Примерное время чтения: 8 минут
111

Вырастить гения. В какой среде воспитывался великий учёный Иван Павлов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-Рязань" 29/04/2022
За большим столом в семье Павловых у каждого члена семьи было своё место. Здесь все вместе собиралась и за трапезой, и за семейным чтением.
За большим столом в семье Павловых у каждого члена семьи было своё место. Здесь все вместе собиралась и за трапезой, и за семейным чтением. / Музей И.П. Павлова / АиФ

Говорят, все мы родом из детства. Справедливость этого утверждения многократно доказывала жизнь. Об этом, опираясь на собственный опыт, говорят маститые педагоги. Согласны с ними и современные психологи, склонные пересматривать каноны воспитания. Но в этом вопросе и приверженцы традиционного воспитания, и сторонники новаторских методов единодушны.

И это вполне понятно, ведь детство – это, можно сказать, фундамент судьбы. Мы решили проанализировать, как смогли воспитать такого гениального человека, как Иван Петрович Павлов. Какие основы закладывались в фундамент его личности, какие привычки прививались, какие методики воспитания использовались?

Обо всём этом нам рассказала директор Мемориального музея-усадьбы Ивана Петровича Павлова Наталья Загрина, которая много лет занимается изучением личности Павлова. Кто знает, может быть, опыт родителей Павлова пригодится кому-нибудь из современных родителей, и на рязанской земле вырастет ещё один величайший ученый мира? 

Мудрый учитель книга

«Основы личности академика Павлова были заложены в православной семье, - рассказывает Наталья Загрина. – Отец, Пётр Дмитриевич, - священник, протоиерей, известный в Рязани учёностью и помыслами высокими. Глава семейства читал и духовную, и светскую литературу, выписывал журнал «Современник». Вообще, он был человеком просвещённым, у Павловых была большая библиотека, и в доме было очень уважительное отношение к книге. Наградой для детей было взять книгу и почитать. Петр Дмитриевич всегда говорил – «хорошую книгу читай два раза, чтобы извлечь пользу». Иван Петрович следовал этому правилу всю жизнь. Он вообще очень любил читать и был чрезвычайно начитанным».

Интерес к чтению, конечно, был заложен в детстве, ведь одной из традиций Павловых были семейные чтения. Каждый вечер Пётр Дмитриевич собирал за столом детей, все вместе читали, а книгу отец закрывал на самом интересном месте, чтобы завтра дети с нетерпением ждали встречи с ней –такие педагогические приёмы отца Нобелевского лауреата можно использовать и сегодня.

Кстати, когда Иван Павлов познакомился с будущей супругой, сблизила их любовь к Шекспиру, Достоевскому – оба были начитанные и у них было много общих тем.

Заложенные в отчем доме традиции Павлов сохранил и во взрослой жизни – в его петербургском доме была огромная библиотека, порядка трёх тысяч книг. А лучшим подарком на дни рождения всегда была книга. И дети Павлова тоже переняли и любовь к чтению, и трепетное отношение к книге.

Иван Петрович очень любил Лермонтова, многое знал наизусть.

Прививка от праздности и лени

Глава семейства Павловых с ранних лет воспитывал детей трудом. Отец сам, по книжкам, научился прививать деревья, выводил особенные сорта яблонь и груш, которые пользовались спросом у рязанцев. Пётр Дмитриевич приходил со службы, переодевался и шёл в сад, и главным его помощником был Иван. «Иван Петрович потом напишет: «Если бы я не был учёным, я был бы крестьянином, - рассказывает Наталья Загрина. – Он очень любил работать на земле. Однажды отец даже испытал своих сыновей – он поручил выкопать ямки для посадки яблонь, а потом сказал, что выкопано не в том порядке – надо бы переделать. Иван сразу взял лопату и пошёл переделывать, а Дмитрий, второй сын, стал делать с неохотой. Так отец дал оценку своим детям – кто с какой склонностью». Отец приучал к труду всех, и если младший пока не мог в силу возраста держать лопату, он держал над отцом зонтик от палящего солнца, но он всё равно трудился вместе со всеми и приобщался к общему делу.

Иван Павлов в своих воспоминаниях писал, что помогал матери – колол и пилил дрова, помогал по дому, ему даже приходилось умывать меньших братьев, ведь семья была большая. Видимо, тогда в будущем академике сформировалась привычка трудиться и быть ответственным. Не зря же говорится, что большая семья – это школа нравственного и трудового воспитания.

«Глава семейства очень боялся, что дети могут вырасти лодырями, и с детства приучал их к труду, — продолжает рассказ Наталья Загрина. — Если дети хорошо потрудились, после обеда отец говорил: «Щи и каша не зря съедены, а заработаны честным трудом, поэтому и радость испытываете великую». Сам Павлов потом говорил, что «родители сделали мне пожизненную прививку от праздности и лени». «Сегодня очень не хватает трудового воспитания – даже в школах сейчас детей нельзя привлекать к мытью полов, - говорит Наталья Загрина. – Очень жаль, что в современном воспитании этот момент упущен. Павлов всегда говорил о большой роли труда  в формировании человека».

Строгий распорядок

В доме Павловых все было заведено строго – отец был настоящим главой семьи. Был строгим, но справедливым, и дети слушались его беспрекословно. Существовал определённый порядок: ни до обеда, ни после ничем нельзя было полакомиться.

В доме всё было подчинено чёткому распорядку, даже за стол садились определённым образом: сначала отец, потом матушка, справа старший сын Иван, потом остальные дети. С самого утра течение жизни в этом доме шло по устоявшимся правилам: первой вставала мать, потом отец, затем мать поднималась в светёлку, будила детей, они спускались в столовую, где каждый занимал своё место.

Эта четкость тоже играет большую роль в формировании личности – современные психологи и педагоги говорят, что для ребенка очень важна определенная последовательность, даже ритуальность. Мудрые родители Павлова знали это и без книг по психологии, и создали в доме обстановку, в которой дети могли расти цельными и уравновешенными.

Привычка заботиться

Сегодня нередко можно слышать о судебных разбирательствах между родными людьми, которые возникают во время делёжки оставленного родителями наследства. В семье Павловых, когда отца внезапно не стало (придя со службы, он вдруг почувствовал себя плохо, сам прочитал отходную молитву и скончался), братья, приехав из университета, где они учились, свои доли передали младшим. «Сами они нуждались, но посчитали правильным позаботиться о младших членах семьи. В этот период Павлов жил очень скромно – спасало то, что в столовой можно было бесплатно брать хлеб и горчицу. Он испортил себе желудок таким питанием, но при этом даже не было мысли делить наследство с родными», - рассказывает Наталья Загрина. Здесь, наверное, и комментировать излишне – сегодня воспитывают совсем иначе.

«Все, что было заложено в детстве, осталось с Павловым на всю жизнь. Все мы родом из детства. И хотя он верил в царственную роль науки, по жизни он был христианин дел, - считает Наталья Загрина. - Духовные устои, которые он впитал в отчем доме, он сохранил на всю жизнь. Он был высоконравственным, глубоко порядочным, честным человеком – таким его воспитали в его родном доме».  

Из автобиографии Павлова

«В заключение должен почесть мою жизнь счастливою, удавшеюся. Я получил высшее, что можно требовать от жизни, — полное оправдание тех принципов, с которыми вступил в жизнь. Мечтал найти радость жизни в умственной работе, в науке — и нашёл и нахожу её там. Искал в товарищи жизни только хорошего человека и нашел его в моей жене Саре Васильевне, урожденной Карчевской, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории. Отказался от практичности с её хитрыми и не всегда безупречными приёмами — и не только не вижу причины жалеть об этом, но это-то составляет одну из утех моего настоящего.
А подо всем — всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». 

Мнение Ивана Павлова о воспитании

«Как у нас ведётся воспитание? Разве это не постоянная вещь, что стоит ребенку заплакать, и его каприз сейчас же исполняется? Мы боимся поступить так, как этого требует разум, боимся настоять на своем только потому, что ребёнок плачет. И так поступают и сегодня, и завтра. А в результате мы лишаем своих детей всякой практики торможения. Пусть его поплачет раз, другой, в конце же концов привыкнет, подчинится! Но мы рассуждаем по-иному: «Как это я буду насиловать своего ребенка, как это я стану его притеснять?» Но что же Вы делаете? Вы, правда, не делаете из своего ребенка раба внешнего, он у Вас свободен, но Вы делаете из него раба внутреннего, раба своих влечений, желаний. Он не будет иметь над собой никакой власти, потому что у него нет способности себя тормозить, эту способность Вы у него не развивали. И мы этого не понимаем. Желая руководить счастьем ребенка, мы сами же делаем его несчастным. Мы создаём лодку без руля, без кормчего. И мы этого не сознаем».

Кстати

Иван Петрович Павлов был очень непритязателен в жизни. Его любимыми блюдами были винегрет и манная каша. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах