Примерное время чтения: 8 минут
276

Остро чувствует время. Как молодёжь в Рязани реагирует на перемены?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ-Рязань" 11/05/2022
У молодёжи много идей и проектов. Главное, что есть возможности для их реализации.
У молодёжи много идей и проектов. Главное, что есть возможности для их реализации. / Олег Белов / АиФ

У молодых ребят сегодня есть много способов проявить себя, рассказать о своих взглядах, поделиться мыслями относительно происходящего вокруг, предложить свои идеи и решения. Один из таких способов – проектная деятельность.

Что же предлагает молодёжь? Какие темы у ребят в приоритете? На эти и другие вопросы редакции отвечает федеральный эксперт, координатор номинации «Культурное наследие моей страны» Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» Павел КВАРТНИКОВ.

Движущая сила

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Павел, в нашем прошлом интервью ты сказал, что молодёжь надо слышать. Три года прошло. Что изменилось за это время? Так стали ли ребят слышать?

Павел Квартников: Три года, которые прошли с нашего общения, нельзя назвать простыми. Это время пандемии, экономических, социальных преобразований, обновлений во внешней политике России. В 2020 году принят Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», в котором закреплён возраст молодёжи – от 14 до 35 лет включительно. Сейчас можно говорить о том, что для молодёжи, в том числе учащихся старших классов школ, студентов вузов, в нашей стране создаются уникальные условия, при которых человек уже в юном возрасте может почувствовать себя полноценным гражданином своего Отечества.

Молодёжь является основной движущей силой добровольческих акций, направленных на оказание помощи людям, пострадавшим во время пандемии коронавируса, гражданам, эвакуированным с территорий ДНР, ЛНР, юго-востока Украины. В вузах увеличивается количество бюджетных мест для абитуриентов, в том числе на направлениях, которые особенно востребованы в регионах. Молодые люди активно включены в деятельность некоммерческих организаций. Серьёзные организационные, финансовые ресурсы государство направляет на поддержку молодёжных проектов.

— Как изменились эти проекты? Каким темам они сегодня уделяют внимание в первую очередь? Какие, наоборот, молодёжь игнорирует?

— Молодёжная аудитория остро чувствует время и не игнорирует ни одного из направлений. Спорт, экология, туризм, педагогика, историческая память поколений, краеведение, добровольчество, цифровые технологии – векторы, которые привлекают студентов в первую очередь. Если раньше учащиеся школ, студенты разрабатывали проекты в первую очередь, чтобы сделать благо для своих сверстников, что тоже здорово, то сегодня реализуется немало инициатив, направленных на развитие диалога между молодёжью и представителями старшего поколения.

«Зелёный свет» проектам

— Расскажи о самых перспективных проектах, которые тебе больше всего запомнились.

— В конкурсе студенческих проектов РГУ имени С.А. Есенина «Моя инициатива – региону» в 2021 году победил проект «Индивидуальные экскурсии-прогулки с localie» (автор – Рудная Екатерина, студентка Института естественных наук). Цель проекта – создание цифровой платформы, объединяющей авторов экскурсионных туров, посвящённых достопримечательным местам Рязанской области. Любой человек, планирующий посетить наш регион, сможет заранее связаться с местным жителем-гидом и договориться о дате, времени встречи, протяжённости маршрута. Это очень удобно.

— Традиционный вопрос: идеи и проекты ребят – написали, презентовали, защитили, а дальше? Доходит ли дело до реализации?

— Сама система поддержки молодёжных инициатив, существующая сегодня в России, направлена на то, чтобы помочь проектам воплотиться в жизнь. А если человек принял участие в грантовом конкурсе и победил, то необходимо реализовать все намеченные мероприятия и своевременно отчитаться – других вариантов нет.

Как сохранить память

— Насколько помню, сейчас ты принимаешь участие в реализации проекта «Интерактивная карта школьных музеев Рязанской области, посвящённых истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

— Музеем Победы на Поклонной горе реализуется программа «Школьный Музей Победы». Она направлена на оказание системной методической помощи школьным музеям России, в которых есть экспозиции, посвящённые истории Великой Отечественной войны. Идея проекта заключается в поддержке этой программы на региональном уровне. Инициатива реализуется на платформе издания 7info.ru при поддержке Фонда президентских грантов. Команда проекта совершает краеведческие экспедиции в школьные музеи, делает журналистские материалы о каждом из них, записывает уроки мужества, которые проводят педагоги и учащиеся. Итоговым продуктом проекта станет интерактивная карта, на которой будет размещена информация о каждой посещённой экспозиции. В настоящее время, когда уходят из жизни участники Великой Отечественной войны – последние из оставшихся в живых, музейные экспозиции являются уникальным связующим звеном между людьми, помогают сохранить историческую память поколений.

— Не могу не спросить: а как наша молодёжь относится к происходящим событиям? Уверен, равнодушия нет. Но какие взгляды на чаше весов перевешивают – патриотические или критические?

— Наша молодёжь – это и непосредственные участники специальной военной операции и их ближайшие родственники. В музее школы № 38 города Рязани, экспедиция в который состоялась в апреле, в скором времени будет увековечена память о военнослужащем Дмитрии Топтуне, который учился в этой школе и погиб на территории соседней страны. Когда человек чувствует, что его родной город, родная улица, родной дом через считанные дни или часы могут серьёзно пострадать или быть стёртыми с лица земли – ему не до взглядов, не до критики, он будет думать о том, что возможно сделать для предотвращения этого.

Постоянно общаюсь со студентами и понимаю, что они внимательно следят за тем, как развивается политическая, экономическая ситуация в стране, как совершенствуется законодательство. И это правильно. Мы же понимаем, что медиаграмотность – одна из необходимых компетенций в настоящее время. Специалист компетентен только тогда, когда умеет установить первоисточник информации, степень её достоверности, проанализировать её. Сейчас самое время задуматься, на какие источники информации мы подписаны в сети Интернет…

Не критиковать, а помочь

— Наверное, последние события серьёзно повлияют и на проектную деятельность?

— Да, проектная деятельность претерпевает трансформацию. И не только цифровую, но и идеологическую. Такие направления, как «Сохранение исторической памяти поколений», «Импортозамещение» можно назвать наиболее востребованными. Опыт участия в разработке и реализации проектов показывает, что невозможно что-то навязать человеку. Независимо от возраста. Когда социальная значимость инициативы преподавателю, студенту, учащемуся школы близка, то он с ней и душой, и сердцем.

— А не опускаются ли руки у юных исследователей, если им говорят, что их идеи утопичны и не актуальны? Огонь-то в глазах тухнет. Наверное, не просто его разжечь…

— Проектная деятельность стала частью образовательного процесса в школах и вузах. Задача педагога не критиковать идею, а помочь её улучшить. В прошлом учебном году мы с коллегами проводили онлайн-тренинги для проектных команд, подающих свои заявки для участия во Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия». Было приятно видеть, как проекты наполняются содержанием, становятся более качественными, конкурентоспособными, актуальными.

Новые возможности

— Круг твоих интересов, как я помню, не ограничивался рамками вуза и даже региона. Много было и международных контактов. Чувствую, на фоне происходящих в стране и мире событий, общаться с зарубежными коллегами и партнёрами стало сложно?

— Думаю, что международное гуманитарное сотрудничество в образовательной, научной сферах должно продолжаться. Некоторые контакты нарабатывались десятилетиями. Разрывать их только потому, что политическая позиция зарубежного коллеги на другой чаше весов – непродуманный шаг. Нашим университетом разработан проект по созданию Есенинских центров за рубежом. Развитие этого проекта именно сейчас может только укрепить сотрудничество России с дружественными государствами и организациями. Российские соотечественники, проживающие за рубежом, это наша опора. Вижу, что наши коллеги в Испании, Германии, Италии, других европейских странах, в Молдавии, несмотря на сложную ситуацию в мировой политике, своих взглядов не меняют.

— Ты много лет занимаешься проектной деятельностью. Сфера очень интересная и ответственная. Какие выводы для себя сделал?

— Главный вывод – не останавливаться. Методы проектного управления помогают эффективно распределить время и силы в любой ситуации. Мы реализуем проект не для себя, а для целевой аудитории, получаем уникальную возможность знакомства с новыми, интересными людьми. В любой ситуации необходимо не только видеть риски, но и искать новые возможности. Сколько неизведанного на Рязанской земле? Наш регион обладает неисчерпаемым потенциалом для просветительской деятельности. Сейчас есть уникальная возможность разработки и реализации молодёжных духовных стартапов.

ДОСЬЕ
Павел КВАРТНИКОВ. Ведущий специалист ректората, директор музея С.А. Есенина Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Дважды лауреат премии Минобрнауки РФ для поддержки талантливой молодёжи. Обладатель Почётного знака святой Татианы, учреждённого Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга. Федеральный эксперт, координатор номинации «Культурное наследие моей страны» Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов «Моя страна – моя Россия». Член Союза журналистов России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах