Если судить по количеству и разнообразию магазинов, которые появились за последние пять-десять лет в Рязани, складывается впечатление, что регион уже вплотную приблизился к «золотому веку» товарного изобилия. Чем объяснить столь бурный рост торговли, «АиФ-Рязань» рассказывает заместитель министра экономического развития и торговли Рязанской области Ирина Полозова.
До Европы не дотягиваем
Лариса Булатова, «АиФ-Рязань»: Новые магазины в Рязани всё строят и строят. На ваш взгляд, не многовато ли сегодня торговых точек в Рязанской области?
Ирина Полозова: С одной стороны, в регионе и правда на 74% превышен норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. На тысячу жителей приходится 819 квадратных метров торговой площади. Но с другой – такая ситуация имеет место только за счёт Рязани, Касимова и Сасова, где сосредоточено большинство магазинов и торговых центров, и куда за покупками едут люди из соседних городов и сёл. На самом деле количество магазинов в муниципалитетах неодинаково. Два района, Путятинский и Скопинский, не достигли еще среднеобластного уровня.
Если же сравнивать Рязань с европейскими стандартами, то до них мы и вовсе не дотягиваем. Эти стандарты учитывают только магазины современных форматов: супер- и гипермаркеты, дискаунтеры (магазины, торгующие в розницу по оптовым ценам – ред.) и магазины самообслуживания. В регионе далеко не все торговые точки подходят под эти критерии, да мы к этому и не стремимся. Наша задача – ликвидировать диспропорцию в обеспечении жителей торговыми площадями, поддерживая местных предпринимателей и помогая им развиваться.
Ежегодно появляется 200-250 новых торговых точек – не только в областном центре, но и в районах. Малый бизнес в области растет за счёт федеральных и региональных программ господдержки. Так, например, уже 3 года подряд регион выделяет субсидии на компенсацию расходов при покупке автолавок в сельской местности. За это время приобрели уже 40 машин.
- Но не «задушат» ли местных предпринимателей федеральные сети?
- В Рязанской области 8,5 тысяч магазинов, из них всего 200 магазинов федеральных продовольственных сетей. Так что вряд ли «сетевики» повредят местным предпринимателям. А вот то, что они привнесли в нашу торговлю стандарты высокого качества обслуживания, очень ценно. И под влиянием федеральных гигантов к новым стандартам стали подтягиваться местные магазины: конкуренция заставляет.
Приход «сетевиков» простимулировал развитие всей торговли – по формированию ассортимента, по технологиям продаж, по классу обслуживания. К слову, сейчас наши производители присутствуют почти во всех торговых сетях: поставляют до 80% хлебобулочных изделий и яиц, до 50% молочной продукции.
Примета времени
- Чем, с вашей точки зрения, отличаются современные принципы розничной торговли от советских?
- Принципиальной разницы я не вижу: направленность на потребителя была и остаётся основой. Но сегодня торговля предполагает новые технологии, компьютеризацию, маркетинговые исследования.
В свою очередь, и в советской розничной торговле было немало плюсов. Была крепкая система подготовки кадров, была прозрачность, когда всем ясно - на каком участке чего не хватает.
Но был и серьёзный минус: дефицит товаров. Я начинала трудиться в советской торговле. И могу сказать, что в условиях избытка товаров работать оказалось гораздо сложнее. Теперь, для того чтобы продать товар, ты должен грамотно предложить его покупателю, прорекламировать. Даже разложить товары по полкам – уже целая наука.
Современные гипермаркеты помимо большого ассортимента товаров предлагают человеку и массу услуг. В торгово-развлекательном комплексе покупатель может посетить кинотеатр, кафе, парикмахерскую, а дети могут провести время в игровом центре. При новых стандартах торговли так называемый шопинг стал формой проведения досуга.
- То есть мы уже вплотную подошли к тому моменту, когда даже в провинциальной Рязани формируется общество потребления?
- Хотим мы этого или нет, но в нашей стране всё отчетливее проявляются черты общества потребления. Один из главных его признаков – меняется структура покупок. Люди всё чаще отправляются за непродовольственными товарами, в том числе приобретают их в кредит. То есть мы покупаем что-либо уже не только ради того, чтобы обеспечить своё существование, а потому что просто хотим это купить. По статистике 44% своих доходов рязанцы в прошлом году тратили на покупку товаров.
К тому же, в последние годы покупательская способность населения становится всё выше. И потому новые магазины будут открывать до тех пор, пока не насытится рынок, пока в них идут покупатели.