В редакцию еженедельника «АиФ-Рязань» обратились художники Лилия Анохина, Михаил Корякин, а также Ирина и Олег Медведевы, каждый из которых в период с 2010 по 2012 год по договору с руководством ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина» занимался на территории музея реализацией авторских товаров народного промысла.
Михаил Корякин по благословению настоятеля Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупово представлял посетителям музея резные оклады для икон. Ирина Медведева – авторские куклы в народных костюмах. Наконец, Олег Медведев и Лилия Анохина выставляли собственные художественные работы: пейзажи есенинских мест. Художники, каждый из которых, к слову, зарегистрирован в качестве индивидуально предпринимателя и исправно платит налоги, не только продавали гостям музея-заповедника плоды своего труда, но и регулярно проводили бесплатные мастер-классы для посетителей, в том числе для детей, рассказывая о секретах творчества. Их работа была не раз отмечена благодарственными письмами со стороны руководства музея. И в каждом таком письме дирекция выражала надежду на «сохранение деловых и дружеских отношений и дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество».
Однако в наступившем году «дружбе» пришёл конец. Художникам отказали в праве представлять народные промыслы на территории музея. А картины, куклы, оклады и прочее предложили сдавать на реализацию сотрудникам музея, в действующий здесь же торгово-выставочный центр. При этом мастерам ремесёл посулили переезд в новые торговые ряды, но не раньше, чем последние будут построены. Когда это произойдёт, сказать не возьмётся никто. И есть резонные опасения, что до тех пор народные промыслы в, пожалуй, самом народном музее Рязанщины будут занимать далеко не завидное место…
Какие доводы «за» отказ от прежнего сотрудничества с мастерами ремёсел и «против» него приводят участники конфликта? Мы дадим возможность высказаться обеим сторонам.
Примечательно, что согласно данным, опубликованным на официальном интернет-сайте музея-заповедника по результатам социологического опроса, который проводился сотрудниками в IV квартале 2012 года, 63,5% посетителей оценили разнообразие и качество изделий народных промыслов, а также сувенирной и книжной продукции, представленной на территории музея на «отлично». 35,8% гостей, оценивая тот же параметр, поставили оценку «хорошо», 0,7% - удовлетворительно и ни один человек из 413 опрошенных не дал оценки «плохо». Так сколько же в действительности посетителей не желает, как утверждает директор музея-заповедника, видеть здесь торговые точки? Оставим этот вопрос без ответа. Добавим только, что мы намерены вернуться к данной проблеме после того, как свою позицию обозначит региональное министерство по культуре и туризму, куда нами направлен официальный запрос.
Посторонних просим удалиться!
Директор ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А. Есенина» Борис Иогансон:
- Действительно, наш музей-заповедник привлек к сотрудничеству нескольких художников. К сожалению, помимо положительных отзывов достаточно регулярно в администрацию музея-заповедника поступали нарекания от посетителей, не желающих видеть на заповедной территории торговые точки. Мы обязаны уважать их точку зрения.
Также, в 2012 году реализация товаров народных промыслов на территории музея-заповедника проводилась на основании приказа, основным и самым значимым пунктом которого для нас являлось обязательное проведение мастер-классов для посетителей. К сожалению, в течение года сотрудники музея-заповедника не раз становились свидетелями нарушений приказа, заключавшихся в не проведении мастер-классов по своему промыслу.
Наряду с этим реализовывалась продукция, не являющаяся авторской. В связи с тем, что ежеминутно контролировать работу сторонних лиц представляется процессом затруднительным, реализация товаров народных промыслов и проведение мастер-классов на территории музея-заповедника с этого года осуществляется только нашими сотрудниками.
Мы полностью поддерживаем художников и других мастеров народных промыслов в том, что их личный контакт с потенциальными покупателями при реализации произведений очень важен. В связи с этим мы выдвигаем инициативу по передаче площади в центре села Константиново музею-заповеднику, где планируется расположить торговые ряды, которые позволят развивать народные промыслы Рязанского края в гораздо большем масштабе. В настоящее время сельская площадь используется как стоянка для автомобильного транспорта, что вызывает негативную реакцию у местных жителей и многочисленных посетителей. В данный момент готовится эскизный проект благоустройства площади, который, как мы надеемся, будет согласован и обязательно реализован нами.
И общение, и обучение…
Художник Лилия Анохина:
- Руководство музея неоднократно приглашало нас для участия в различных мероприятиях. И за всё это время не было ни одного нарекания в наш адрес со стороны администрации и посетителей. Мы не только предлагали свою продукцию, но и выполняли просветительскую роль. В небольшом одноэтажном здании торгово-выставочного центра, куда нам теперь предлагают отдавать свои работы, просто физически не будет возможности продемонстрировать посетителям всё разнообразие представляемых нами народных промыслов.
Художник Ирина Медведева:
- Каждая из моих кукол в народных костюмах была изготовлена в соответствии с традициями наших предков. Были куклы для игр, такие же, которыми когда-то играли наши прабабушки, были обрядовые куклы. Любая из них требовала подробного рассказа о себе, о своей истории. Если такая кукла будет просто пылиться на полке магазина, если не будет живого общения с художником, вряд ли она заинтересуют широкую публику.
Художник Михаил Корякин:
- И я, и мой коллега, художник Александр Никитин вместе с которым мы работали, проводили мастер-классы с посетителями на протяжении всего лета минувшего года. Так, в рамках проекта «Музыкальное лето в Константиново» каждую субботу с июня по август я обучал ребят резьбе по дереву. Александр Александрович демонстрировал основы работы с мольбертом, рассказывал о том, как те или иные пейзажи связаны с жизнью и творчеством Есенина. Странно теперь слышать утверждение о том, что всего этого якобы не было.
Художник Олег Медведев:
- Гости из других регионов, в том числе из других музейных учреждений, всегда положительно отзывались о наших работах. Говорили, мол, хорошее дело вы делаете, только почему же вас так мало? Теперь же в музее-заповеднике нас и вовсе не будет…