Аргументы и Факты
rzn.aif.ru
16+
Рязань
Аргументы и Факты
rzn.aif.ru
16+
Рязань
Примерное время чтения: 8 минут
696

Есенина отпевали в церкви. Когда доведённые до смерти заслуживают прощения?

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 47. "АиФ-Рязань" 19/11/2025
Если есть приговор суда, доказывающий, что человека довели до самоубийства, церковь может пойти навстречу родственникам. К примеру, они смогут ставить в церкви свечу за упокой.
Если есть приговор суда, доказывающий, что человека довели до самоубийства, церковь может пойти навстречу родственникам. К примеру, они смогут ставить в церкви свечу за упокой. / Maksim Konstantinov / GLOBAL LOOK

Очень непростая тема, которую мы по совпадению поднимаем в год 130-летия со дня рождения нашего великого поэта Сергея Есенина. До сих пор ведутся дискуссии, как он умер: убили ли, или сам покончил жизнь самоубийством. Но даже если предположить, что имел место суицид, в таком случае можно говорить о доведении до самоубийства. Ведь известно, как преследовали и унижали поэта. Но есть немало и других печальных эпизодов, когда людей буквально доводили до самоубийства, когда решение добровольно уйти из жизни они принимали, уже не владея собой.

Но как церковь относится к таким самоубийцам? Могут ли родственники добиться, чтобы такого человека отпели и похоронили по христианским обычаям? На эти и другие вопросы rzn.aif.ru отвечает настоятель Вознесенского храма города Рязани, председатель миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков.

Нет сопротивления Богу

Александр Мысовских, rzn.aif.ru: Отец Арсений, знаю, как церковь относится к самоубийствам, это всегда тяжкий грех. Но хочу с вами обсудить ситуации, когда людей доводят до самоубийства. В Уголовном кодексе России есть даже соответствующая статья. Человека могут осудить за то, что он кого-то довёл до суицида. Очень интересно, какие церковь принимает решения в отношении людей, которые накладывают руки на себя под влиянием или воздействием кого-то?

Арсений Вилков: Для начала, я объясню, почему церковь не отпевает самоубийц. Человек не вправе решать, жить ему или умереть, потому что его жизнь — это дар Божий. Только Господь определяет время рождения и смерти человека. Поэтому когда он берёт на себя такую смелость самостоятельно прекратить свою жизнь, тем самым восстает против Творца. Показывает, что ему совершенно неважно, что думает Бог по этому поводу, и как Он хочет. Это восстание против Бога. Получается, что человек от Творца отказывается прежде, чем совершить суицид. Соответственно, церковь просто констатирует этот факт, что человек от Бога отпал, не пожелал по его воле поступать, проявил свою волю. Но если уж у него есть своя воля, которая не согласна с волей Божией, то и мы не можем в отношении этого человека совершать какие-то церковные обряды.

Отказавшись от Бога, человек отказывается от того дара, который Господь людям дает, в том числе через церковную молитву. Но если человек покончил жизнь самоубийством, находясь в каком-то невменяемом состоянии либо в состоянии психического заболевания, или он доведен до самоубийства тем или иным способом, то мы можем говорить о том, что здесь нет такого очевидного сопротивления воле Божией. То есть у человека не было сопротивления Творцу или какого-то вызова, который он хотел Богу сделать, или как это правильно выразиться, не было намерения идти против Бога. Обстоятельства побудили его к тому, чтобы совершилось непоправимое — суицид. И поэтому, конечно, церковь в таких ситуациях проявляет принцип церковной икономии, то есть милосердного отношения к человеку.

Самый яркий пример применения этого принципа — ситуации с детьми, которые кончали жизнь самоубийством после воздействий на них разных деструктивных групп в социальных сетях. Там давили на психику, использовали знания психологии, применяли манипуляции сознанием. Как итог, молодые люди принимали печальные решения. В подобных ситуациях церковь как раз и применяет принцип церковной икономии. Детей могут и отпевать, и хоронить по церковному обычаю.

Нужны документы и свидетельства

— То есть церковь не осуждает самоубийц, которых буквально заставили уйти из жизни?

— Хочу отметить, что церковь вообще не осуждает самоубийц, не рассуждает об их загробной участи. Она просто здесь, на земле, констатирует факт, что человек от Бога отступил. И для него уже не применимы какие-то церковные меры.

Но я помню, еще отец Авель, наш старец, наместник Иоанно-Богословского монастыря, говорил, что человек уходит из жизни, во-первых, по каким-то причинам. И, во-вторых, пока он борется за жизнь, вполне возможно, что в его сознании мелькает мысль: «Господи, что же я сделал? Прости меня!» Он ничего не может изменить, но покаяние приносит. И Бог его по этому покаянию прощает. Но мы здесь, не зная этих обстоятельств, следуем определенной последовательности, определенному логическому смыслу, что человек — самоубийца. Но его загробная участь нам не открыта. Может быть, он покаялся, и Господь его простил. Это возможно вполне.

Поэтому, когда речь идет о принуждении к самоубийству или психическим заболеваниям, то, конечно, необходимо близким представить соответствующие документы или свидетельства в епархиальное управление. Ведь это всегда особые случаи. Правящий архиерей, проанализировав документы, принимает решение, можно ли отпевать человека, молиться за него, предать земле по христианскому обычаю,

— В своей практике приходилось ли вам общаться с родственниками людей, которые кончали жизнь самоубийством?

— Были разные случаи. В одном — человека, совершившего самоубийство, разрешили отпевать. В другом случае Владыка на отпевание не благословил, но разрешил предать земле с молитвой в храме.

Всё зависит от ситуации. Когда человек говорит, что хочет прекратить свою жизнь, что он сам хозяин своей жизни, что ему здесь всё надоело и Бог не нужен, здесь вопросов нет. Это его собственная воля, добровольное решение, и мы следуем этой воле.

Бог насильно человека к себе не привлекает, не привязывает к себе каким-то образом. Но если же есть какие-то сомнения, то действительно стоит во всём разобраться. Если есть возможность представить какие-то документы, то их надо, конечно, представлять в епархию. Дальше уже Владыка всё рассмотрит и примет решение.

Всё внимательно рассмотрят

— То есть если душевнобольной совершает самоубийство, родственникам нужно принести справку из медучреждения?

— Да, нужна справка, что наблюдался в этом учреждении, что у него были суицидальные склонности, вызванные психическим заболеванием.

— А если доведение до самоубийства, важен ли факт наличия приговора суда, подтверждающего, что человек был именно доведен до суицида?

— На самом деле, каждая ситуация достаточно индивидуальна. Нужно обязательно изучить и свидетельства близких людей, которые, как православные христиане, могут поручиться за человека, что он сам никогда бы так не поступил, что его довели. Ну и, конечно, если есть подтверждающие приговоры судов, есть экспертные заключения, они также будут внимательно рассмотрены.

— В случае с кончиной нашего великого поэта Сергея Есенина у церкви была однозначная позиция, что он не по своей воле ушёл из жизни...

— Это было достаточно давно. Мы не можем сейчас сказать, как тогда рассуждала церковная власть. Но известно, что духовник Сергея Есенина и всей его семьи, который хорошо знал поэта, был глубоко убежден, что тот не мог наложить на себя руки. И священник отпевал Сергея Есенина. Но я не думаю, что он самочинно это делал. Скорее всего, благословение на это от Владыки получил. А мы сегодня молимся о его упокоении. Я сам в Константинове служил панихиду по Сергею Есенину. Да, следствие может со временем озвучить другую причину смерти. Но, в конце концов, есть и косвенные доказательства, свидетельствующие о насильственной смерти Сергея Есенина.

Досье

Протоиерей Арсений ВИЛКОВ. Настоятель Вознесенского храма города Рязани, председатель миссионерского отдела и информационно-аналитического отдела Рязанской епархии, член Епархиального совета и Рязанского Православного исторического общества.

Духовное образование: Московская духовная семинария и Московская духовная академия. Светское образование: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, РГУ им. С.А. Есенина (магистр теологии).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах