Несмотря на все предупреждения, телефонные воры продолжают обманывать своих жертв. По данным УМВД России по региону, с начала года похищено уже более 250 млн рублей. Можно ли остановить телефонных мошенников? Не можно, а нужно. Но надо понимать, что эти злодеи не стоят на месте, развиваются. Многие из них сегодня, пытаясь отнять деньги у своей жертвы, не заводят даже разговора об этих деньгах.
Опасные вакансии
Конечно, по-прежнему звонят лжесотрудники банков и правоохранительных органов, убеждают жертв перевести деньги на безопасные счета, чтобы спасти сбережения от якобы настоящих мошенников, взять кредиты, чтобы в рамках как будто бы скрытой операции вывести на чистую воду какого-то нечестного на руку работника банка. И это есть. Как и звонки по принципу «Родственник попал в беду».
Но не обязательно говорить про деньги, чтобы отнять их. Ранее мы уже рассказывали о звонке нашей читательнице лжеработника «Почты России», который под предлогом переоформления старого заказного письма пытался получить доступ к личному кабинету девушки на «Госуслугах», чтобы там уже оформить заявки на кредит.
Осторожнее и с некоторыми сотрудниками сайтов по поиску вакансий. Жительнице Касимова один такой предлагал установить приложение для видеозвонков, чтобы взаимодействовать через него. Сказал, что надо включить демонстрацию экрана и запись: так соискатель, по его словам, сможет позже пересмотреть инструкцию.
«На самом деле он получил бы доступ к информации, которая поступает на телефон. Это может быть СМС или PUSH-сообщения от банка с кодом для входа в мобильное приложение, пароль, который вводит пользователь, и иные данные», — пояснили в пресс-службе рязанского отделении Банка России.
Пенсию не повысят
Много про мошенников могут рассказать и в Отделении СФР по Рязанской области — воры часто представляются этой организацией, чтобы своровать деньги у людей. Могут, к примеру, от имени Соцфонда послать человеку SMS-сообщение с предложением пройти онлайн-опрос о мерах соцподдержки. Ссылка в сообщении ведёт на портал «Госуслуг», где нужно ввести логин и пароль. Также лжесотрудник СФР может предложить пожилому рязанцу сделать перерасчет пенсии для увеличения размера выплат, но для этого ему якобы нужно будет сообщить СНИЛС и кодовое слово с портала «Госуслуг».
Во время телефонного звонка пожилым людям лжесотрудники Соцфонда могут рассказать и о неком обнаруженном неучтённом стаже. Если исправить ошибку, пенсия будет больше. Но заявление надо подать в телефонном режиме. И вновь поступает код, который на самом деле даёт доступ к «Госуслугам». Что во всех этих случаях происходит дальше, читайте выше. А в самом Соцфонде в очередной раз напоминают: специалисты фонда никогда не запрашивают СНИЛС, данные паспорта, номер карты, её ПИН-код или пароль от личного кабинета на «Госуслугах».
Осторожнее с отдыхом
И, конечно, мы напомним про событийное мошенничество. День Победы с «выплатами» для ветеранов и ЕГЭ с «подсказками» для выпускников позади. Зато в разгаре сезон отпусков. В пресс-службе рязанского Банка России напоминают, что в этот период появляются сайты, которые копируют страницы отелей, перевозчиков или туроператоров. Воры знают, что каждый человек хочет сэкономить.
На таких поддельных сайтах якобы продают путевки значительно дешевле, чем в официальных турагентствах. Объясняют это «горящим предложением» или «отказным» туром. Но продают там только воздух. В лучшем случае человек переведет конкретную сумму за несуществующий тур, в худшем — данные его карты станут известны ворам, и те смогут добраться до всех денег на счете.
Правила
Уполномоченный по правам человека в Рязанской области Наталья Епихина напоминает: три секунды разговора с мошенниками, и они уже подсаживают собеседника на крючок.
«Сразу бросайте трубку, не нужно с ними общаться. Считаете, что разговор был важным, — перезвоните человеку или в структуру, откуда якобы был звонок. А если понимаете, что не сможете положить трубку, вообще не отвечайте на незнакомые номера, — советует омбудсмен. — Раньше считали, что обманывают только пожилых людей, мол, слишком доверчивые. Молодых сегодня обманывают не меньше». Мошенники, по её словам, активно пользуются удобствами современной жизни. Как же нравится многим, к примеру, что можно онлайн быстро оформить кредит! Но воры научились оформлять эти онлайн-кредиты на других людей, забирая деньги себе.
«Банки начинают защищать своих клиентов. Вводится, в частности, правило 3-дневного крупного перевода. У обманутых людей будет время отменить этот перевод. Но при условии, что они поймут, что их обманули», — рассказывает Наталья Епихина.
А начальник отдела безопасности рязанского отделения Банка России Владимир Гришин призвал помнить о базовых правилах кибербезопасности: «Даже если речь напрямую не идет о деньгах: не сообщать посторонним свои персональные данные и данные карты, не переходить по ссылкам, полученным из неизвестного источника, и не устанавливать приложения из непроверенных источников».