В минувшую пятницу, 19 декабря, в Москве прошел финал всероссийского конкурса молодых предпринимателей. Рязанскую область на нём представляла 26-летняя Екатерина Ерошина. Свой бизнес она начала ещё студенткой, а теперь управляет целой сетью цветочных салонов. О том, как изменился бизнес с введением санкций, как ее «ревнуют» цветы и как использовать кризис на благо компании, Екатерина рассказала в интервью «АиФ-Рязань».
Юные и дерзкие
Анна Зорина, «АиФ-Рязань»: Екатерина, с Вашей профессией экономиста-менеджера нетрудно найти хорошую работу по найму. Не пробовали куда-нибудь устроиться, например, на промышленное производство?
Екатерина Ерошина: В качестве жизненного опыта мне, конечно, было бы интересно попробовать себя на каком-нибудь предприятии. Но когда получилось с бизнесом, искать работу уже не имело смысла. Хотя я по-прежнему считаю, что предпринимателю, прежде чем он станет руководителем, важно пройти все ступени, понять весь процесс изнутри. Я окончила курсы по флористике в Москве, так что разбираюсь не только в экономике своего бизнеса.
- Кому сегодня проще начать своё дело - молодым или всё-таки людям с жизненным и профессиональным опытом?
- Молодым, как ни странно, проще: мы лучше адаптированы к современным реалиям. Моим ровесникам легче уловить материал, который дают на мастер-классах. Психологически легче сорваться куда-то, поехать, повести за собой коллектив, учиться чему-то новому.
Хотя в самом начале на собственном опыте столкнулась с недоверием потенциальных партнёров. Они выслушивали мои предложения, но не очень-то верили в их успех. Но многих всё-таки подкупает свойственная молодым уверенность в себе. И я себя так настроила, что даже мысли не было, что не получится.
Ревнивые цветы
- В перспективе Вы собираетесь осваивать какие-то другие сферы деятельности?
- Не думаю, что захочу изменить направление бизнеса - всё-таки, повторюсь, надо разбираться в том, что делаешь. Да, коммерческая схема везде одинакова: произвести товар или услугу и выгодно её реализовать. Но в каждой сфере есть свои тонкости, от которых зависит успех дела в целом. И если в цветочном бизнесе я эти нюансы знаю, то в других сферах - нет. Тем более, есть много примеров, когда предприниматели пробовали заниматься несколькими направлениями сразу и в результате бизнес заваливался.
Цветы - скоропортящийся товар. И они, я бы сказала, «ревнуют», когда предприниматель разбрасывается. В этом бизнесе надо быть постоянно в курсе европейских тенденций флористики. Держать планку, чтобы не потерять клиентов.
- Вы согласны с мнением, что за рубежом вести бизнес легче?
- Насколько мне известно, там и налоги выше, и контроль строже, и предпринимателей меньше, чем у нас. Где в Европе вы видели, чтобы 20-летний студент открыл свой бизнес? Думаю, что наши люди больше стремятся к самостоятельности, в том числе экономической.
- Ваш бизнес зависит от импорта. Каким образом на нём сказались санкции?
- Работать стало сложнее. Значительно выросли закупочные цены, а, следовательно, розничные цены тоже возросли.
Но любая кризисная ситуация - это ещё и толчок к развитию. Если экономическая ситуация будет ухудшаться, подумаем, какие дополнительные направления могли бы освоить. Думаю, в конечном итоге мы придём к тому, что на внутреннем рынке будут преобладать отечественные товары.
Уходить из бизнеса я не думаю - наоборот, мы осваиваем столичный рынок. Преимущество предпринимателей из регионов в низких ценах при высоком уровне качества: мы научились работать по европейским стандартам. К этому подталкивает не только конкуренция, но и грамотные покупатели. Теперь они приходят не просто за цветами, а за определённым стандартом сервиса.
На подарках не экономят
- Чем ещё, кроме коммерческой выгоды, Вам интересно то дело, которым занимаетесь?
- Благодаря своему бизнесу я познакомилась с большим количеством людей и организаций. Это и партнёры, и коллеги по бизнесу, для кого-то мы - спонсоры, с кем-то просто дружим. У нас обширные контакты в самых разных областях деятельности - от промышленных предприятий до школ и спортивных организаций. Практика показывает, что на подарках сегодня не экономят.
- На региональном этапе конкурса Вы победили в номинации «Женское предпринимательство». А надо ли делить бизнес по такому принципу?
- Я не делю бизнес на «женский» и «мужской»: успех зависит от знаний и умений конкретного человека. Что касается цветочного бизнеса, то он только на первый взгляд кажется женским. Если посмотреть внимательнее, то почти все известные маэстро по флористике - мужчины. Большинство известных московских и европейских цветочных салонов возглавляют мужчины, оптовики - только мужчины. Думаю, это как с шитьём или поварским искусством: на бытовом уровне это сугубо женское занятие, а на профессиональном - мужское.