Ряд некоммерческих организаций, профильный координационный совет Общественной палаты РФ и ИД «АиФ» планируют создать Национальный индекс гостеприимства.
Два ключевых направления
Цель создания этого Индекса — повышение уровня качества и безопасности туризма в стране. Кроме того, он также должен помочь создать условия для улучшения «туристической» репутации регионов и муниципальных образований для наших туристов.
Для всех организаторов Индекса защита прав туристов является приоритетным направлением. При этом индексироваться будут не только средства размещения (кемпинги, отели и хостелы), но и регионы РФ, где находятся все эти объекты.
На первом этапе проект планируют развиваться по двум ключевым направлениям.
В рамках первого направления для всех отелей подготовят специальный портал. Там они смогут выложить анкету с информацией не только о себе, но также подтверждающую наличие важных элементов гостиничного сервиса — соотношение цены и качества, безопасность, качество услуг, заявленных при продаже, экологичность и, конечно, доступность для маломобильных групп населения. А регион, кстати, будет оцениваться и по участию в программах организации отдыха участников специальной военной операции, а также членов их семей.
В рамках второго направления будет дана оценка работы отелей России самими туристами — по системе «тайного гостя». К слову, первыми тайными гостями отелей в разных регионах страны станут журналисты и читатели ИД «АиФ».
Возможности для всех
Туристы, которые примут участие в проекте, получат возможность лично повлиять на улучшение сервиса в отелях и других местах размещения. Для этого им нужно будет заполнить специальную электронную анкету по каждому отелю, где туристы проживали во время путешествия либо деловой поездки. И, что также важно, — для них это и возможность изучить информацию с помощью портала Индекса, а также почитать отзывы читателей «АиФ». Всё это поможет принять решение о поездке в тот или иной российский регион и выборе той или иной гостиницы.
С другой стороны, для отелей и других объектов размещения туристов участие в проекте и достижение высоких позиций в Индексе — это хорошая возможность получить дополнительное продвижение и конкурентное преимущество в информационных кампаниях.
Кроме того, регистрация отеля на портале Индекса, а также загрузка необходимых документов и подтверждений, высокие оценки со стороны туристов повышают рейтинг не только самого отеля, но и региона в целом.
Наконец, для администраций российских регионов и муниципалитетов поддержка проекта — это хорошая возможность за счет высоких позиций в Индексе привлечь дополнительный туристический поток, который, в свою очередь, как известно, обеспечивает развитие малого и среднего бизнеса, работающего в сфере туризма и смежных отраслей (общепита, культуры, торговли и т.д.).
Напомним, что сегодня в нашей стране нет единого интернет-сервиса, который бы позволял в комплексе решить перечисленные выше задачи. Большинство нынешних систем бронирования и отзывов по отелям и туристическим достопримечательностям сегодня базируются за границей. Причём часть из них для наших граждан недоступна.
А самое важное — это то, что отзывы, которые появляются на форумах этих систем бронирования, анонимные. Часто они написаны случайными людьми. Национальный индекс гостеприимства поможет исправить эту ситуацию. Индекс должны запустить в начале июня этого года. В настоящее время идет доработка портала, а также создание необходимых положений и инструкций.
«Путешественник сам выберет, что ему нужно»
Председатель Всероссийского объединения туристов, руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора Дмитрий Давыденко напомнил, что Президент России и Правительство РФ сегодня вкладывают значительные усилия в развитие внутреннего туризма в нашей стране.
«Недавно, к примеру, прошло совещание под руководством Владимира Путина по масштабному проекту „Пять морей и озеро Байкал“. Там приняли решение создать большие туристические кластеры для развития семейного туризма. Внутренний турпоток в России в прошлом году составил 78 млн человек. К 2030 году он вырастит почти вдвое — до 140 млн туристов, — поделился Дмитрий Давыденко. — А это значит, что и сама туристская инфраструктура должна не только вырасти, но также обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и, конечно, максимальную безопасность. Для этого как раз и нужен национальный индекс гостеприимства. С одной стороны, сами отели заявляют и подтверждают качество своих услуг. С другой, туристы эти услуги оценивают. Создаётся таким образом Индекс отелей и регионов. С его помощью путешественник сможет выбрать именно то, что ему нужно».
Почему «АиФ» поддержал проект
«Наше издание много внимания уделяет сфере туризма. В настоящее время у нас действуют два больших и интересных проекта: „Отдыхаем здесь“ и „Пора ехать!“. Оба этих проекта — информационные, — продолжил тему генеральный директор АО „АиФ“ Руслан Новиков. Первый проект — это витрина лонгридов о разных регионах России с видео, инфографиками, красивыми фотографиями природных и исторических памятников, а также интересными рассказами о туристских объектах. Второй проект — это карта России с краткой справкой по каждому региону о туристических достопримечательностях. Также там есть подробная информация о разных локациях и даже гастрономических особенностях региона. Оба проекта очень популярны».
По словам Руслана Новикова, есть на федеральном сайте и постоянная рубрика «Туризм». Кроме того, со Всероссийским обществом охраны природы ИД «АиФ» уже третий год подряд реализует проект «Уникальные водоемы России». Он также имеет непосредственное отношение к туризму.
«Другими словами, нам близка эта тема. У нас самая обширная редакционная сеть в России. Более 40 млн человек читают наш сайт, и более 22 млн человек — газету, — рассказал генеральный директор АО „АиФ“. — Поэтому мы охотно поддержали идею Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства. На наш взгляд, это очень важный интерактивный проект для развития туризма в России».
Внутренний туризм станет более привлекательным
Член Общественной палаты РФ, председатель Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов напомнил, что граждане нашей страны все более активно путешествуют по стране, вызывая тем самым бурный рост индустрии гостеприимства.
«Это все больше приковывает внимание как к туристическим „магнитам“ того или иного региона, так и к качеству сервиса в гостиницах, ресторанах или на объектах посещения, — поделился Андрей Максимов. — Запускаемый национальный индекс поможет потребителям оценить качество туристических сервисов, а также инфраструктуры каждого региона и муниципалитета страны».
А президент Фонда «Лидер» Дмитрий Петров высказал мнение, что активная включенность в успешную реализацию данного проекта всех заинтересованных участников поможет определить необходимые условия для формирования культуры туризма в России.
«Информированность и осведомленность туриста, безусловно, скажется на повышении качества услуг в туриндустрии, а Индекс гостеприимства, в свою очередь, повысит привлекательность внутреннего туризма», — заключил Дмитрий Петров.