Знаете, что пугает? Ведь обманули не старенькую доверчивую бабушку. Наш читатель – мужчина среднего возраста, с высшим образованием, человек, довольно успешно занимающийся бизнесом. Казалось бы, нет шансов облапошить взрослого опытного человека…
Увы, есть. Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых телефонным мошенникам. Уверены, этот рассказ заставит многих задуматься, стоит ли доверять человеку, который на другом конце трубки разыгрывает для вас целый спектакль. Пусть и делает это профессионально. Слово Игорю.
Ведут «проверку» работников банка
Утром ему позвонили. Назвали фамилию, имя, отчество. Сказали, что из полиции. Представились сами, продиктовали номера удостоверений. Спросили, знает ли наш читатель некоего гражданина (назвали и его имя и фамилию). Игорь сказал, что мужчина ему не знаком.
«Объясняют ситуацию, мол, этот товарищ, представившись моим племянником, пытался получить кредит по нотариальной доверенности в одном из банков города Одинцово. Говорят, что как будто произошла утечка из другого банка. Спросили, откуда этот товарищ мог взять мои паспортные данные? Я удивился, сказал, что откуда угодно. А они в ответ говорят, что ведут проверку работников этого банка, и мне нужно им помочь. Сказали, что пришлют мне на почту документ, который подтверждает, что они на самом деле те, за кого себя выдают», - поделился подробностями аферы наш собеседник.
Но почту не успел посмотреть. Они попросили рязанца пойти в банк и попытаться там получить кредит. Если, мол, откажут, значит всё нормально. Но если выдадут кредит, то полицейские намеревались дальше проверять этих работников банка.
«Сказали сообщить, когда подойду к банку. Они как будто включат камеры и будут наблюдать за действиями работников кредитного отдела. Вроде как, у них есть такая возможность. Я повёлся. Они ведь ещё предупредили об ответственности за разглашение тайны следствия. То есть всё как по-настоящему», - продолжает Игорь.
В банке герой нашей публикации сказал, что ему нужно получить кредит на сумму в 425 тысяч (именно на эту сумму якобы идёт проверка). Карту с деньгами выдали в течение 10-15 минут. Без всяких проблем. Вновь звонок.
«Мне сказали, что открыта ячейка, что в этот же день мне нужно закрыть кредит и положить деньги в эту ячейку. Но попросили уточнить, могут ли мне все деньги сразу выдать на руки? Я уточнил. В кассе банка таких денег не было. Они мне, мол, хорошо, давайте всё сделаем через банкомат. А у меня лимит – могу снять только 50 тысяч за сутки. Но они объяснили, что когда открываешь кредит, то в первые сутки лимита нет, что через банкомат можно снять все деньги. И направили меня в другое отделение. Сказали там попробовать получить всю сумму в кассе, а если не получится, то тогда уж через банкомат», - рассказывает обманутый мужчина.
Первые подозрения
Но до кассы он не дошёл. Его сразу направили в банкомат. Рязанец снял не всю сумму – только 300 тысяч. Всё – не получилось.
«Они мне говорят: всё, давайте закрывать кредит, мы проверили, эти работники банка у нас в разработке. Сначала они меня направили в известный салон сотовой связи. Сказали отдать деньги оператору, который всё перешлёт, как положено. Ему я должен был продиктовать ряд цифр, который они мне назвали. Вот на этом моменте я впервые заподозрил, что дело неладное. Сказал, что никому деньги отдавать не буду, а сам погашу кредит. Они согласились, мол, хорошо, давайте через банкомат», - добавил Игорь.
Он подходит к банкомату. Мошенники называют другую группу цифр. Жертва набирает и видит страницу - «Погашение кредита».
«А они мне нет, надо в другую ячейку положить. Я удивился. Спрашиваю, зачем? Они мне: надо положить именно в эту ячейку, чтоб всё прошло нормально, чтобы не было процентов. Мол, всё сделать нужно было за час, а у нас осталось 12 минут. Я уже засомневался, а они давят, постоянно апеллируют какими-то сложными терминами, которые мне, естественно, не знакомы. Ладно, начинаю выплачивать. Раз проплатил, два, три», - вспоминает наш читатель.
Тут он сильно стал сомневаться. Он позвонил в банк с целью проверить их реальную причастность к МВД.
«Кстати, забыл сказать: этих товарищей двое. Один вроде как следователь, а второй – представитель банка и занимается борьбой с махинациями. Первого я проверил перед тем, как пойти в банк. Набрал в Интернете его ФИО и должность. Мне высветилось, что человек с такой должностью реально существует. Полное совпадение. Это и заставило меня поверить и пойти в банк. Когда, стоя перед банкоматом, я засомневался, решил проверить второго звонившего по телефону горячей линии банка. Объясняю им ситуацию, а оператор мне сразу: это мошенники! Сказали, что срочно заблокируют мне карточку и счёт. А смысл, если деньги у меня на руках… Дальше они мне посоветовали пойти в полицию, в сам банк, объяснить, что случилось», - пояснил Игорь.
