Примерное время чтения: 9 минут
93

«Актеры» аферистского «театра». Кем сегодня представляются мошенники?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ-Рязань" 12/02/2025 Сюжет Телефонные мошенники в Рязани
Мошенники очень умело маскируются под сотрудников разных организаций и служб. Но последние никогда не будут запрашивать персональные данные. Помните об этом!
Мошенники очень умело маскируются под сотрудников разных организаций и служб. Но последние никогда не будут запрашивать персональные данные. Помните об этом! / Bulkin Sergey/news.ru / www.globallookpress.com

Продолжаем рассказывать рязанцам, как распознать в человеке, который звонит в дверь квартиры или по телефону, жулика. Сделать это не так просто, но можно. Главное — сохранять бдительность.

Старые схемы со звонками из службы безопасности банка или полиции, конечно, ещё работают, но всё меньше. Жулики пошли дальше...

Аккуратнее с начальством

Большое распространение в последнее время получили схемы с сообщениями в мессенджерах якобы от начальника. Человек видит ФИО, фотографию своего руководителя. Обычно он пишет, что, мол, скоро вам позвонит сотрудник полиции или ФСБ, надо будет с ним поговорить и предоставить запрашиваемую информацию. С такой схемой, кстати, столкнулись и работники нашего издания, но никого обмануть, к счастью, не удалось.

Но жертвы такого обмана, увы, есть. В пресс-службе УМВД России по Рязанской области рассказали, как мошеннику удалось обмануть 47-летнюю продавщицу торговой палатки. Она получила в мессенджере сообщение якобы от своего руководителя. Он написал о скорой поставке товара и поручил перевести деньги на банковскую карту. Женщина, поверив сообщению, отправила 26500 рублей. Позже только поняла, что общалась она с жуликом.

А 73-летняя пенсионерка лишилась 800 тыс. рублей после общения с якобы бывшим начальником. Он написал ей в мессенджере, что в конторе, где она работала, произошла утечка персональных данных работников и пенсионеров, что правоохранительные органы проводят проверку. Поручил ей пообщаться якобы с сотрудниками ФСБ и банка. Незнакомцы заявили, что мошенники, пользуясь полученными сведениями, от имени потерпевшей могут оформить кредиты или же похитить все её деньги. Чтобы это предотвратить, надо обналичить все сбережения и перечислить их на так называемый безопасный счет. Так она и сделала...

Договор не надо продлевать!

Активно представляются мошенники и операторами сотовой связи. Звонят и заявляют, что, мол, надо срочно продлить контракт на сим-карту. Если этого не сделать, абонент якобы лишится связи. 44-рязанка недавно поверила. В итоге, потеряла 900 тыс. рублей, рассказывает пресс-служба полиции.

Мошенники, чтобы якобы продлить контракт, просят назвать им цифры из поступившего сообщения. А приходит оно — от портала «Госуслуги». Лже-оператор, если абонент на это обращает внимание, тут же заявляет, что просто через этот портал и ведётся работа по продлению договора. Но это не так.

Заполучив доступ к «Госуслугам», мошенники действуют по-разному. В случае с 44-летней рязанкой был звонок от якобы специалиста указанного портала. Он сообщил, что неизвестные пытались оформить от ее имени кредит. Чтобы отменить операцию, надо якобы оформить встречный кредит и перевести все деньги на «резервный счет». Женщина выполнила указания злоумышленников.

Есть и другой сценарий. Получив доступ к «Госуслугам», мошенники пользуются сайтами, где можно сравнить кредитные продукты микрофинансовых организаций и выбрать наиболее подходящий. Подать заявку и в дальнейшем оформить кредит на таких сайтах может только человек, который там будет идентифицирован через «Госуслуги». Подобной верификации там будет достаточно.

Код — только для вас

Чтобы применять схему, связанную со взломом «Госуслуг», мошенники активно пользуются и другими организациями. Своих абонентов, в частности, предупреждала «РГМЭК» (ныне — «Р-Энергия»). В компании напомнили, что их сотрудники никогда не просят сообщать им кода из сообщений.

Об участившихся случаях телефонного мошенничества недавно предупредили в «Рязаньэнерго». «Злоумышленники по телефону предлагают заменить приборы учета электрической энергии. При этом мошенники требуют сообщить им личную информацию, персональные данные, а также пароли или оплатить данную услугу. Напоминаем, что сотрудники компании никогда не запрашивают по телефону персональные данные и пароли потребителей», — рассказали в «Рязаньэнерго».

