У молодых ребят сегодня есть много способов проявить себя, рассказать о своих взглядах, поделиться мыслями относительно происходящего вокруг, предложить свои идеи и решения. Один из таких способов – проектная деятельность.
Что же предлагает молодёжь? Какие темы у ребят в приоритете? На эти и другие вопросы редакции отвечает федеральный эксперт, координатор номинации «Культурное наследие моей страны» Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» Павел КВАРТНИКОВ.
Движущая сила
Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Павел, в нашем прошлом интервью ты сказал, что молодёжь надо слышать. Три года прошло. Что изменилось за это время? Так стали ли ребят слышать?
Павел Квартников: Три года, которые прошли с нашего общения, нельзя назвать простыми. Это время пандемии, экономических, социальных преобразований, обновлений во внешней политике России. В 2020 году принят Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», в котором закреплён возраст молодёжи – от 14 до 35 лет включительно. Сейчас можно говорить о том, что для молодёжи, в том числе учащихся старших классов школ, студентов вузов, в нашей стране создаются уникальные условия, при которых человек уже в юном возрасте может почувствовать себя полноценным гражданином своего Отечества.
Молодёжь является основной движущей силой добровольческих акций, направленных на оказание помощи людям, пострадавшим во время пандемии коронавируса, гражданам, эвакуированным с территорий ДНР, ЛНР, юго-востока Украины. В вузах увеличивается количество бюджетных мест для абитуриентов, в том числе на направлениях, которые особенно востребованы в регионах. Молодые люди активно включены в деятельность некоммерческих организаций. Серьёзные организационные, финансовые ресурсы государство направляет на поддержку молодёжных проектов.
— Как изменились эти проекты? Каким темам они сегодня уделяют внимание в первую очередь? Какие, наоборот, молодёжь игнорирует?
— Молодёжная аудитория остро чувствует время и не игнорирует ни одного из направлений. Спорт, экология, туризм, педагогика, историческая память поколений, краеведение, добровольчество, цифровые технологии – векторы, которые привлекают студентов в первую очередь. Если раньше учащиеся школ, студенты разрабатывали проекты в первую очередь, чтобы сделать благо для своих сверстников, что тоже здорово, то сегодня реализуется немало инициатив, направленных на развитие диалога между молодёжью и представителями старшего поколения.
«Зелёный свет» проектам
— Расскажи о самых перспективных проектах, которые тебе больше всего запомнились.
— В конкурсе студенческих проектов РГУ имени С.А. Есенина «Моя инициатива – региону» в 2021 году победил проект «Индивидуальные экскурсии-прогулки с localie» (автор – Рудная Екатерина, студентка Института естественных наук). Цель проекта – создание цифровой платформы, объединяющей авторов экскурсионных туров, посвящённых достопримечательным местам Рязанской области. Любой человек, планирующий посетить наш регион, сможет заранее связаться с местным жителем-гидом и договориться о дате, времени встречи, протяжённости маршрута. Это очень удобно.
— Традиционный вопрос: идеи и проекты ребят – написали, презентовали, защитили, а дальше? Доходит ли дело до реализации?
— Сама система поддержки молодёжных инициатив, существующая сегодня в России, направлена на то, чтобы помочь проектам воплотиться в жизнь. А если человек принял участие в грантовом конкурсе и победил, то необходимо реализовать все намеченные мероприятия и своевременно отчитаться – других вариантов нет.
Как сохранить память
— Насколько помню, сейчас ты принимаешь участие в реализации проекта «Интерактивная карта школьных музеев Рязанской области, посвящённых истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
— Музеем Победы на Поклонной горе реализуется программа «Школьный Музей Победы». Она направлена на оказание системной методической помощи школьным музеям России, в которых есть экспозиции, посвящённые истории Великой Отечественной войны. Идея проекта заключается в поддержке этой программы на региональном уровне. Инициатива реализуется на платформе издания 7info.ru при поддержке Фонда президентских грантов. Команда проекта совершает краеведческие экспедиции в школьные музеи, делает журналистские материалы о каждом из них, записывает уроки мужества, которые проводят педагоги и учащиеся. Итоговым продуктом проекта станет интерактивная карта, на которой будет размещена информация о каждой посещённой экспозиции. В настоящее время, когда уходят из жизни участники Великой Отечественной войны – последние из оставшихся в живых, музейные экспозиции являются уникальным связующим звеном между людьми, помогают сохранить историческую память поколений.
— Не могу не спросить: а как наша молодёжь относится к происходящим событиям? Уверен, равнодушия нет. Но какие взгляды на чаше весов перевешивают – патриотические или критические?
— Наша молодёжь – это и непосредственные участники специальной военной операции и их ближайшие родственники. В музее школы № 38 города Рязани, экспедиция в который состоялась в апреле, в скором времени будет увековечена память о военнослужащем Дмитрии Топтуне, который учился в этой школе и погиб на территории соседней страны. Когда человек чувствует, что его родной город, родная улица, родной дом через считанные дни или часы могут серьёзно пострадать или быть стёртыми с лица земли – ему не до взглядов, не до критики, он будет думать о том, что возможно сделать для предотвращения этого.
Постоянно общаюсь со студентами и понимаю, что они внимательно следят за тем, как развивается политическая, экономическая ситуация в стране, как совершенствуется законодательство. И это правильно. Мы же понимаем, что медиаграмотность – одна из необходимых компетенций в настоящее время. Специалист компетентен только тогда, когда умеет установить первоисточник информации, степень её достоверности, проанализировать её. Сейчас самое время задуматься, на какие источники информации мы подписаны в сети Интернет…
Не критиковать, а помочь
— Наверное, последние события серьёзно повлияют и на проектную деятельность?
— Да, проектная деятельность претерпевает трансформацию. И не только цифровую, но и идеологическую. Такие направления, как «Сохранение исторической памяти поколений», «Импортозамещение» можно назвать наиболее востребованными. Опыт участия в разработке и реализации проектов показывает, что невозможно что-то навязать человеку. Независимо от возраста. Когда социальная значимость инициативы преподавателю, студенту, учащемуся школы близка, то он с ней и душой, и сердцем.
— А не опускаются ли руки у юных исследователей, если им говорят, что их идеи утопичны и не актуальны? Огонь-то в глазах тухнет. Наверное, не просто его разжечь…
— Проектная деятельность стала частью образовательного процесса в школах и вузах. Задача педагога не критиковать идею, а помочь её улучшить. В прошлом учебном году мы с коллегами проводили онлайн-тренинги для проектных команд, подающих свои заявки для участия во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия». Было приятно видеть, как проекты наполняются содержанием, становятся более качественными, конкурентоспособными, актуальными.
Новые возможности
— Круг твоих интересов, как я помню, не ограничивался рамками вуза и даже региона. Много было и международных контактов. Чувствую, на фоне происходящих в стране и мире событий, общаться с зарубежными коллегами и партнёрами стало сложно?
— Думаю, что международное гуманитарное сотрудничество в образовательной, научной сферах должно продолжаться. Некоторые контакты нарабатывались десятилетиями. Разрывать их только потому, что политическая позиция зарубежного коллеги на другой чаше весов – непродуманный шаг. Нашим университетом разработан проект по созданию Есенинских центров за рубежом. Развитие этого проекта именно сейчас может только укрепить сотрудничество России с дружественными государствами и организациями. Российские соотечественники, проживающие за рубежом, это наша опора. Вижу, что наши коллеги в Испании, Германии, Италии, других европейских странах, в Молдавии, несмотря на сложную ситуацию в мировой политике, своих взглядов не меняют.
— Ты много лет занимаешься проектной деятельностью. Сфера очень интересная и ответственная. Какие выводы для себя сделал?
— Главный вывод – не останавливаться. Методы проектного управления помогают эффективно распределить время и силы в любой ситуации. Мы реализуем проект не для себя, а для целевой аудитории, получаем уникальную возможность знакомства с новыми, интересными людьми. В любой ситуации необходимо не только видеть риски, но и искать новые возможности. Сколько неизведанного на Рязанской земле? Наш регион обладает неисчерпаемым потенциалом для просветительской деятельности. Сейчас есть уникальная возможность разработки и реализации молодёжных духовных стартапов.