Находятся в Москве…
Всё это время, пока он разговаривал по телефону горячей линии, злоумышленники пытались ему дозвониться.
«Когда снял трубку, они так обеспокоено, мол, куда вы пропали? Мы пытаемся вас найти. Я ему ещё раз: как я могу узнать, что вы тот, за кого себя выдаёте? Он мне, мол, я вам дал свои данные. Я ему: как эти данные могу проверить? Подтвердят ли их мне, если, к примеру, пойду в местную полицию? И тут они заявляют, что находятся в Москве, что в рязанской полиции мне не дадут никакой подтверждающей информации», - засомневался рязанец.
Тем не менее, он поехал в полицию. Там сразу заявили, что мужчина разговаривал с мошенниками. В МВД рассказали, что есть специальное приложение, где можно проверять номера, с которого звонят эти мошенники. Вбили телефоны. Один показал: «Мошенники представляются полицией». Другой просто написал, что «Мошенники». Объяснили, что нужно делать. Обманутый рязанец поехал в банк, где всё и рассказал. Оставшуюся сумму кредита вернул. К счастью, мошенникам он успел отправить 70 тысяч рублей из 425. И эту сумму, конечно, никто не закроет. Сам получал, сам отдавал…
Рекомендации
Ситуация, с которой столкнулся наш читатель, хорошо знакома врио начальника отдела участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Рязанской области подполковнику полиции Сергею Федину. Все истории, по его словам, похожи: гражданину поступает телефонный звонок с незнакомого номера и неизвестный сообщает, что от его имени пытаются взять кредит, по его карте произведено списание денежных средств, совершена хакерская атака на счёт либо другие действия…
В ходе телефонного разговора собеседник обычно представляется сотрудником того или иного правоохранительного органа и сообщает, что при помощи программы в режиме онлайн он наблюдает процесс похищения денежных средств с карты. Чтобы остановить утечку денег, злоумышленник просит сначала оформить онлайн-кредит, а затем снять с карты всю имеющуюся на банковском счете сумму и положить её на так называемый «резервный» счёт для сохранности, с которого впоследствии мошенники спишут все деньги.
«Делать этого ни в коем случае нельзя, также, как и оформлять кредиты под диктовку звонящего! Это – одна из схем мобильного мошенничества! – напоминает Сергей Федин. – И ещё: ни представители службы безопасности банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят клиентам с просьбой сообщить номер карты и тем более пароль. Помните это!»
«Чтобы не стать жертвой мошенника, следует критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию и не торопиться при принятии финансовых решений, - добавляют в пресс-службе рязанского отделения Банка России. - Не сообщайте никому полные реквизиты своей карты, пароли и коды; не переходите по сомнительным ссылкам, не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные».
Другими словами, будьте всегда бдительны. А если поняли, что разговариваете с мошенником, повесьте трубку, а номер сразу сообщите полиции.
Вакцинация и перепись - новые способы для мошенничества
Телефонные мошенники, пытаясь заработать, активно используют в своих целях перепись населения и вакцинацию. Присылают сообщение: «Нажмите 1, если хотите пройти перепись или записаться на вакцинацию». Человек нажимает - и его телефон и карта блокируются…
Как поступить в этой ситуации, рассказывает начальник отдела безопасности Отделения Рязань ГУ Банка России по ЦФО Владимир Гришин:
«Мошенники хорошо отслеживают информационное поле и реагируют на него. Вакцинация и перепись – лишь очередные поводы, чтобы использовать традиционные схемы. Просто нажатие клавиши «1» не приведет к тому, что данные карты попадут к злоумышленникам, а телефон окажется заблокирован. Но есть другие риски.
Первый вариант: нажать ту или иную цифру вам предлагают во время звонка. Таким образом мошенники переключают собеседника с робота на человека, который дальше пытается узнать данные карты или заставить совершить те или иные действия (перевести средства, установить программу и т.д.).
Второй вариант: в сообщении предлагается отправить цифру 1 в ответном СМС. Высока вероятность того, что это активирует подписку на те или иные услуги, или же само СМС обойдется в значительную сумму. Но в этом случае деньги будут списаны с мобильного счета.
Третий вариант: цифра 1 – это гиперссылка, по которой предлагается перейти. В этом случае риск максимален, так как за этой ссылкой может скрываться и файл, содержащий вирус, и фишинговая страница, данные с которой попадают злоумышленникам. В такой ситуации мошенник действительно может получить доступ к телефону или мобильному банкингу.
Напоминаем, не сообщайте телефонным собеседникам персональные данные, реквизиты банковских карт, не переходите по сомнительным ссылкам. Переводя деньги мошенникам вы делает это добровольно. В большинстве таких случаев вернуть деньги назад не получится.