Предупреждает о мошенниках и «Рязаньгоргаз»: «Неизвестные звонят рязанцам через мессенджеры, представляются сотрудниками «Горгаза» и пытаются убедить потребителей провести техническое обслуживание газового оборудования. При этом мошенники ссылаются на необходимость подтвердить свое согласие на выполнение работ через «Госуслуги». В компании напомнили, что её деятельность не предполагает обращения к указанному порталу, а сотрудники организации никогда не звонят потребителям через месседжеры и не навязывают какие-либо услуги без официального уведомления.

Схожие схемы

И, конечно, мошенники в своих целях используют Социальный фонд России. В пресс-службе рязанского отделения СФР рассказали, что специалисты контакт-центра организации зафиксировали несколько обращений от граждан, которым поступили подозрительные сообщения либо звонки от мошенников.

Одна рязанка получила сообщение с предложением пройти онлайн-опрос о мерах социальной поддержки. Ссылка в смс вела на портал «Госуслуги». Там нужно было ввести логин и пароль. Женщина не поддалась на уловки мошенников.

В другом случае жулики позвонили пенсионеру и, представившись сотрудниками СФР, рассказали, что пожилому рязанцу могут сделать перерасчет пенсии для увеличения размера выплат. Но для этого якобы нужно сообщить СНИЛС, а также кодовое слово с портала «Госуслуги». Пенсионер понял, с кем общается, и сообщил о подозрительном звонке сотрудникам полиции.

В пресс-службе фонда напомнили, что не нужно сообщать свои персональные данные человеку, который представляется сотрудником Социального фонда. Работники компании никогда не запрашивают СНИЛС, данные паспорта, номер банковской карты, ее ПИН-код или пароль от личного кабинета на портале госуслуг. «Если по телефону просят предоставить такую информацию, скорее всего, это — мошенники», — предупредили в пресс-службе СФР.

Начальник отдела по раскрытию мошенничеств и преступлений, совершаемых с использованием информационных телекоммуникационных технологий, управления уголовного розыска УМВД по Рязанской области Алексей Трухачёв добавил, что якобы для перерасчёта пенсии мошенники также могут предложить записать человека в электронную очередь. Для этого также надо сообщить код из сообщения. Назвав его, пенсионер теряет доступ к своим «Госуслугам». Схожая схема и с прохождением ФЛГ, и с продлением полиса ОМС и т.д.

Ходят по квартирам

Но представляются сотрудниками той или иной организации не только телефонные мошенники. Жулики не редко одевают форму конкретной компании и идут к людям домой. В Рязани, к примеру, зафиксированы случаи, когда злоумышленники в форме сотрудников городского «Водоканала» принудительно и без предварительного согласования меняли счётчики, требуя оплату за предоставленные услуги, напомнили в пресс-службе мэрии областного центра.

«Сотрудники „Водоканала“ никогда не выполняют замены счётчиков без предварительного согласования с потребителями», — рассказали в ведомстве.

Также мошенники примеряли форму и сотрудников РГРЭС. Садоводам они заявляли о якобы имеющейся срочной необходимости переподключения садовых домиков к электрическим сетям. Хотя на самом деле, как напомнили в компании, технологическое присоединение к электрическим сетям носит однократный характер и никакое переподключение не требуется.

По той же схеме действовали и жулики, одетые в форму сотрудников МЧС. Представителям региональных организаций они сообщали о проверке соблюдения требований пожарной безопасности, а после заявляли, что готовы за вознаграждение не фиксировать нарушения.

Также мошенники в форме сотрудников МЧС проводили с жителями домов инструктажи о мерах пожарной безопасности. А после беседы предлагали рязанцам купить огнетушители, автономные пожарные извещатели и оказать платные услуги по их установке. В пресс-службе ГУ МЧС России по Рязанской области напомнили, что сотрудники ведомства не ведут коммерческую деятельность. При этом инспекторы пожарного надзора действительно проводят профилактику, в которую входят: инструктажи, беседы и сходы с гражданами. Но это всё — абсолютно бесплатно, никакую продукцию настоящие пожарные никогда не продают.

Также стоит задуматься, когда человек на пороге дома сообщает, что он — сотрудник Комплексного центра социального обслуживания. Скорее всего, это мошенник. Настоящие сотрудники указанного учреждения всегда заранее предупреждают о своих визитах

«Будьте бдительными и ни в коем случае не впускайте в свои дома незнакомых людей», — обратились к рязанцам в администрации города. У подобных незнакомцев разные могут быть цели, не только воровство...

Другие наши материалы про мошенников можно прочитать по ссылке

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах