Примерное время чтения: 8 минут
1183

«Сила - в традициях». Фольклорист об истоках празднования Нового года

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. Аргументы и Факты - Рязань №52. Деньги с нафталином 24/12/2014

Уже несколько поколений россиян привыкли поднимать бокал шампанского в ночь на 1 января под звон курантов, аромат хвои и мандаринов. Но ведь Новый год не всегда был именно таким.

Как отмечали главные зимние праздники на рязанской земле, «АиФ-Рязань» рассказывает фольклорист, ведущий методист отдела нематериального культурного наследия Рязанского края областного научно-методического центра народного творчества, руководитель и хормейстер детских фольклорных коллективов в Рязани и Рязанском районе Анна Щетинина.

На Новый год – в красном

Анна Зорина, «АиФ-Рязань»: Скажите, Анна, в старину Новый год тоже считали большим праздником?

Анна Щетинина: Конечно, Новый год и в старину считали особенным праздником. Он входил в череду так называемых годовых праздников вместе с Масленицей, Прощёным воскресеньем, Пасхой, Троицей.

В допетровские времена - то есть до XVIII века - календарь был привязан к сельскохозяйственному и астрономическому циклу. И год начинался или весной, или осенью, когда подводили итоги страды - в октябре-ноябре. С принятием христианства на языческий календарь наложили церковный.

Сохранять традиции предков - работа Анны Щетининой. Фото: АиФ-Рязань

Если брать Новый год, то его понимали как переходный период в жизни мира и человека, который открывает потустороннюю связь. Это отражала и обрядовая сторона праздника. Это подтверждает тот же святочный период, когда девушки гадали на суженого, чтобы узнать свою судьбу.

В разных областях существовали свои особенности празднования Нового года. В Рязанской области, например, можно каждое село отдельно разбирать.

- В наше время повышенным спросом пользуются рекомендации о том, какой наряд выбрать для новогодней ночи. А в старину в Рязани были какие-то специальные праздничные костюмы?

- На три главных зимних праздника рязанские женщины наряжались в костюмы, которые они надевали на второй день своей свадьбы. Он был самым ярким: как правило, в нём преобладал красный цвет, который легче всего было получить из природных красителей. Но и это не правило - в селе Ново-Еголдаево Ряжского района, например, праздничный костюм был разноцветным. А в селе Секирино Скопинского района на годовые праздники носили исключительно «ясные» пояса - то есть жёлтого цвета.

В ту пору в каждой деревне даже повседневная одежда была особенной. Как объясняют историки, на семейный и общественный уклад влияла социальная принадлежность. Триста-четыреста лет назад в нашей области только крестьянство состояло из трёх сословий. Это были однодворцы - разорившиеся помещики, так называемые царские или государственные крестьяне и помещичьи. По узорам на понёве (юбке – прим.авт.) знающий человек мог безошибочно определить не только губернию и волость, но и село. Это традиции, пришедшие ещё из родоплеменных отношений. И сохранялись они вплоть до середины XX столетия.

В Новый год рязанские женщины прошлых веков предпочитали красное. Фото: АиФ

В бабушкиных сундуках таких нарядов осталось очень мало. И часто они уже в таком состоянии, что для их восстановления требуется помощь специалистов. А раньше костюм жил столетиями, его не стирали, а прожаривали на солнце летом и промораживали на холоде зимой.

Елка – невеста-сирота

- Какое угощение ставили на стол, когда ни винегрета, ни оливье ещё не было?

- Разговлялись на Рождество после поста, поэтому на столе обязательно было мясо. Новогодний стол накрывали в зависимости от достатка. Никаких салатов и закусок наши предки не знали, а ели супы, похлёбки, каши. Обязательной была свиная голова или молочный поросёнок, запечённый в печке. Пользовался популярностью ароматный курник - неразделанная потрошёная курица, запеченная в тесте. Обязательно ели блины: гречневые, пшеничные, пшённые. Всё это бытовало в рязанских сёлах ещё в середине XX-го века.

- А чем украшали свои дома рязанцы?

- Плетёными из соломы «люстрами» или «фонарями». На Рождество частенько внутрь ставили рукотворных ангелочков. Эта традиция сохранялась в деревнях ещё в прошлом веке. Ёлка стала новогодним атрибутом только после войны. А салат оливье и заливная рыба, пожалуй, с появлением фильма «Ирония судьбы». Только в прошлом веке в качестве украшения появились и бумажные снежинки.

Ёлочка у наших предков символизировала невесту-сироту. В качестве европейского новогоднего символа её признали лишь к концу XIX века, да и то в губернском городе, но не в деревне.

- Как развлекались в праздники?

- Новый год - это время вечёрочных посиделок, знакомства и сватовства молодёжи. А свадьбы играли после Крещения.

С Рождества до Нового года колядовали - то есть ходили по гостям и славили младенца-Христа. А потом до Крещения пели «овсень-таусень» - песни, которые носят смысл обновления земли и рождения нового года.

Новый год понимали как переходный период в жизни мира и человека, который открывает потустороннюю связь. Фото: Commons.wikimedia.org

Пограничное состояние

- Новый год сегодня это, скорее, красивая сказка. Стоит ли придавать ему большое значение?

- Этот праздник исстари был семейным, родовым. Ценно, что сегодня возвращается именно такое к нему отношение - люди стараются собрать всех близких вместе в новогодний период.

Это и рубеж, когда ты оцениваешь то, что сделал и чего хотел достичь, планируешь какие-то глобальные вещи на следующий год. Как и в древности, мы все, так или иначе, переходим в качественно новое состояние. И этот переход нам нужен для внутреннего равновесия.

Поэтому даже если русский человек отмечает Новый год в тёплой Турции, всё равно для него это - пограничное состояние. Он «выдыхает», чтобы вернуться с новыми силами в новый год и новое рабочее время.

- Но почему не придумать новые традиции, соответствующие нашему, а не прошлому времени?

- Эта духовность даёт нам очень многое. Ту мягкость души русского человека, которую мы почти утратили. Не все понимают, что мягкого человека сложнее победить - он гнётся, но не ломается.

Новый год на Руси любили и праздновали гуляньями. Фото: АиФ

- Так, может быть нужно современным детям прививать обычаи их далеких предков?

- Практически во всех рязанских школах и домах культуры работают детские фольклорные коллективы, куда приводят малышей с пяти-шести лет. Их руководители в первую очередь ставят задачу познакомить детей с тем, что было. И прежде чем разучивать с ними какую-то старинную песню, рассказывают её предысторию, разбирают непонятные слова, которых очень много. Конечно, мы стараемся в первую очередь брать наши рязанские песни. В этом нам очень помогает «Этнографический вестник», который выпускает наш центр. Студенты и преподаватели Рязанского музыкального колледжа привозят из экспедиций старинные песни.

Вырастая, дети приводят к нам своих детей. Значит, традиции живы.

Если это будет насильно, то пользы не принесет. Надо понимать, что от айфонов и интернета мы всё равно никуда не уйдём. Но, получая этот опыт, дети по-другому чувствуют современность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах