aif.ru counter
234

«Детям нужно живое слово». Екатерина Филиппова о ЕГЭ, гаджетах и учителях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. Аргументы и Факты-Рязань №21 23/05/2019
Екатерина Филиппова считает, что целеустремлённый и трудолюбивый ребёнок может получить хороший результат на едином государственном экзамене и без репетитора.
Екатерина Филиппова считает, что целеустремлённый и трудолюбивый ребёнок может получить хороший результат на едином государственном экзамене и без репетитора. © / АиФ

Планировали с Екатериной Филипповой поговорить о едином государственном экзамене, который в настоящее время сдают выпускники 11-х классов, но в итоге затронули и другие «непростые» вопросы сферы образования.

С умом делают выбор

— Екатерина Алексеевна, посмотрел вашу биографию: вы работаете учителем, получается, с 1978 года?

Екатерина Филиппова
Фото: АиФ/ из архива Екатерины Филипповой

 

— Да, 41 год я в школе. И почти 35 лет тружусь в школе № 34. Была ещё служебная командировка во Францию, когда уехала из СССР, а вернулась уже в РФ, но это уже другая история.

— Столько поколений детей прошло перед вами. А что скажите о нынешнем поколении? Его многие ругают. Но заслуженно ли?

— Время меняется, а вместе с ним и дети. Они, конечно, другие, отличные от детей иных поколений. Но я не хочу сказать, что они плохие. Наоборот, нынешние дети, на мой взгляд, более целеустремлённые. К примеру, ребята в моём 11-м классе уже знают, чем они будут заниматься. Помню, когда оканчивала школу в 1973 году, и я, и мои одноклассники не знали, кем мы будем. А современные дети знают. Может нынешняя жизнь этому способствует. Ведётся профориентационная работа. Работодатели сегодня готовят себе специалистов уже со школьной скамьи. Раньше этого не было. Устраивались на работу, кто и как мог. А сейчас ещё появились и новые специальности. Всё очень быстро меняется. Многие понимают, что та профессия, которую они сейчас выбирают, через несколько лет будет не востребована. Поэтому с умом подходят к получению образования.

Набора знаний мало

— Немало ребят после 9-го класса уходят в средние специальные образовательные учреждения.

— Да, уходят. И, что интересно, в их числе - не слабые ученики. Уходят сознательно, чтобы вступить во взрослую самостоятельную жизнь, начать получать стипендию. Хотят быстрее получить профессию. Но некоторые уходят, чтобы не сдавать ЕГЭ, не тратить деньги на репетиторов. У многих единый госэкзамен сегодня ассоциируется с репетиторством. Хотя не всем выпускникам для сдачи ЕГЭ нужен репетитор.

Но и мы, со своей стороны, говорим ребятам в 9-м классе: «Если вы идёте в 10-й класс, вы должны понимать, зачем вы туда идёте». Потому что нагрузка возрастает. Работа идёт серьёзная. Не готовы к этой работе: 10 и 11-й классы для вас - пустая трата времени.

— Говорят, гаджеты сильно губят современное поколение.

— Для многих детей гаджеты - это форма общения, отличного от того, какое было у нас. Кроме того, это и источник получения новых знаний. Я бы другую проблему затронула: стало меньше культурологического общения. Культуру мы сегодня должны возводить в высокий ранг. Чем выше у ребёнка уровень культуры, тем значимее он будет, как человек, покидая стены школы. Помните слова немецкого писателя Томаса Манна? «Пришла в театр толпа, вышел народ». Школа, по сути, такой же театр: приходит всегда толпа (первоклассников), а выходит народ, образованные граждане. Чем выше уровень культуры, тем более они образованные. Я недавно накануне Дня Победы провела небольшой эксперимент в одном классе. Написала ребятам три даты на доске: 1380, 1812, 1943 (заодно, конечно, повторили и числительные на французском языке). Спросила детей, что произошло в эти годы, почему эти даты столь значимы в истории страны? Победы в Сталинградской битве в 1943 году и в Бородинском сражении в 1812 году вспомнили быстро, что произошло в 1380 году (победа в Куликовской битве) - не сразу (некоторым как раз, кстати, гаджеты помогли). Меня интересовала гражданская сформированность наших ребят. Мало просто получить набор знаний. Надо, чтобы из школы вышел гражданин.

Без репетитора никак?

— О нашей молодёжи можно много говорить, но есть конкретные цифры - результаты ЕГЭ. О чём говорят результаты наших выпускников?

— Конечно, наш регион выглядит неплохо. И подтверждение тому - 100-бальники, которые у нас всегда есть. Помню, один наш выпускник пару лет назад набрал по профильной математике 100 баллов, учась при этом не в математической школе.

Сейчас совершенствуется, кстати, и сам ЕГЭ, хотя у него были и остаются противники.

— А ваше отношение к единому государственному экзамену?

— У ребят из регионов появилась реальная возможность поступить в серьёзные московские вузы. Это только благодаря ЕГЭ. Поэтому положительно отношусь к единому госэкзамену. Но необходимо совершенствовать контрольно-измерительные материалы. Сейчас уже начали постепенно уходить от тестовой системы, всё больше творческих заданий. Однако важно, чтобы они были соотнесены с основной образовательной программой. К примеру, всегда непросто сдать экзамен по иностранному языку. Там много того, чего нет в средней школе. Поэтому дети вынуждены прибегать к услугам репетиторов. Хорошо, что у детей есть возможность пользоваться самыми разными источниками информации в Интернете. Ребята имеют возможность самостоятельно готовиться. Целеустремлённый и трудолюбивый ребёнок может получить хороший результат на едином государственном экзамене и без репетитора. 

— Сколько времени-то нужно на учёбу в наше время. Дети с такими нагрузками почти не отдыхают…

— Да, многим, если честно, не хватает простого человеческого общения. Заканчивается урок, а им хочет поговорить, чем-то поделиться. Если каждого выслушать, может быть, и не было бы того негатива, который порой, случается в жизни. Детям нужно живое слово. И родителям, и учителям не надо об этом забывать.

Две близкие культуры

— Вы учитель французского и немецкого языков. Посмотрел результаты ЕГЭ по этим предметам за 2018 и 2017 года. У «немцев» средний балл вырос - с 74 до 79, а вот у французов он чуть хуже: в 2017 году был 77, в 2018 году упал до 61-го. Можно ли из этого сделать вывод, что французский стал менее популярен?

— Французы всегда более ветрены, а немцы - более трудолюбивы и прагматичны. Но это, конечно, шутка. Каких-то серьёзных выводов делать не надо. Сейчас вообще появляется мода на изучение китайского языка. Но я всегда говорю, что французы - наши братья. Напомню, что на День Победы к нам приехала из города-партнёра Брессюир делегация из 16 человек.

Небольшое снижение результатов ЕГЭ по французскому языку больше вызвано сложностью существования этого языка в современной российской школе. Да и сам этот язык всё-таки сложный.

- Сотрудничество с уже упомянутым Брессюиром поможет сделать французский язык более популярным?

- Конечно. У нас очень хорошо налажены контакты с этим городом-побратимом. Зимой в Рязань в школу №6 приезжали 40 школьников из Брессюира. Провели много совместных мероприятий. Ребятам нравится друг с другом общаться. Сказывается близость культур. В русском языке, к примеру, очень много заимствований из французского языка. В том числе благодаря Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову и другим нашим великим писателям. На самом деле изучение французского языка обогащает русский язык. Открытый в 2017 году Брессюирский мост - в честь 20-летия установления братских отношений между нашими городами - стал символом дружбы с французами, как мост Александра III в Париже.

— Не могу не спросить, почему у полумиллионной Рязани городом-партнёром стал 18-тясячный Брессюир?

— Сыграли роль личные контакты. Один рязанец общался с учителем русского языка в этом регионе. И благодаря этому общению два города стали партнёрами. Сейчас нашему партнёрству уже 22 года.

Нужно расширять границы

— Эта тема, думаю, для нашего следующего общения. Вернёмся к образованию. Об учениках поговорили. А что скажете об уровне подготовки наших учителей?

— Уровень подготовки разный. Есть, несомненно, замечательные молодые учителя, но приходят и практиканты с невысоким уровнем знаний. Всё на самом деле зависит от человека. Если он хочет развиваться как учитель, если он приходит в школу с какими-то личными увлечениями, у него всё получится. Детям помимо уроков нужно, повторюсь, живое слово. Какой-то стандартный подход в занятиях с ними не поможет. Нужно расширять границы своей работы в школе.

— Учителя жалуются, что завалены бумажной работой…

— Это правда. Бумажной, точнее электронной, работы действительно много. И это отвлекает от самого процесса.

— Да и нагрузка у педагогов немаленькая?

— Нагрузка у учителей тоже большая. В классе по 35 человек. Как их учить? В Рязани много школ старого типа, ученики там просто не помещаются. Городу нужны новые школы.

Всё должно совпасть

— А новые учителя? Много ли молодёжи приходят в эту профессию?

— Конечно, приходят. Зарплаты в нашей сфере может быть и не самые большие. Но профессия учитель по-прежнему престижна и востребована. Были, напомню, и программы поддержки молодого учителя. А скоро стартует программа «Земский учитель». Но… нашим школам всё же не хватает учителей. Нужны, в частности, учителя математики, английского языка...

— Когда наш учитель снова победит на Всероссийском конкурсе «Учитель года»?

— В число лучших 15 по России мы входили. Это хороший результат. Но для победы много всего должно совпасть: и звёзды, и личность… Часто говорю, что важна на конкурсе не узкая специальность, а интересы, харизма и, конечно, культура. Учитель - это прежде всего, транслятор культуры. Он несёт эту культуру в массы. 

Досье
Екатерина ФИЛИППОВА. Учитель французского языка школы № 34 г. Рязани. Окончила Рязанский государственный педагогический институт. В 1996 году победила на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Кавалер почётного знака «Общественное признание». В 1999 году стала заслуженным учителем Российской Федерации. В 2007 году Указом Президента РФ Екатерине Филипповой присвоено звание «Народный учитель Российской Федерации».Была депутатом Рязанской городской Думы второго созыва. С 2013 года - Почётный гражданин города Рязани.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах