Представьте себя совсем одного в незнакомой местности, да еще без знания языка. Неуютно, страшно и некого попросить о помощи. Примерно так чувствуют себя дети, вышедшие из детских домов и интернатов. Только для них незнакомая местность – это взрослая жизнь.
Огромное пространство, в котором так трудно сориентироваться. Даже какие-то житейские моменты, которые нам кажутся элементарными, для этих детей порой превращаются в настоящее преодоление. Потому что не было рядом родителей, которые подсказали бы, научили, направили, подставили плечо…
Чтобы помочь таким детям адаптироваться к самостоятельной жизни, в Рязани два года назад начал работать проект по наставничеству – взрослый становится ребенку другом, общается, что-то подсказывает, помогает, поддерживает, объясняет… Порой такая дружба может стать для ребенка настоящей опорой в жизни. О подробностях работы проекта «Наставничество» нам рассказала руководитель фонда помощи детям «ПроДетство», психолог Елена Макаровская.
Человеку нужен человек
- Елена, как вы решились развивать проект наставничества в нашем регионе?
- Про наставничество мы уже давно задумывались, и я, и коллеги как-то пытались реализовать то или иное направление наставничества в Рязанской области, но все время что-то не складывалось. И причина понятна: не было технологии, системы. Было страшно ошибиться, ведь в основе наставничества лежат человеческие отношения. Если с профессиональным наставничеством все просто и понятно – всегда были мастера и подмастерья, учителя и ученики. Это древнейшая технология обучения, ей пользовались всегда. Но здесь-то совсем другое, это история про отношения, про жизнь. Отношения между взрослым и подростком. Подростком, оставшимся без попечения взрослых или ребенка-сироты. Такая работа предполагает большую ответственность.
Все получилось, когда в конце 2019 года благотворительный фонд «Солнечный Город» пригласил нас в Новосибирск на очередную встречу регионов, реализующих проект «Наставничество» по технологии Фонда. Я слетала туда, прошла обучение и стало понятно, как все можно организовать. Мы стартовали в сложный год, пандемийный. Так получилось, что мы стали работать с 2020 года.
- В вашем проекте, как правило, участвуют дети со сложными историями…
- В нашем проекте ребята 12+. Подростки… Причем подростки, у многих из которых такой багаж историй, что и у большинства взрослых не найдется. Среди этих детей есть разные категории – есть те, кто с младенчества рос без родителей, и те, кто, оставшись без родителей, попал в замещающую семью, а потом, когда достиг сложного возраста, снова оказался в детском учреждении – когда начинаются подростковые проявления, приемные родители считают, что гены не переделать и возвращают воспитанника. Такое вторичное сиротство не редкость. Есть и ребята, которые попадают в семьи уже достаточно взрослыми, и здесь тоже есть психологические особенности: они оттаивают, размораживаются, впервые чувствуя себя в безопасности, и взрослые могут столкнуться с разными ситуациями. Столкнуться с тем, к чему не готовы. В результате, в жизни таких детей может быть и два, и три отказа… Получив подобный опыт, ребята не всегда испытывают желание попасть в новую семью. И кстати, стоит отметить, что до 12 лет у ребенка потребность в значимом взрослом в лице родителя, а после 12 – в лице друга.
История, написанная шишками
- Такие тяжелые истории, сложные судьбы. Что может дать таким детям наставник?
- Как я говорила выше, сначала у ребенка острая потребность в родительской любви и заботе, а потом им уже нужен маяк, на который равняться. Мне очень нравится тема наставничества, потому что у каждого из нас на определенном этапе был свой наставник. Появляется человек, который на данный момент важен, мнение которого значимо. Это может быть и друг, и тренер, и писатель, и музыкант. Для меня в свое время таким наставником стал Константин Георгиевич Паустовский. Его повесть «Далекие годы» для меня очень значима, я перечитываю ее каждый год. До сих пор, когда мне нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить какую-то поддержку, я беру эту книгу. Наставник очень важен. Некоторые из участников нашего проекта говорят: «А что я делаю? Я же просто общаюсь». А как раз это и важно. Вообще, история наставничества – это история дружбы. Ценно, что это длительные отношения – то, чего, как правило, не хватает этим ребятам.
- Как строятся отношения между взрослым и ребенком?
- Формат общения у нас прописан достаточно четко. В выстраивании отношений большую роль играет стабильность, постоянство. Поэтому основное правило проекта – наставник должен приезжать к ребенку раз в неделю. Обязательно нужна личная встреча. Конечно, в период пандемии мы пережили разные моменты, но в нашей области проект работал, хотя в других регионах знакомились и общались в онлайн-формате. А в таком случае никакой химии не происходит. Очень важны еженедельные встречи, поскольку этим детям нужна стабильность. Не нужно обрушиваться на ребенка тремя визитами в неделю. Во-первых, это слишком много для него, а во-вторых, высок риск выгорания наставника. Должен быть определенный ритм. Давно известно, что для формирования здорового, гармоничного человечка с младенчества должны соблюдаться определенные правила, ритуалы. Если смотреть на народную педагогику, вся она построена на ритуальности. Вся жизнь была подчинена определенной цикличности, все жили в одном ритме. Встали с солнышком, пошли, поели, попили… Все было просто и понятно. Отсюда уверенность в завтрашнем дне. Этого у нас сейчас нет, а у этих детей никогда и не было.
Следующее обязательное условие проекта – наставники раз в месяц приходят на наши групповые встречи, проходят обучение, обязательно общаются с психологом проекта – это может быть либо личная встреча, либо разговор по телефону.
Чем хорош проект именно «Солнечного города» – он живой, постоянно развивается. Проводятся мониторинги, работают аналитики – проводятся исследования регионов, анализируется работа каждой пары. Все это помогает предотвратить какие-то типовые ошибки. Это история, которая написана набитыми шишками. У новых наставников есть возможность учиться на чужом опыте. Хочу сказать, что наши кураторы проекта всегда на связи. Мы их обучаем, помогаем в режиме 24 на 7. Это работа.
Друг в беде не бросит
- Елена, дети из каких учебных заведений участвуют в проекте?
- Сейчас работаем с двумя школами- интернатами – Солотчинской и Рыбновской.
- Как дети относятся к возможности обрести взрослого друга? Подростки, многое повидавшие за свою небольшую жизнь, могут воспринять такую перспективу весьма скептически…
- Дети изначально не все охотно шли в проект, потому что у них слишком много негативного опыта. Поначалу не спешили заполнять анкеты, но, когда появились первые пары, посмотрели, что это такое, и сейчас в каждом интернате, где мы работаем, практически 99% воспитанников хотят наставника. Нередко бывают такие обращения – мне уже 11, почти 12, можно мне наставника?.. Проект заслужил доверие. Однако ребенок, который год назад написал анкету, может до сих пор оставаться без наставника, потому что нет подходящего для него человека.
- Как происходит подбор тандема? Ведь это очень сложное и тонкое дело – люди могут просто не совпасть по каким-то причинам…
- Есть определенная технология подбора. В этом плане нам проще, потому что психолог нашего проекта работает в Солотчинской школе- интернате. В Рыбновской плотно работаем с руководителем службы постинтернатного сопровождения, мы просим ее участвовать в интервью наставников, чтобы она познакомилась, подумала, какому ребенку может подойти человек - она детей знает.
- Сколько сегодня в нашем регионе таких тандемов?
- В России сегодня 876 пар. В 2012 году, когда все начиналось, детям было по 12-13 лет, сегодня этим детям уже за 20, и общение продолжается. В Рязанской области у нас совсем недавно познакомилась еще одна пара, и теперь их 28 – это результат работы проекта за полтора года. Может быть, кому-то покажется, что это мало, но ведь каждая пара – это свой жизненный путь, свой цикл. Это отрезок жизни, прожитый вместе.
Счастье понимания и доверия
- Наставничество – труд, требующий большой отдачи. Для этого необходимы и физические силы, и духовные… Кроме того, требуется немало времени. Как люди становятся наставниками?
- Среди наших наставников огромное количество очень занятых людей, у которых бизнес, которые совсем не имеют времени. Но когда они попадают в проект, они тоже начинают меняться. Всегда можно найти два часа в неделю, надо лишь перестроить график. Более того, я заметила, что с занятыми бизнесменами порой легче – у них все четко, они всегда найдут время, просто им надо все спланировать заранее. У нас есть «три богатыря» - три наставника-мужчины, очень надеюсь, что эта компания будет расширяться. Мальчикам нужны мужчины. В футбол погонять, что-то руками сделать – это очень ценно. Кстати, представители разных полов совсем по-разному наставляют. И никто не может точно сказать, как правильно, потому что все очень индивидуально. Вообще, этим детям порой надо помочь освоить самое простое – когда говорят про оливье и пиццу, я говорю – научите их варить картошку, потому что и этого они могут не знать, неоткуда было почерпнуть этот опыт. Простой жизненный пример, который любит приводить моя коллега Инна Сучкова, - они порой не знают, что делать с чайным пакетиком.
А в целом про наставничество… Наверное, это образ жизни. Это проект, в котором есть вход, а выхода нет. Эти отношения проносятся через всю жизнь. И входят в него те люди, которые готовы брать на себя ответственность. А почему люди готовы к этому, здесь, наверное, каждый отвечает для себя сам. Кто-то не понимает, зачем я, например, родила четверых детей. Это история каждого – готов он или не готов к ответственности. Но отдача от наставничества колоссальная.
Я приведу лишь некоторые зарисовки из нашей жизни. Когда девочка-подопечная говорит: «Я перед сном всегда говорю спокойной ночи сначала наставнице, потом – маме, потом – всем остальным»… Это дорогого стоит. Это ее молитва. И здесь нечего добавить, она сама все сказала, насколько важен этот человек для нее. Они забавно хвастаются, у кого наставник круче… Этим детям такие отношения очень нужны. Да и взрослым такое общение дает очень много. Взрослый и ребенок меняются вместе. В этих отношениях очень важно сохранять роль друга – мы же не учим друзей, не воспитываем, а просто общаемся. Вот и этим детям нужно такое общение. Наставники у нас самые разные – есть представители культуры, многодетные мамы, бизнесмены… Самые разные люди, разные профессии, но у всех есть потребность помогать.
Знай, что ты не один
- Какую процедуру проходят кандидаты, чтобы стать наставником?
- Начинается все с того, что человек либо увидел пост по наставничеству в соцсетях, либо анонс в СМИ, либо зашел на наш сайт по наставничеству. Зарегистрировался, заполнил анкету. Потом наш куратор проводит первичное интервью по телефону - бывают заявки и из других регионов. К примеру, у нас много москвичей заполняет анкеты. Есть москвичи, которые в итоге становятся наставниками в Рязанской области, есть те, кто учится дистанционно – мы не очень любим этот формат, ведь очень важно увидеть человека, почувствовать его энергетику. Однако приходится учитывать особенности нашего времени - в связи с пандемией «заочников» было много, примерно 50 на 50.
После того как кандидаты прошли первичное интервью и были допущены к обучению, мы приглашаем их на тренинги. Первый – по наставничеству, второй – по психологии сиротства. После этого кандидат собирает документы – справки об отсутствии судимости, медицинские, проходит интервью и заключает с нами договор. После этого мы подбираем ребенка, знакомим, и дальше наступает история новой пары. У нас есть пары, которые познакомились в ноябре 2020 года, им уже полтора года. И за это время многое пройдено – дети проверяли своих наставников на прочность, пытались «разводить» на деньги (в правилах проекта прописано, что наставник не может давать своему подопечному деньги). И вот когда ребенок понимает, что наставник после всех этих проверок никуда не делся, что все выдержал, начинается новый виток общения – возникает доверие. А это дорогого стоит.
Трудно переоценить вклад каждого наставника в ребенка, потому что, на мой взгляд, человеческие отношения - это самое сложное. Мы постоянно в этом убеждаемся и в профессиональной, и в семейной сфере – непонимание возникает достаточно часто. Бывает промолчишь, а тебя уже неправильно поняли. В нашем проекте дети, в багаже которых уже есть определенный негативный опыт, и для них самое главное – научиться доверять людям. А это возможно, когда знаешь, что ты не один.
Кстати
11апреля пройдет масштабная акция «День Заботы» – это уникальный день, когда тысячи неравнодушных могут поддержать проект «Наставничество». Организатор акции - благотворительный фонд «Солнечный город» совместно с Автономной некоммерческой организации поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство».
С помощью специального «калькулятора заботы» на сайте деньзаботы.рф любой желающий может посчитать стоимость своего часа работы и пожертвовать один или несколько часов на помощь детям.
Все собранные средства будут направлены на подготовку новых наставников, психологическую поддержку детей и наставников, развитие проекта в новых регионах и поиск старших друзей для 200 подростков из детских домов.
Справка
Проект «Наставничество» стартовал в Рязанской области в 2020 году по инициативе Автономной некоммерческой организации поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство». По правилам проекта, взрослый не моложе 24 лет становится наставником для подростка, оставшегося без попечения родителей. В Рязани курируют проект Елена Макаровская, Алла Харламова и Алена Волчкова.