Но сам учредитель премии не слишком радуется собственной известности. Его гораздо больше радовало бы, если бы присуждение премии привлекло внимание не к его персоне, а к судьбе рязанской поэзии в целом… Но, увы, интересует всех в основном сам факт необычного решения дворника. С Петром Ивановым мы встретились после его работы, когда он закончил наводить порядок на участке, за который несет ответственность уже на протяжении нескольких лет. Дворницким делом он занимается с 1988 года, сейчас это основная работа любителя поэзии, однако основным занятием его не назовешь…
«Когда душа кипит»
- Петр Иванович, ваша работа никак не связана с поэзией, специальность у вас техническая (слесарь-эксплуататор холодильных установок – ред.), да и трудились вы всегда в сферах, далеких от литературы. Откуда же взялась такая тяга к поэзии?
- У меня был интересный отчим. Побывал в местах не столь отдаленных, имел образование 5 классов, но при этом умел все – на гитаре играл, картины рисовал, стихи писал… Вообще, был на удивление творческим. Получается, любовь к книгам и поэзии привил мне он. Читал я всегда много. И лет в 13 решил, что буду писателем. Тогда же попробовал, понял, как написанное мной плохо.
- Как же вы смогли объективно оценить свое творчество в 13 лет? Нередко и в более зрелом возрасте люди не могут дать себе трезвой оценки…
- Я же читал Пушкина, Лермонтова, смог сравнить, что мои пробы, мягко говоря, не идут ни в какое сравнение. В результате от своей мечты стать писателем отказался.
- Как же вы потом вернулись к творческим опытам?
- Лет в 17 влюбился, и стихи стали приходить сами. Ложишься спать, а строчки идут и идут. Приходилось прямо в темноте их записывать. В 18 лет пошел в литобъединение при газете «Рязанский комсомолец» – к тому моменту стихов уже накопилось много. Первая публикация у меня была в 27 лет, в 1977 году. Это было стихотворение в честь встречи одноклассников по поводу 10-летия окончания школы.
- В 17 лет ко многим приходят стихи, а потом источник вдохновения несколько угасает, и большинство забывает о поэзии. Как с этим было у вас? До сих пор пишется?
- Сейчас уже редко. Стихи приходят, когда душа кипит, а это в основном в молодости бывает. Сейчас уже несерьезно.
- Казалось бы, наоборот, с возрастом приходит серьезность…
- По крайней мере, публиковать свои нынешние стихи я бы не стал, если только в интернете. Я в основном ругаю существующее положение в нашей стране.
Наивность и конъюнктура
- Интересно узнать ваше мнение, какое отношение к поэзии было, к примеру, в 70-х годах прошлого столетия, какое оно сейчас?
- Тогда все были наивные. Мы были романтичными, верили, что вот напишешь хорошо, и тебя опубликуют, заслужишь известность… Постепенно приходило осознание реальности. Особенно ярко я наблюдал это у Тамары Панкратовой – очень талантливой рязанской поэтессы. Она побывала в Москве, у Вознесенского, и привезла слово «конъюнктура». После этого она завязала писать, перестала публиковаться, отказывалась, даже когда ей настойчиво предлагали.
Наиболее яркое время для рязанской творческой прослойки было до 1968 года, когда работало собственное рязанское издательство. Потом все централизовали, все проходило через Москву, публикации стали возможны только для партийных лидеров. По 8 лет приходилось ждать выхода книги… Естественно, началась толкотня у этой кормушки. Как-то в конце 70-х годов выделили какой-то объем печатной площади для публикации молодых авторов, руководитель литобъединения собрала у нас стихи, потом проект зарубили, и в итоге руководитель этими стихами обклеила стены под обои…
- Но несмотря на разочарование многих рязанских авторов, творить все-таки продолжали…
- Тогда все-таки было другое отношение к культуре – она была нужна, хоть ее и сильно идеологизировали. Но все равно настоящее прорывалось. Главными ориентирами для нас были Окуджава, Высоцкий, потом Цой, Тальков, Летов… Это люди, которые перепахивали душу человека, и он в результате становился лучше. А то, что публикуется в Рязани, - это сонное царство.
Резонанс, да не тот…
Наша справка | |
---|---|
Петр Иванов родился в 1949 году. Работает дворником в районе пл. Победы города Рязани. С 1996 года присуждает собственную литературную премию «Круг света», лауреатами которой становятся рязанские поэты. Помимо этого возглавляет клуб «Автор», объединяющий поэтов и писателей. Издает газету «ЛитР» («Литературная Рязань»). |
- Петр Иванович, тем не менее, вы учредили премию именно для рязанских авторов и как-то находите достойных лауреатов.
- В 1996 году, мне наш лучший, на мой взгляд, бард Владимир Корнилов сказал, что нужно как-то поддерживать творческих людей. Казалось бы, я дворник, откуда мне взять деньги? Но потом подумал, почему бы мне не учредить собственную премию? Тогда она равнялась 250 рублям. Вручил ее Корнилову, надеясь, что СМИ обратят внимание, заговорят о нашем барде. Не заговорили. Пошел к Каширину, попросил создать резонанс. Он отдал информацию журналисту, и в газете появилась малюсенькая заметочка. Но этого было достаточно, чтобы ее разглядел французский наблюдатель за культурой газеты «Либерасьон». После его визита понеслось – стали показывать по всем каналам, писать во всех газетах…
- Получается, цель, которую вы перед собой поставили, была достигнута?
- Нет, не достигнута. Потому что обратили внимание на дурака-дворника, который дает премию. Привлекли только деньги, а творчество так и осталось в стороне. Кто получил, за что – никого не интересует.
- Кто становился вашими лауреатами?
- В 2012 стал Валерий Самарин. До этого были Ольга Мельник, Ольга Чикина, Александр Брятов…
- Как вы выбираете победителей? Существует какая-то комиссия?
- По сути, комиссия – это все, с кем я общаюсь. От кого-то я слышу отзывы о творчестве, знакомлюсь со стихами ближе, если достойные кандидаты, отмечаю.
- Помимо присуждения премии вы издаете газету. Как туда отбираете стихи?
- На самом деле опубликовать стихи сейчас сложно – в большинстве издательств требуют, чтобы они нигде не были засвечены. Поэтому публикую тех, кто согласится.
- Петр Иванович, а не было желающих поддержать вашу инициативу по присуждению премии?
- Нет, энтузиастов немного. Наоборот, мне предлагают расширить адреса поддержки. Звонили как-то из дворца детского творчества, предлагали поддержать конкурс молодых авторов. Я отказался – молодых надо гнать метлой! Зачем обрекать их на одиночество, нищету, мучения?.. Это тех, кто в уже этом варится и без этого не может, надо поддержать. Им хотя бы утешительный приз – премию… Так что даже если уйду с работы, и с пенсии буду выделять эти деньги.