Рязанская область не однажды становилась местом действия и съемочной площадкой советских фильмов. На рязанской земле играли легендарные актеры, снимали легендарные режиссеры, а сами города и веси не раз превращались в кинолентах то в несуществующие города, то в морские дали.
«Сталинград» на Орешке
«Возмездие», 1967 год, режиссер Александр Столпер
Фильм «Возмездие» Александра Столпера – продолжение кинокартины «Живые и мёртвые», хоть и не пользовался таким успехом, как экранизация первой части трилогии Константина Симонова, тем не менее, снискал широкую известность в СССР. Малоизвестный факт: декорации разрушенного Сталинграда для съёмок построили неподалёку от нашего Орехового озера, под Рязанью. Фактически здесь провели большую часть натурных съёмок. Основные эпизоды картины, в том числе с участием легендарных актёров Кирилла Лаврова (в роли капитана Синцова) и Анатолия Папанова (в роли генерала Серпилина) снимали в декорациях «Мосфильма». Фильм «Возмездие» стал первым в кинобиографии ещё одного, впоследствии необычайно популярного актёра Игоря Старыгина - Арамиса из «Трёх мушкетёров».
Провинциальные дебюты
«Тучи над Борском», 1960 год, режиссер Василий Ордынский
Всего за год до съёмок в картине «Когда деревья были большими» актриса Инна Гулая исполнила свою первую главную роль в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском». Действие киноленты происходило в вымышленном провинциальном городке – Борске, в котором по сюжету жила главная героиня – десятиклассница Оля Рыжова, попавшая в силу трагического стечения обстоятельств в секту «пятидесятников». Роль Борска исполнил один из районных центров Рязанской области – город Касимов. К слову сказать, Касимов с его уникальным «уездным колоритом», пользовался у советских кинематографистов особенной любовью. Кстати, именно со съёмок в Касимове началась кинокарьера ещё одной прославленной отечественной актрисы – Инны Чуриковой, которая исполнила в фильме «Тучи над Борском» свою первую роль.
Куда приехал ревизор?
«Инкогнито из Петербурга», 1977 год, режиссер Леонид Гайдай
В третьей по счёту советской экранизации бессмертной пьесы Гоголя в Касимов пожаловал господин Хлестаков (актёр Сергей Мигицко). Именно Касимов, по мнению режиссёра Леонида Гайдая, более всего походил на город, от которого в XIX столетии «хоть три года скачи, а ни до какого государства не доедешь». В течение нескольких съёмочных месяцев на местных улицах хлопотали перед «столичным гостем» городничий (Анатолий Папанов), попечитель Земляника (Вячеслав Невинный), почтмейстер Шпекин (Леонид Куравлёв) и другие обитатели уездного города.
Примечательно, что прочие отечественные экранизации «Ревизора» снимали в городах, к которым определение «уездный» не подходило вовсе - в Москве, Саратове и даже в Праге.
Шиловские сны
«Трудно первые сто лет», 1988 год, режиссер Виктор Аристов
В одном из колхозов села Инякино Шиловского района, а также на железнодорожной станции «Шилово» происходит действие одной из самых необычных лент перестроечной эпохи – фильма Виктора Аристова «Трудно первые сто лет». С шиловского вокзала главная героиня фильма – доярка Варя собиралась сбежать в Смоленск, от нелюбимого мужа и свекрови, а в Инякино режиссёр снимал «серые деревенские будни». Авангардизм картины (основное действие регулярно перемежалось с причудливыми снами героини) массовому зрителю не пришёлся по вкусу, а вот кинокритики, по большей части приняли киноленту благосклонно.
Дядьковский баламут
«Баламут», 1978 год, режиссер Владимир Роговой
Главный герой комедийного фильма 1978 года «Баламут» - выпускник сельской школы Петя Горохов (актёр Вадим Андреев) ехал поступать в столичный институт из деревушки Дядьково не только по сюжету. Именно здесь, под Рязанью снимали первую сцену фильма, в которой трое парней верхом на конях догоняли поезд. В Дядьково съёмочная группа работала и над эпизодами, повествующими о возвращении Пети в родную деревню на каникулы, включая купание главного героя в проруби.
Окские феминистки
«Дорога к морю», 1965 год, режиссер Ирина Поплавская
На окской набережной в Касимове, на местном вокзале, а также на окраине города, разворачивается действие одной из самых феминистских (по мнению некоторых критиков) советских кинолент «Дорога к морю» (1965 год). Две сёстры Ася и Славка мечтают бороздить моря. По этой причине девицы щеголяют в тельняшках, и наряжают в тельняшку домашнего кота. А кроме, изучают самбо, и весь фильм борются с неверием мужчин-ретроградов в безграничные возможности советской женщины. Так, персонажа Георгия Вицина одна из героинь даже бросает через плечо борцовским приёмом.
Правда, на море барышни так и не попадают. Зато к концу киноленты сменяют тихую гладь Оки на бурные воды одной из рек Забайкалья, где им доверяют, наконец, управлять катерами.