Без ремесла никуда
- Владимир Владимирович, чем, на ваш взгляд, обусловлен рост интереса к фотографии среди молодого поколения?
- Я бы не сказал, что речь идёт об интересе к фотоделу… Есть фотография, а есть делание картинок, и вещи эти совершенно разные. Подлинный интерес к фотографии априори подразумевает стремление к овладению мастерством. Сегодня же мало кто утруждает себя изучением ремесла. И на моём курсе, как правило, поначалу царит небывалый ажиотаж. Когда же выясняется, что в ремесле фотографа немало рутинной, кропотливой работы, интерес нередко пропадает…
Так что скорее можно говорить не об интересе, а о моде. Фотокамера стала модным аксессуаром, и рынок активно зарабатывает на этой тенденции.
В этом мнении меня, к слову, утвердил один случай. Две моих студентки, прежде чем начать ходить ко мне на занятия, по отдельности приобрели для себя дорогие камеры. И сколько же было огорчений, когда выяснилось, что их аппараты оказались абсолютно одинаковыми…
- И, тем не менее, вам предстоит прививать подобным «модницам» любовь к фотоискусству… Реально ли это?
- Всё зависит от человека. От того, возникнет ли у него желание идти дальше. Разумеется, если ему достаточно снимать «красивые картинки», дабы демонстрировать их друзьям, на этом он и остановится. Если же есть амбиции, есть целеустремлённость, вне зависимости ни от каких сторонних факторов, он может вырасти в хорошего художника.
О творчестве и коммерции
- Отмечу, что сегодня на волне этого интереса немалое количество фотографов, как хороших так и не очень, открывают экспресс-курсы по обучению фотоделу. Иные обещают едва ли не за месяц-другой «превратить любителя в профессионала». Но можно ли в действительности научиться хоть чему-то за такое короткое время?
- Краткосрочные курсы хороши только для того, чтобы научить человека не бояться фотоаппарата. И не более. Я сам, в своё время, вёл подобные курсы, но честно говорил людям: я не сделаю из вас профессионалов, я расскажу только об азах. Дальше всё зависит от вас.
Сегодня же зачастую выпускники такого рода курсов, едва научившись нажимать на кнопку, считают себя профессионалами и принимаются зарабатывать деньги. Так, год от года в Рязани становится всё больше рекламных, свадебных фотографов…
- Навскидку можно сказать, сколько рязанцев сегодня позиционируют себя как профессиональные свадебные фотографы?
- Больше сотни. При этом приличных фотографов среди них от силы человек двадцать. Делать «красивости» несложно. Тем паче, что и клиент, чаще всего выбирает то, что «красиво» и не очень дорого. Однако мне нередко приходилось слышать от недавних молодожёнов, дескать, обратились к фотографу, который рекламировал себя как профессионала, а снимки вышли хуже некуда! Спрашиваю, а видели вы работы этого человека до того, как его наняли? В подавляющем большинстве случаев – нет. Между тем, даже приглашая хорошего фотографа, стоило бы заблаговременно познакомиться с ним, с его творчеством, дать ему возможность узнать, что вам нравится, что вас радует… И тогда свадебное фото может стать действительно неповторимым, и не превратится в очередной набор заученных поз на красивом фоне.
Есть, к слову, помимо недопустимости халтуры и ещё одна причина, по которой я категорически не советую своим студентам спешить стать «профессионалами» раньше времени. Я видел массу примеров, когда люди, едва овладев основами фотодела, принимались зарабатывать и говорили себе, мол, вот сейчас заработаю на новую камеру, на что-либо ещё, а уж потом займусь художественной фотографией, начну делать гениальные вещи. Но не получается…
Во-первых, человек привыкает к тому, что за любую работу ему должны платить. А кроме того, он нарабатывает большое количество шаблонов, перешагнуть через которые чаще всего не удаётся.
В моей жизни был период, когда я довольно много времени уделял коммерческой фотографии. И в финансовом плане всё было неплохо… Но в какой-то момент почувствовал, что на собственные проекты, задумки не остаётся ни времени, ни сил, ни желания. Наверное, к счастью для меня, подросло новое поколение фотографов, и с головой ринулось в коммерцию… И я получил возможность вернуться к тем идеям, к которым не мог подступиться многие годы. Так, к примеру, недавно я начал работать над большим фотопроектом, который призван запечатлеть наших рязанских женщин, ожидающих рождения ребенка. Время, предшествующее рождению новой жизни, счастливые матери с детьми, которые только-только появились на свет. Затея это совершенно некоммерческая, но необычайно для меня интересная.
Главное - желание
-И всё-таки, возвращаясь к началу нашего разговора… Что можно посоветовать начинающему фотографу, который имеет желание стать настоящим фотохудожником? Как много зависит от техники, с которой он начинает работать?
- Если есть желание, неважно какой камерой вы начнёте снимать. Одна из моих первых выпускниц работала с самой дешевой «мыльницей», но делала такие работы, что их экспонировали на выставках не только в Рязани, но и за пределами нашей страны! Так что начинающему фотографу совет будет простым: как можно больше снимать и постоянно расширять свой творческий кругозор. Не менее значимо – относиться к себе критически. У меня, к слову, есть такой способ оценивать собственную работу. Делаю небольшую копию с фотографии и вешаю её на стену, туда, где она постоянно будет перед глазами. И если через месяц меня от этого снимка не начнет тошнить, значит, действительно удалось сделать что-то стоящее.