207

Социальное сиротство. Что это и как с ним работают в Рязанской области?

Важно заинтересовать подростков, показать им, насколько широк выбор профессий.
Важно заинтересовать подростков, показать им, насколько широк выбор профессий. Ресурсный центр профилактики социального сиротства

Подростковый возраст довольно сложный. Ведь молодому человеку нужно определиться, куда двигаться дальше, где учиться и в дальнейшем – работать. И труднее всего этот выбор даётся тем ребятам, у которых нет поддержки и опоры даже среди родных…

Для помощи именно таким категориям и создана автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр профилактики социального сиротства». Как он работает с социально уязвимыми подростками, насколько действенной оказывается для них помощь и какие проблемы встают на пути у специалистов, рассказывает наш гость – руководитель центра Наталья ЦЫПИЧ.

О профессии – через людей

— Наталья Валерьевна, давайте прежде всего определимся, какие категории подростков попадают в поле зрения вашего центра?

Во-первых, воспитанники интернатов. Мы сотрудничаем с Полянской, Михайловской и Солотчинской школами-интернатами. Кроме того, мы работаем с аппаратом комиссии по делам несовершеннолетних города Рязани. К слову, в областном центре мы, наверное, первая из НКО, работающая по защите семьи и детства, которая тесно сотрудничает с этим ведомством.

Формы социализации  подростков могут быть разными. И в этой связи мы взяли на себя два направления. Первое – это как раз работа с семьями, которые попали на учёт в комиссию. Второе – это программа профориентации. Мы помогаем ребятам определиться с их профессиональными предпочтениями и ориентируем на не только на какую-то определённую сферу деятельности, но и помогаем освоить навыки, которые дадут возможность им реализоваться в разных сферах. Это навыки XXI века: умение работать в команде, находить нестандартные решения, уметь выстраивать партнёрские отношения, постоянно учиться и развиваться.

Это, кстати, очень важно, потому что детям в 15-16 лет сложно понять, чего же они хотят в жизни. Особенно тем, у кого какие-то проблемы ещё и в семье…

Да, действительно. Успешность в жизни во многом зависит от профессии. Тем более, что сейчас какие-то специальности отмирают или становятся менее актуальными. И в то же время в очень короткие сроки возникают новые.

В чём заключается ваша профориентационная работа? Вы водите ребят по предприятиям и показываете, как какие организации функционируют?

Наша профориентация не классическая. У нас работает проект «Поколение выбор». Его реализуют в 37 регионах при поддержке благотворительного фонда «Открывай горизонты». Задача этого проекта – научить детей разбираться в себе и при этом объяснить им, какие навыки нужно в себе развивать, чтобы работать в какой-то отрасли.

Также есть корпоративное наставничество. Мы даём вводную информацию о том, как устроено то или иное предприятие, чтобы дети представляли, куда мы их ведём. Остальные же знания они получают через знакомство с людьми конкретных профессий. Человек, который работает на той или иной должности, рассказывает о своём профессиональном пути, интересах. В своём рассказе он делает акцент на то, какие навыки нужны для той или иной сферы. Наша задача – привлечь ребят к интересной личности. При этом человек становится исключительно профессиональным наставником, но никакую опеку над подростком не осуществляет.

Горят и зажигают

Как простые работники становятся наставниками по этой программе? Не сложно ли людей привлечь к тому, чтобы добровольно и безвозмездно заниматься с подростками?

Нам удаётся наладить контакт с представителями малого и среднего бизнеса, крупными производствами и индивидуальными предпринимателями. Случайно их находим. Можем где-то познакомиться на какой-то встрече, могут сами о нас услышать и прийти с предложениями. Иногда даже просто в социальных сетях встречала интересного человека и предлагала посотрудничать. Отказов не было ещё ни разу.

Но самое главное в программе корпоративного наставничества  – это стажировки.  Тут несколько сложнее, потому что всё зависит от особенностей работы организации. Например, как-то хотели устроить мальчишек на мебельное производство, но там слишком строгие правила техники безопасности. Пришлось отказаться от этой идеи. Как правило, к нам приходят люди, которые «горят» своим делом, получают удовольствие от своей работы, а потому с радостью делятся опытом. Ребятам это очень передаётся, они тоже зажигаются. Недавно приходила девушка, которая занимается изготовлением декоративных цветов, это сейчас востребованное направление в дизайне. Она предложила провести мастер-класс для девочек и потом хотела бы взять к себе помощницу, которую научила бы не только делать цветы, но и продвигать свой товар, чтобы продавать. Казалось бы,  много в Рязани людей, которые занимаются таким творчеством, но тут человек, который заражён своей работой. Потому ей и было интересно пообщаться с нашими детьми. Бывает, конечно, такое, что ребята на встречах зажаты, потому что им кажется, что им предлагают что-то слишком крутое, неземное. А потом оказывается, что они с нашими гостями общаются лично и перенимают у них опыт.

Что значит «слишком крутое»? То есть ребята из таких категорий смотрят, как правило, в первую очередь на рабочие специальности, а некоторые профессии для них кажутся недоступными?

Увы, да. Эти подростки более приземлённые. И для них нет профессии «дизайнер». Они думают о том, чтобы стать продавцами, автомеханиками, слесарями и так далее. Это отличные профессии, и многие из ребят действительно делают успехи в этих сферах. Но есть молодые люди с творческим потенциалом. Его-то мы и пытаемся уловить и предлагаем сферы, которые они для себя, по сути, не представляют. Кроме того, даже о рабочих специальностях иногда подростки думают несколько ограниченно. Например, есть профессия электрика. Сразу им представляется, что электрик только ходит и чинит в домах проводку. Но никто не задумывается, что специалисты этой категории нужны и на крупных заводах, например. Поэтому на наших встречах мы хотим им показать, что профессий очень много.

Среди подростков, с которыми вы работаете, есть и студенты. Бывало ли такое, что на стажировки они просились в совершенно другие сферы, а не в те, на которые пошли учиться?

Да, конечно. Например, одна девочка, которая учится на педагога, стажировалась в прошлом году в отеле, а в этом – в секонд-хенде. Причём в этот раз она попробовала себя в разных ипостасях – в качестве помощника руководителя, продавца, приёмщика. Для неё это опыт общения с людьми, поиска нужного подхода к людям. В профессии педагога это ей очень пригодится.

Нужен личный контакт

— Пандемия какие-то корректировки внесла в вашу работу? Было ли сложнее организовать стажировки?

Да, пришлось совмещать с удалёнными форматами. Подключались партнёры из Москвы. Они на онлайн-встречи приглашали интересных топ-менеджеров, звёзд кино и шоу-бизнеса. Ребята могли задавать свои вопросы. Но всё же для них это было не так интересно. Да, здорово, что можно что-то спросить, но это всё – где-то далеко. А им важен личный контакт.

К счастью, все запланированные стажировки состоялись. Правда, сроки их сдвинулись на июль-август. Так как было сложновато устроить, троих девочек я взяла к себе в благотворительную организацию. Мы проводили лагерь для подростков. Одна девочка была спортивным инструктором, вторая – инструктором по танцам, третья – помощником организатора. Для них было удивительно, что у нас есть трудовые соглашения, свои правила и обязанности. Но они справились. Мы, кстати, всегда стремимся с полной серьёзностью подойти к стажировкам. Да, в каких-то моментах к ребятам могут отнестись снисходительно и мягко, но в целом дисциплину они соблюдают, как при полноценной работе.

Сколько по времени обычно длится стажировка?

Как правило, от двух недель до месяца, всё зависит от условий. Но бывают и исключительные случаи. Одна девочка у нас почти полгода была помощником руководителя в коворкинге. Ей там самой понравилось, кроме того, она пробовала себя в разных ролях. И там, в первую очередь, важен был контакт с руководителем. Как только руководитель ушёл, наша воспитанница тоже перестала там трудиться. Кстати, все ребята в итоге продолжают общаться со своими наставниками, поддерживают контакты. Это не опека, но всё же это ещё один взрослый человек, к которому в случае чего можно обратиться за советом.

Потому что так воспитаны

Давайте теперь поговорим о вашем втором направлении – профилактике социального сиротства. Что это такое?

Мы работаем с семейным неблагополучием на ранних стадиях в партнёрстве с аппаратом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Рязани. Что значит раннее неблагополучие? В целом нет каких-то чётких критериев, по которым определяется семейное благополучие. Нельзя же сказать, что семья относится к такой категории, если не хватает метража в квартире или нет определённого числа апельсинов в холодильнике. Мы подходим с позиции защищённости ребёнка. Бывает такое, что родители не понимают, что что-то делают не так. В силу своего образа жизни, своего опыта, уровня воспитания. Мы рассматриваем все эти признаки в совокупности с ресурсностью семьи и дальше определяем – могут они справиться с трудностями без нашей поддержки или нет. 

Но если мамы и папы не отдают себе отчёт в том, что есть какая-то проблема, как им показать правильное направление…

К каждой семье у нас прикреплён куратор. Он общается с семьёй, узнаёт историю конфликтов, сложностей и так далее. И если видит, что нужна помощь – медицинская, обучающая, психологическая и другая – направляет к тем или иным специалистам. Часто причина негативных явлений в неправильно выстроенных детско-родительских отношениях. Родитель не понимаем, чем он вредит ребёнку. И угроза может быть неявной. Просто мама или папа не в курсе, что с его сыном или дочкой какие-то проблемы. он не видит в этом проблему сам. Почему? Да потому что его самого так же воспитывали. И из-за этого семьи порой не идут на контакт. Но мы указываем на проблему и говорим, что мы здесь, чтобы это больше не повторялось. Ведь трудные подростки потом становятся трудными взрослыми. И получается замкнутый круг. Понятно, что возможности у семей разные. Но поговорить с ребёнком 15 минут и выяснить причину его плохого настроения, негатива какого-то может абсолютно каждый. На это мы и настраиваем родителей.

Досье
Наталья ЦЫПИЧ. Руководитель АНО «Ресурсный центр профилактики социального сиротства». Автор и координатор нескольких благотворительных проектов. Образование – высшее педагогическое. Замужем. Воспитывает двух дочерей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Форум
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах