпа нам ловить не разрешали. Говорили, что разводят его здесь для кого-то из городского начальства, и по этой причине на территорию даже поставили сторожа. Правда, забрать он у нас мог только орудия лова, а рыбу мы прятали загодя, едва заметив его приближение. Помню, что карпов у меня покупал один доктор, который жил на соседней улице. За трех рыбин он платил один рубль, и это был мой личный доход на кино и прочие удовольствия.
А кроме карпа мы ловили в пруду, и уже без всякого запрета, гольца и карасей: белого и красного. Собирали грибы. В Рюминой роще тогда были целые россыпи моховиков и шампиньонов. Уже позже, в голодные военные годы, это было большим подспорьем для наших семей.
Помню, как в месте соединения Рюмина пруда с ещё одним прудом, поменьше, к водопаду приходили женщины и на камнях полоскали бельё…
Это было удивительно красивое и спокойное место. Люди шли сюда целыми семьями и располагались прямо на траве. А те, кому нравился подвижный отдых, могли проводить время на волейбольных площадках или кататься на лодках.
- Как долго продолжалась эта идиллия?
- Первые заметные преобразования затронули эту рощу в начале пятидесятых годов. Кто-то «наверху» решил, что необходимо срочно очистить дно водоёма. Это тем более странно, что до тех пор пруд не чистили ни разу, и при этом вода в нём была чистейшая. Пруд подпитывался от родников, которые брали своё начало у Лазаревской церкви, а отдавал свои воды речке Лыбеди. Но люди решили, что даже проточный пруд нуждается в их вмешательстве. Слили воду, погибло много рыбы… А еще через некоторое время, уже когда я жил в Москве и учился в институте, во время одного из своих визитов на родную землю я увидел на берегу пруда брошенные газовые баллоны, автопокрышки и прочий хлам. В Рюмину рощу пожаловали «благоустроители». На мой взгляд, именно тогда и начался её упадок.
Работа над ошибками
- Многие с вами не согласятся. Возможно, поначалу, когда на территории ЦПКиО была развернута стройка, роща действительно утратила часть своей красоты. Но позднее, к концу пятидесятых годов, по соседству с прудом появился зеленый театр. Здесь же начали работать аттракционы: колесо обозрения, машинки для детворы, детские площадки, прокат велосипедов… Уверен, немалое количество наших земляков вспоминает эти времена как расцвет Рюминой рощи!
- В самих по себе аттракционах, разумеется, не было ничего плохого. Но соседство им составила пивная, а позднее и ресторан, что уж точно никак не способствовало облагораживанию природной территории. А помимо того, опять же, по моему мнению, благоустройство нередко носило показушный характер. Власть заявляла, что делает то или иное ради блага людей, но о последствиях принятых решений мало кто задумывался. И с годами изменение ландшафта рощи вышло боком: ухоженный некогда парк стал зарастать «сорными» деревьями и кустарником. Опять же, если бы построенные объекты содержались должным образом, возможно, всё сложилось бы иначе. Но все мы помним, как в 90-е центральный парк превратился в руины…
Можно было бы найти разумный компромисс между тем, что хорошо для человека и хорошо для природы. К сожалению, этого не произошло.
- Похоже, что теперь, по прошествии многих лет, власть берется за «работу над ошибками». Вы верите, что из этой затеи выйдет прок?
-Я верю, что если не поскупиться на затраты и подойти к работе со всей ответственностью, можно будет очистить пруд и благоустроить территорию парка. Беда в том, что этого явно будет недостаточно. До середины XX столетия в Рюминой роще был естественный водообмен. Но родники, питавшие пруд, давно пересохли. Нет больше и нормального оттока воды, потому что Лыбедь загнана в трубу. А не будет проточной воды, и спустя годы пруд снова зарастет и заилится, сколько бы средств мы ни потратили сегодня на его восстановление. Остается верить, что мы учтем наши прошлые промахи и не наступим еще раз на те же грабли.
С конца XIX и до середины XX столетия Рюмина роща оставалась одним из красивейших природных уголков Рязани.
P.S. Как стало известно, расчистка Рюмина пруда должна стать одним из этапов профильной программы, рассчитанной до 2015 года. Среди мероприятий по очистке водоёма предусмотрен спуск воды, а также капитальный ремонт гидротехнических сооружений, обеспечивающих водосброс из пруда в Лыбедь.