У нашей области не так много исторических брендов, которыми можно гордиться. В одном ряду со скопинской керамикой и кадомским венизом всегда называют михайловское кружево – уникальное явление прикладного творчества. Судьба этого промысла складывалась непросто, и до нашего времени редкое кружево могло просто не дожить, если бы не нашлось человека, сыгравшего в жизни кружева определяющую роль.
Народный художник России Диана Смирнова не только возродила михайловский промысел, но и смогла осовременить его, подарив новую жизнь. Как сегодня складывается судьба одной из легенд рязанского прикладного творчества, какие перспективы видит для своего детища настоящий художник кружевоплетения, как сплетались кружева судьбы знаменитого коклюшечного мастера… Об этом и многом другом мы говорим с Дианой Смирновой, а также её дочерью, художником декоративно-прикладного искусства Любовью Смирновой.
16-летний бригадир
– Диана Алексеевна, вы стали настоящей легендой кружевоплетения, истинным художником кружева. Хочется узнать, как в девочке, рождённой в отдалённой Вологодской деревне, появился такой незаурядный художественный талант?
– Место рождения мамы – поселок Первомайский Чагодощенского района Вологодской области, – поясняет дочка кружевницы Любовь Яковлевна. – Это был рабочий поселок. Несмотря на то, что относится он к Вологодской области, оттуда очень близко до Питера, и многие жители посёлка работали в культурной столице.
– Отец был искусным столяром, – добавляет Диана Алексеевна. – Он занимался реставрацией мебели в Эрмитаже. Кроме того, что у него были золотые руки, он был очень разносторонним человеком.
– Он копировал картины, был театралом, организовывал театральные постановки, сочинял оригинальные сказки, в которых фигурировали герои с греческими именами… Словом, это был совсем не обычный столяр, – продолжает Любовь Яковлевна. – Так что мама росла в окружении искусства.
Даже имя мамы - Диана, такое непривычное для сельской местности, появилось не случайно – отец назвал её в честь богини охоты.
– Как проявился художественный талант?
– Рисование меня интересовало всегда, ещё совсем маленькой я пыталась создать портреты, много рисовала. Рядом был стекольный завод, и я выкладывала из осколков красивые рамочки.
– А первыми «холстами» были донышки бочек, – объясняет Любовь Яковлевна. – В тех краях, где жила мама, было много лесов, и там заготавливали живицу. В 16 лет мама стала бригадиром на производстве живицы, и на крышках 200-литровых бочек, которые отправляли на фронт для изготовления лекарств, мама рисовала пейзажи, портреты мальчишек из своей бригады…
– Однажды мастер пришёл и строгим голосом спросил: «Кто рисует на бочках?» – вспоминает Диана Алексеевна. – Я перепугалась, думала, за это будут ругать, а он сказал только, что после войны мне надо обязательно поступать в художественное учебное заведение. В 1945 году, когда закончилась война, он принес список всех учебных заведений с художественным направлением, и я выбрала Московское художественно-промышленное училище имени Калинина.
– Мама выбрала прикладное направление – как она рассказывала, на неё в детстве очень сильное впечатление произвела колыбелька в стиле полхово-майданской росписи. Наверное, эта соседская колыбелька и определила дальнейшую судьбу художника. У нас висит картина «Сосны» кисти Дианы Смирновой – мама талантливый живописец, но сама она говорила, что это не её. А про своё увлечение кружевом она говорит: «Я так и погибла в этом». Кстати, несмотря на то, что в училище группа была именно по кружевоплетению, мама стала единственным из своего выпуска художником по кружеву.
Коклюшечный реформатор
– Вашу семью ничего не связывало с Рязанской областью, как получилось, что судьба забросила кружевницу именно сюда?
– Как это было принято в советские годы, после окончания учебного заведения выпускников ждало распределение. Вот и направила меня судьба в село Большая Журавинка Ряжского района. И с 1950 года жизнь неразрывно связана с Рязанским краем.
– Тогда самой актуальной темой была электрификация сельского хозяйства, и работы кружевниц тоже должны были нести идеологическую нагрузку, поэтому первой маминой работой стала «Кузьминская ГЭС», – рассказывает Любовь Яковлевна. – Три художницы по кружеву из артели «1 Мая» получили такое задание, причём их вызывал секретарь обкома Алексей Ларионов, сказал, что это срочная работа, и вот мастерицы старались, работали и днём и ночью. Днём, когда работала вся артель, в помещении топили, а когда мама оставалась работать по ночам, отопления уже не было, и у нее сильно мёрзли руки.
Год продолжалась работа над этим монументальным полотном – оно создавалось к открытию ВДНХ. Оно и сегодня поражает своим изяществом: воплотить в кружеве ГЭС – дело непростое. Вообще, я считаю, что мама была художником-монументалистом в кружеве.
Диана Смирнова создавала такие сложные полотна, которые и кистью нелегко реализовать, что уж говорить о живописи на колюшках.
– Для михайловского кружева распределение в Рязанскую область юной выпускницы художественно-промышленного училища имело судьбоносное значение…
– Когда я приехала в Михайлов, там плели только численное. Конечно, такая работа требовала от кружевницы способностей, до сих пор помню самую талантливую мастерицу Матрёну Игнатову… Беда была в том, что мерное кружево вышло из обихода. Раньше оно пользовалось большой популярностью, из него делали подзоры на кровати, кисеи, отделывали им белье, а в 50-х годах мода сменилась, и кружево оказалось невостребованным. Склады в Москве были завалены продукцией михайловских кружевниц, её совсем перестали покупать. А это значило, что мастерицы рисковали остаться без работы. Чтобы понять насколько это страшно, надо представить себе нашу страну в послевоенные годы. На михайловской фабрике работали женщины, у многих из которых мужья погибли на войне, они одни воспитывали детей. Остаться без работы было для них настоящей бедой.
– Стояла задача организовать дело так, чтобы сохранить кружевницам работу, – подхватывает Любовь Яковлевна. – Для этого надо было найти применение кружеву. Пришлось менять все, поэтому можно говорить, что мама не просто возродила михайловское кружево – она стала его реформатором. Кроме того, что она ввела сколок (рисунок кружева), пришлось подвергнуть изменениям практически всё. Валик был как узкое колесо – она ввела валик, похожий на подушку. Изменилось и само кружево: в рисунке появились круги, углы, цветные узоры - оно стало более изысканным и ярким. Кроме того, мама придумала, как сделать его актуальным в современном обиходе. Конечно, пришлось переучивать кружевниц, это было непросто и для наставницы, и для мастериц. Всё своё время мама проводила в Михайлове, ездить туда приходилось через Москву, добиралась на попутках. А ведь была ещё и основная работа в управлении промысловой кооперации – она курировала все народные промыслы. Хватало сил и на семью – успевала прививать нам с сестрой самые главные ценности. Трудно представить, где она черпала силы...
Начало новой жизни
– Эти усилия в полной мере оправдались, михайловское кружево обрело новую жизнь, и в судьбе этого промысла начался расцвет.
– Благодаря всем новаторствам кружево вновь оказалось востребованным. А со временем о нём заговорили как о гордости Рязанского края, оно стало греметь по всему Союзу. Оно экспонировалось на отечественных и международных выставках, завоевывало серебряные и золотые медали. Были победы в разных конкурсах, было признание на самом высоком уровне. В конце 70-х нас, простых михайловских художников по кружеву и мастериц, пригласили на встречу со знаменитыми артистами – Леонидом Утесовым, Василием Лановым, Николаем Крючковым, Андреем Мироновым.
– Мама рассказывала со сцены о традициях рязанского кружева – это был большой успех. Её труды не пропали даром. Вообще, можно сказать, что она совершила революцию в кружеве.
– Диана Алексеевна, прикладное искусство, как правило, не предполагает свободу творчества, но вы смогли доказать, что кружевоплетение может быть не просто ремеслом, но и настоящим творчеством.
– Кружево – уникальный вид искусства, который позволяет воплотить очень многое. Меня настолько захватило кружево, что без него я не могла представить своей жизни.
– Она всегда была истинным художником в кружеве. Работала без передышек, мы сделали вместе с ней немало совместных работ, объединив вышивку и кружево. До недавних лет она продолжала творить, сейчас, конечно, годы берут своё, тем более, кружевоплетение – очень кропотливый вид творчества. Её работы поражают фантазией и мастерством. Она создавала на коклюшках настоящие картины. К примеру, в Московском музее декоративно-прикладного и народного творчества хранится цикл работ «Времена года» из 12 произведений. Одно из них – «Зима морозная» – кружевной пейзаж: там изображены дом, девочки, играющие в снежки... Всё это создано на коклюшках – выглядит такая картина очень необычно и интересно. У мамы много оригинальных произведений, а если взять всё, что было сплетено за её жизнь, наверное, можно проложить дорогу до луны и обратно.
– Кружевоплетение требует невероятного терпения…
– Я бы сказала, что мама поразительно терпеливый человек. Столько кропотливого труда, столько усердия, сколько она вкладывала в работу, хватило бы на несколько человек. И, конечно, энтузиазм, с которым мама относилась к своему делу, просто невероятен.
– Диана Алексеевна, вы вернули Рязанской области одну из её визитных карточек. Какое будущее вы представляете для своего детища?
– Я считаю, что михайловское кружево навсегда останется брендом Рязанской области, оно никогда не постареет, это уникальный, грандиозный пласт искусства. Конечно, сегодня трудно найти людей, готовых на столь кропотливый труд. Но они все-таки есть, и верю, будут всегда. Я всю свою жизнь любила трудности, ведь чем труднее, тем интереснее…