Но прислушиваются ли к ним? Помогает ли проектная деятельность находить ребятам работу? На вопросы редакции отвечает специалист по сопровождению региональных проектов РГУ имени С.А. Есенина Павел КВАРТНИКОВ.
Свой взгляд на развитие
— Павел, недавно вы участвовали в молодёжной программе ПМЭФ-2019. Очень мало информации именно об этом мероприятии. Но, насколько знаю, участники форума представили интересные проекты. Расскажите о них.
— На Петербургском международном экономическом форуме состоялась церемония награждения победителей XVI Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна - моя Россия». Мне этот конкурс особенно дорог, так как инициатива его проведения родилась в 2003 году в Рязани, моём родном городе. В этом году свыше 30 тысяч молодых ребят, школьников и студентов, представили в проектах своё видение социально-экономического развития российских городов и сёл. На мой взгляд, самые актуальные и интересные инициативы связаны с изучением и продвижением русского языка и родных языков народов РФ, развитием внутреннего туризма, совершенствованием внеучебной деятельности студентов российских вузов.
Так, одним из победителей конкурса стал проект, направленный на повышение туристической привлекательности села Шойна. Молодые жители населённого пункта, который расположен на северо-западе полуострова Канин Ненецкого автономного округа Архангельской области и именуется в народе «северной пустыней», уже приступили к реализации мероприятий, направленных на увеличение числа туристов, снижение оттока населения, а также привлечение в Шойну новых жителей, в том числе квалифицированных специалистов.
Цель проекта молодого специалиста из Рязанской области Дарьи Никулкиной «Молодёжный проектный офис РГУ имени С.А. Есенина» - создание студенческого объединения, направленного на развитие проектной деятельности обучающихся университета. Реализация идеи поможет студентам разработать проект, подготовиться к участию в региональных и федеральных конкурсах проектов, привлечь грантовое финансирование, грамотно презентовать инициативу.
Скептиков всё меньше
— Эти и другие молодёжные проекты - какое у них будущее? Удаётся ли авторам реализовать хоть часть проектов? Другими словами, слышат ли ребят?
— Верю, что у каждого из этих проектов - самое светлое будущее, ведь у них уже есть социальные партнёры и определены благополучатели. Но самое главное, что авторы готовы посвятить себя делу, чувствуют, что проектная деятельность сегодня помогает им не только в профориентации, но и в трудоустройстве.
Сейчас государственные и общественные организации предоставляют школьникам, студентам, молодым специалистам уникальные возможности с точки зрения академической мобильности. Человек может принять участие в образовательных программах, форумах в России и за рубежом, получить компетенции, которые помогут ему в профессиональной, в том числе в проектной деятельности. Конечно, реализуются далеко не все проекты. Но это не говорит о том, что ребят не услышали. Даже получение гранта не является залогом успеха. Важно, как сам человек умеет ориентироваться в социуме, выстраивает коммуникации с наставниками, помощниками, целевой аудиторией.
Конечно, это приходит не сразу. К тому же, в обществе ещё осталось скептическое отношение к молодёжным идеям, которое бывает сложно преодолеть. Но думаю, что авторы социальных проектов уже вносят посильный вклад в реализацию государственной политики.
— Каким темам чаще всего посвящены проекты? Нередко молодые люди уходят в решение каких-то глобальных проблем, хотя сегодня не помешали бы проекты, которые помогли бы в благоустройстве города…
— Подход к разработке и оцениванию проектов серьёзно изменился. Теперь инициатива, направленная на решение глобальных проблем, просто не будет рассматриваться. И авторы, и эксперты понимают, что проект должен быть строго ограничен во времени реализации и в рамках территории. На мой взгляд, в настоящее время лидируют медиапроекты и инициативы, направленные на содействие людям с ограниченными возможностями здоровья.
— А каким темам, на ваш взгляд, молодые ребята в своих проектах сегодня недостаточно уделяют внимание?
— Возможно, необходимо больше проектов, направленных на внедрение в реальный сектор экономики технических инноваций. Важны предпринимательские инициативы, бизнес-идеи. Но, конечно, особую актуальность представляют культурные и исторические инициативы. Такие как проект «Портрет Герою», реализованный студенткой РГУ имени С.А. Есенина Екатериной Жириховой и поддержанный грантом Федерального агентства по делам молодёжи.
Новые формы сотрудничества
— Знаю, что вы активный участник разных международных форумов и встреч, которые проходят не только в России, но и за рубежом, в том числе в западных странах. Как удаётся находить общий язык с ребятами из этих государств?
— Конечно, современное мироустройство далеко от идеала, и преграды в общении могут быть. Но и на Западе, и на Востоке проявляют высокий интерес к русской литературе и культуре. Позитивное впечатление произвели встречи, состоявшиеся в Кембриджской русской академии (Великобритания, г. Кембридж) и в Институте Пушкина в Мадриде (Испания). В этих учебных заведениях обучаются не только наши соотечественники, но и коренные жители, их дети.
И сейчас мы совместно продумываем формы развития сотрудничества, одной из которых может стать международный творческий конкурс для школьников и студентов. В 2016 году в рамках визита делегации российских молодёжных лидеров в Китай был впервые включен в программу есенинский вечер («Esenin international party»). Такой формат коммуникации, позволяющий каждому раскрыть свой творческий потенциал, и сейчас получает отклик у молодёжи разных стран. Так, темой есенинского вечера в Испании стало творчество нашего земляка и близкого ему по духу испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка.
Интерес к древней Рязани и к классическому университету у зарубежной молодёжи не угасает. Проводимый ежегодно в нашем университете фестиваль «Есенинская весна» стал международным. За 15-летнюю историю в нём приняли участие ребята из всех федеральных округов России, из Китая, Республики Беларусь, Донецкой и Луганской народных республик.
— Наверняка эти контакты - основа для будущих, более успешных, чем сейчас, взаимоотношений России с зарубежными странами. Или пока рано об этом говорить?
— Надеюсь, что это так. Но есть и не менее важная цель - люди, независимо от места проживания, должны иметь все возможности для личного общения и сотрудничества, для соприкосновения с великой русской культурой, несмотря на санкции и ограничения.
Задуматься над контентом
— Нередко приходится слышать мнение, что, мол, молодёжь всё чаще превращается в серые массы, что жизнью их управляют гаджеты, но не они сами. А активной молодёжи, с головой на плечах, почти не видно…
— Могу назвать это мифом или заблуждением. Полностью оторвать молодёжь от гаджетов на современном этапе практически невозможно, а вот вместе задуматься над контентом, отображающемся на дисплеях, мы не только можем, но и должны. Молодёжь - это вообще не масса, такое обобщение неприемлемо. В большинстве российских семей воспитывается представитель этой самой молодёжи. И от того, о чём с ним говорят с рождения, от того, какие точки на карте России и мира он видит, и зависит его и наше будущее.