Примерное время чтения: 12 минут
98

Глиняный бренд. Скопинская керамика была одним из любимых сувениров в СССР

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ-Рязань" 12/02/2025
Скопинская керамика всегда была известна и в нашей стране, и за ее пределами.
Скопинская керамика всегда была известна и в нашей стране, и за ее пределами. Коллаж АиФ

В марте в Государственном историческом музее, что на Красной площади, откроется большая выставка, посвященная скопинской керамике. Около 60 экспонатов, которые хранятся в запасниках музея, предстанут перед зрителями. Скопинская керамика всегда была визитной карточкой Рязанского края. Да что там края, она и в Советском Союзе была самой известной керамикой. В качестве сувенира из СССР многие везли в подарок терракотовые кувшины с головами скопы, часы со львами... Об истории появления скопинской керамики и о том, как живет знаменитый промысел в наши дни — в материале rzn.aif.ru

Как скопинцы Париж покорили

Скопин, небольшой городок в Рязанской области, давно прославился своей керамикой. Почему она стала такой популярной, когда едва ли не в каждом населенном пункте производили гончарные изделия, ведь людям нужны были кружки, крынки, миски? Но скопинские гончары смогли шагнуть дальше — их изделия были не только утилитарными, но еще и эстетическими.

Видно, была какая-то творческая жилка у скопинских мастеров, не могли они довольствоваться изготовлением только нужных предметов. Постепенно они стали применять нестандартные подходы. Изделия скопинцев пришлись по вкусу, их стали возить на праздничные базары в разные губернии, со временем они стали пополнять собрания крупнейших музеев России. Образцы работ скопинцев конца XIX — начала XX веков и сегодня хранятся в экспозициях лучших музеев — их, к примеру, можно увидеть в Историческом музее в Москве или в Русском музее Санкт-Петербурга.

Скпинские изделия всегда, с самого начала этого промысла, отличались
Скпинские изделия всегда, с самого начала этого промысла, отличались оригинальностью. Фото: Скопинская керамика

В самом начале ХХ века, в 1900 году, работы скопинцев отправились покорять Францию — произведения гончаров были представлены на Парижской выставке.

«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», — так написал об изделиях скопинских мастеров конца XIX — начала XX веков один из крупнейших русских искусствоведов Александр Салтыков.

Вековые традиции

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских, часть их потом была объединена в артель «Керамик». А потом на основе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики — знаменитое промышленное предприятие, которое в советские годы было, пожалуй, единственным «оплотом керамики» во всей стране.

Традиционными для скопинских изделий стали изображения львов, драконов и, конечно, птиц. Нередко мастера изображают скопу - по легенде, именно по названию этой птицы город Скопин получил
Традиционными для скопинских изделий стали изображения львов, драконов и, конечно, птиц. Нередко мастера изображают скопу — по одной из версий, именно по названию этой птицы город Скопин получил свое имя. Фото: Скопинский центр народных художественных промыслов

Сегодня у фабрики не лучшие времена. Всех, кто когда-то имел отношение к этому предприятию (а оно было большим), переживают за судьбу фабрики. Предприятие уже давно было на грани банкротства, потом у него появлялись инвесторы, грезилась новая жизнь... Но так получалось, что надежды развеивались, и предприятие снова оказывалось под угрозой исчезновения. В сентябре прошлого года появилось новое обнадеживающее известие: предприятие перейдет в областную собственность. Это было бы лучшим вариантом — промыслу нужна поддержка. А область должна быть заинтересована в сохранении одного из основных региональных брендов. Однако пока никаких изменений сотрудники не ощущают. «Все мастера, конечно, очень переживают за судьбу промысла. Спрос огромный, заказов много — наши изделия востребованы, — говорит художник-керамист Скопинского центра гончарства, художник-гончар, член Союза художников России Юрий Гефенедер. — Промысел необходимо спасать».

Древний промысел прошел через столько испытаний, пережил революции, войны, послевоенную разруху, изменение государственного строя, переход к рыночным отношениям, перешагнул в XXI век... Теперь, когда, казалось бы, обстановка стабилизировалась, должно наступить время процветания. Но на деле все даже сложнее, чем в кризисные годы.

Волшебство материала

В Скопине вот уже несколько лет работает Центр народных художественных промыслов. Здесь можно узнать не только узнать об истории скопинской керамики и увидеть разнообразие возможностей глины, но и самим примерить на себя роль гончара, попытавшись сотворить собственное изделие за гончарным кругом.

2.	Ирина Курова много лет посвятила своему любимому материалу – глине, и считает, что это настоящее счастье – быть художником.
Ирина Курова много лет посвятила своему любимому материалу — глине, и считает, что это настоящее счастье — быть художником. Фото: АиФ-Рязань/ Зоя Мозалева

«Когда дети творят, они становятся другими. В их работах проявляется вся детская непосредственность, — говорит художник-педагог, керамист, член Союза художников России Ирина Курова. — Я не раз наблюдала, как взрослые люди, серьезные руководители, садясь за гончарный круг, превращаются в детей. Здесь душа раскрывается. Все же в детстве не доиграли, и здесь есть такая возможность».

Кстати
На протяжении нескольких десятков лет в Скопине проводится фестиваль гончарного искусства – в небольшой провинциальный город съезжаются мастера из разных уголков мира и создают творческие рабты, демонстрируя возможности глины. Работы художников-керамистов можно увидеть в Центре гончарства в Скопине. В августе 2025 года пройдет очередной фестиваль гончарного искусства.

Все художники рассказывают о своей работе с таким теплом, что сомнений не остается — они очень любят свое дело.

«Глина — это тело земли, ее плоть, — считает Ирина Курова. — Поэтому занимаясь керамикой, ощущаешь связь с землей, с родиной, со всей планетой». «Глина — очень благодатный материал, — говорит Юрий Гефенедер. — Я очень уважаю кузнечное ремесло, работу плотников, но считаю, что глина дает такие возможности, которые редко кому доступны. Глина творит вместе с тобой». Кстати, супруга Юрия — тоже художник-керамист. Много лет они посвятили любимому делу. И сейчас всей семьей болеют за ставший родным промысел. Пугает то, что очень быстро можно потерять все наработки, — переживает Юрий. — Если это утратится, восстановить уже будет слишком сложно. Я был на производстве Гжели, видел, как примерно в таком же помещении, как наше предприятие, работало несколько фабрик. А сейчас даже фундамента от этого не осталось. Предприятия нет, работают только небольшие мастерские. Теряется все слишком легко. Наше предприятие прошло через такие сложные годы и смогло выстоять. Очень обидно, если это будет утрачено».

3.	Стаж керамиста Юрия Гефенедера уже отсчитывает четвертый десяток. И все эти годы художник не устает восхищаться тем, сколько возможностей дарит глина.
Стаж керамиста Юрия Гефенедера уже отсчитывает четвертый десяток. И все эти годы художник не устает восхищаться тем, сколько возможностей дарит глина. Фото: Скопинский центр народных художественных промыслов

«Сейчас на пустом месте промыслы создают, пытаются использовать любую зацепку, чтобы развить творчество. А тут готовый промысел, состоявшаяся традиция, наработанная веками, — делится Ирина Курова. — На основе этого промыла искусствоведы пишут монограммы, защищают диссертации. Неужели все это можно потерять?»

Творчество на гончарном круге сродни настоящему волшебству.
Творчество на гончарном круге сродни настоящему волшебству. Фото: Скопинский центр народных художественных промыслов

Утратить традиции, конечно, обидно. Ведь скопинские изделия — можно сказать, элемент русской истории. Современные мастера пытаются сохранить скопинский колорит, внося определенные изменения, навеянные временем. Они берегут вековую традицию, чтобы передать ее дальше — жизнь знаменитого промысла должна продолжаться.

Справка

Во всех источниках указывается, что год рождения скопинского гончарного промысла 1640-й — тогда в переписи населения Рязанской губернии впервые появилось имя скопинского гончара Демьяна Киреева, сына Бердникова. Эта запись и стала официальной точкой отсчета для промысла. Но местные историки склонны думать, что керамика здесь появилась намного раньше, некоторые утверждают, что первые изделия появились здесь еще во времена доордынской Древней Руси.

Интересно

Среди изделий скопинских мастеров можно найти изделия с очень оригинальными названиями.

Кухля — сосуд для холодных напитков. Елейник — сосуд для растительного масла. Корчага — емкость для вина. Кумган — кувшин для воды. Квасник — емкость для кваса с отверстием посередине (в него закладывали завернутый в тряпочку лед, чтобы квас был прохладным).

И дети, и взрослые с большим удовольствием творят за гончарным кругом.
И дети, и взрослые с большим удовольствием творят за гончарным кругом. Фото: Скопинский центр народных художественных промыслов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах