В свободном плавании. Рязанские предприниматели думают не только о деньгах

Станислав Ломакин / АиФ

Почти треть жителей нашего региона работает в малом и среднем бизнесе. Это люди, которые пекут для нас хлеб, лечат нам зубы, делают нас красивыми.

   
   

О том, стоит ли сегодня пускаться в «свободное плавание» и чем помогает предпринимателям государство, мы беседуем с президентом Рязанской торгово-промышленной палаты Татьяной Гусевой.

Дети Меркурия

— Татьяна Васильевна, в российской экономике сейчас спад. Как себя чувствует в таких условиях рязанский бизнес?

— Недавно слушала прогноз регионального минэкономразвития. Порадовалась, что в 2017 году мы остаёмся практически на уровне предыдущего года по многим показателям. Учитывая инфляцию, думаю, что это хорошо: мы не падаем.

Да, какие-то предприятия уходят с рынка, но открываются другие и часто – с тем же владельцем. Или же один и тот же предприниматель открывает несколько фирм.

По статистике Российской торгово-промышленной палаты, в Рязанской области индивидуальных предпринимателей и юридических лиц примерно поровну – почти по 20 тысяч. Процентов на 70 малый бизнес – торговый. На примере региональной программы «Забота», по которой работают 200 хозяйствующих субъектов, мы поняли, что можно и нужно соперничать с федеральными торговыми сетями. Мы берём качеством и доступными ценами.

Но именно торговые предприятия и разоряются чаще других из-за снижения покупательской способности населения. Но, может быть, это и к лучшему. Потому что люди начинают искать, чем ещё заняться.

   
   
Фото: АиФ-Рязань

— Прислушиваются ли власти к рекомендациям Палаты и мнению общественности?

— Для власти наши советы, безусловно, важны. Что касается общественного администрирования, то я бы сказала, что иногда оно бывает излишним. И если раньше с общественностью вообще не советовались, то теперь мы ударились в другую крайность. А ведь далеко не всегда общественность компетентна по тем вопросам, которые берётся обсуждать и оценивать.

— Бизнес – это всегда риск. Какие программы помощи работают в регионе?

— В нашей области сформирована полноценная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. Это Рязанский фонд поддержки малого предпринимательства, Гарантийный фонд, общественные организации, муниципальные центры поддержки предпринимательства.

Я считаю, что бюджетными деньгами нужно помогать не каждому конкретному предпринимателю, а инвестировать их в развитие системы поддержки бизнеса в целом.

— А с чем приходят предприниматели в Торгово-промышленную палату? Только ли с проблемами?

— Предприниматели хотят чувствовать себя единым сообществом, хотят быть защищёнными. И мы оказываем им услуги, начиная с сертификации и организации выставочной деятельности и заканчивая бизнес-встречами и «круглыми столами».

Не чайники

— Правда ли, что у рязанского малого бизнеса - женское лицо?

— Не совсем так. Работают в торговле в основном, конечно, женщины. Но собственники, как правило, - мужчины.

— Не кажется ли вам, что сейчас желающих уйти в «свободное плавание» несравнимо меньше, чем 15-20 лет назад?

— Начнём с того, что бизнесом могут заниматься не больше 10% людей. Точно так же, как не каждый может заниматься творчеством. Плюс, как показывают опросы, предпринимательство за прошедшие годы потеряло популярность у молодёжи. И современные выпускники школ процентов на 90% хотят идти в чиновники. Они выбирают стабильность.

— Правы ли те, кто до сих пор считает, что в бизнесе нет никаких правил?

— Конечно, всю жизнь торговать в подвале китайскими чайниками – это не бизнес. Это, скорее, привычка и следствие девяностых, когда огромные массы людей ушли в торговлю. Тогда это было от большой нужды. А теперь - уже по инерции.

Человек сам создаёт себе условия, в том числе и в бизнесе. Начинают, как правило, с малого. И здесь самое главное не только профессиональный интерес к чему-то. Бизнес – это, прежде всего, расчёт. Рисков, покупательской способности, количества конкурентов при выходе на рынок, цен, затрат на оборудование. И вот когда подходишь профессионально к расчётам, тогда и бизнес складывается.

Но стабильными остаются на рынке те, кто помимо выгоды думает ещё и о репутации. Сейчас это очень важно, особенно для молодёжи. Кстати, современные молодые предприниматели выбирают не столько торговлю, сколько отрасли, где можно использовать высокие технологии, делать что-то интересное, эксклюзивное.

Но бизнес – это ещё и постоянное обучение чему-то новому. Как только остановился, тебя тут же обогнали и вытеснили с рынка. Кстати, это относится и к предпринимателям с опытом, которым сегодня по 40-50 лет. Они держат себя в тонусе, постоянно следят за всеми новинками.

Догоним и перегоним?

— Чем отличается ситуация в Рязани от районов области?

— Хорошо, что в последнее время взялись за моногорода. В нашем регионе таких три: село Побединка в Скопинском районе, посёлок Елатьма в Касимовском и посёлок Лесной в Шиловском районах. Государство будет их поддерживать. Создают команды, в которые войдут главы муниципальных образований, инвесторы, руководители проектов. Федеральное правительство выделяет деньги на развитие инфраструктуры, а бизнес со своей стороны обеспечивает создание рабочих мест.

Конечно, районам намного труднее, потому что там больше пожилых, а доходы населения ниже. Но и там развивается местный бизнес – торговля, услуги, транспортные предприятия, строительство. Федеральные торговые сети активно идут в районы, что говорит об активном покупательском спросе.

Уж не говорю о сельском хозяйстве. В АПК наметилась положительная тенденция активного освоения залежных земель. Молодёжь стала оставаться на селе. Аграрный бизнес сейчас в большом почёте, на его поддержку тратят федеральные и региональные средства – до 3 млрд рублей в прошлом году. Хозяйствам частично софинансируют покупку новой сельхозтехники. А по темпам развития социальной сферы, спортивной и культурной инфраструктуры Рязань стала проигрывать селу. И это заслуга нашего губернатора, который делает ставку на развитие районов.

— Что может дать малым предприятиям объявленная президентом страны конверсия оборонки?

— К сожалению, малый бизнес пока не может обеспечить то качество продукции, которое требуют стандарты предприятий ВПК. Именно поэтому в своё время наши мудрые руководители крупнейших заводов не дали их раздробить на мелкие предприятия. Сохранили технологии и кадры. И именно эти заводы теперь лидируют в промышленности.

Те рязанские заводы, которые всё-таки решились в 90-е годы дробиться, сейчас поднимаются с большим трудом. А ведь период, когда государство не могло дать гарантированного заказа, был недолгим.

Да, предприятиям поставили задачу через несколько лет найти такую нишу для выпуска продукции мирного назначения, которая позволит удержать производственные мощности на плаву. Но их интересует востребованная продукция и возможность заключать контракты на сотни миллионов рублей.

На примере стран бывшего Варшавского договора могу сказать, что они сначала крупные предприятия раздробили, а потом для выпуска высокотехнологичной продукции их снова объединили в концерны. Я думаю, что это и наш путь.

— Насколько региональный бизнес зависит от международного рынка?

— Промышленники очень зависят от европейского рынка, на котором закупают комплектующие и сырьё. Фармацевтика процентов на 90 импортная. А вот в продовольствии мы вполне самостоятельные.

В международном сотрудничестве на первый план для нас выходит Китай. На внешний рынок там работают госкорпорации, которые выпускают очень качественную продукцию. У Рязанской области уже есть опыт сотрудничества с китайскими инвесторами. Если нам удастся реализовать проект строительства сталепрокатного завода, думаю, это будет большим плюсом для региона. А наши производители могли бы поставлять в Китай молочную продукцию. Рынок сбыта там огромный.

Досье

Татьяна Гусева родилась в Рязани. Окончив среднюю школу, уехала в Москву, чтобы профессионально заниматься конькобежным спортом. Была многократной чемпионкой Москвы. Входила в состав сборной СССР по этому виду спорта. Из Московского института инженеров транспорта ушла после первого курса. И потом экстерном окончила Московский институт физкультуры и журфак Московского государственного университета.

В Рязань вернулась в 1983 году. В 90-е ушла из журналистики в бизнес, а потом в общественную работу, создав в 1993 году Рязанскую торгово-промышленную палату. Депутат Рязанской областной Думы.

Смотрите также: