Почти в каждом российском городе есть улица, носящая имя академика Павлова. Есть такие улицы и за рубежом – например, в Праге и Карловых Варах. Именем учёного названа Интернациональная лаборатория при университете Джона Гопкинса в Балтиморе, США, и научное общество «Северная Америка». Есть такая улица и в Рязани, на родине старейшего физиолога мира. А в его отчем доме теперь – музей.
Нарушитель традиций
Иван Петрович Павлов мог бы стать священником, как его дед и отец — пожизненный благочинный Рязани, настоятель одной из старейших в городе Лазаревской церкви, за свои заслуги получивший право на потомственное дворянство. Иван даже закончил духовное училище и отучился в семинарии. Но книги по естествознанию, которые он брал из отцовского шкафа, особенно труд профессора петербургского университета И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», перевернули жизнь 20-летнего семинариста.
В 1870 году Павлов поступил на юридический факультет Петербурского университета — семинаристы были ограничены в выборе специальностей. Но уже через две недели перешёл на естественное отделение физико-математического факультета. Так началось его триумфальное шествие к вершинам науки.
Нобелевский лауреат
Ни один из русских ученых XIX-XX вв., даже Д.И. Менделеев, не получил такой известности за рубежом, как академик Иван Петрович Павлов. Как врач и учёный, он исследовал высшую нервную деятельность животных и человека, сделав это направлением одним из самостоятельных в науке. Его важнейшее достижение — открытие условного рефлекса и разработка теорий работы коры головного мозга человека.
Результаты своих многолетних опытов Павлов изложил в 1903 году в докладе в Мадриде, за что год спустя и получил всемирное признание и Нобелевскую премию в области биологии. Он стал первым из русских учёных, кого удостоили такой чести.
Но даже получив международное признание, Иван Петрович не прекратил свои опыты. И ещё 35 лет занимался различными исследованиями, практически полностью перевернув представления учёных о работе мозга и рефлекторных процессах.
Признание
Однако наша страна чуть не потеряла мировую знаменитость. В годы разрухи после революции 1917 года Павлов готов был уехать за рубеж, чтобы продолжать заниматься наукой в нормальных условиях. И только постановление Совнаркома спасло его от эмиграции. В посёлке Колтуши под Ленинградом физиологу разрешили основать собственную физиологическую лабораторию при Институте экспериментальной медицины АН ССС. Позже её преобразовали в Институт физиологии.
Во многом именно благодаря нашему выдающемуся земляку современная медицина находится на таком высоком уровне. Труды Павлова помогли разобраться не только в особенностях мозговой деятельности, но и в общих принципах физиологии. На основе его работ открыли закономерности наследственной передачи некоторых заболеваний. Отдельно стоит отметить его вклад в ветеринарию, и в особенности в хирургию животных, вышедшую при его жизни на принципиально новый уровень.