Подростковый возраст довольно сложный. Ведь молодому человеку нужно определиться, куда двигаться дальше, где учиться и в дальнейшем – работать. И труднее всего этот выбор даётся тем ребятам, у которых нет поддержки и опоры даже среди родных…
Для помощи именно таким категориям и создана автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр профилактики социального сиротства». Как он работает с социально уязвимыми подростками, насколько действенной оказывается для них помощь и какие проблемы встают на пути у специалистов, рассказывает наш гость – руководитель центра Наталья ЦЫПИЧ.
О профессии – через людей
— Наталья Валерьевна, давайте прежде всего определимся, какие категории подростков попадают в поле зрения вашего центра?
— Во-первых, воспитанники интернатов. Мы сотрудничаем с Полянской, Михайловской и Солотчинской школами-интернатами. Кроме того, мы работаем с аппаратом комиссии по делам несовершеннолетних города Рязани. К слову, в областном центре мы, наверное, первая из НКО, работающая по защите семьи и детства, которая тесно сотрудничает с этим ведомством.
Формы социализации подростков могут быть разными. И в этой связи мы взяли на себя два направления. Первое – это как раз работа с семьями, которые попали на учёт в комиссию. Второе – это программа профориентации. Мы помогаем ребятам определиться с их профессиональными предпочтениями и ориентируем на не только на какую-то определённую сферу деятельности, но и помогаем освоить навыки, которые дадут возможность им реализоваться в разных сферах. Это навыки XXI века: умение работать в команде, находить нестандартные решения, уметь выстраивать партнёрские отношения, постоянно учиться и развиваться.
— Это, кстати, очень важно, потому что детям в 15-16 лет сложно понять, чего же они хотят в жизни. Особенно тем, у кого какие-то проблемы ещё и в семье…
— Да, действительно. Успешность в жизни во многом зависит от профессии. Тем более, что сейчас какие-то специальности отмирают или становятся менее актуальными. И в то же время в очень короткие сроки возникают новые.
— В чём заключается ваша профориентационная работа? Вы водите ребят по предприятиям и показываете, как какие организации функционируют?
— Наша профориентация не классическая. У нас работает проект «Поколение выбор». Его реализуют в 37 регионах при поддержке благотворительного фонда «Открывай горизонты». Задача этого проекта – научить детей разбираться в себе и при этом объяснить им, какие навыки нужно в себе развивать, чтобы работать в какой-то отрасли.
Также есть корпоративное наставничество. Мы даём вводную информацию о том, как устроено то или иное предприятие, чтобы дети представляли, куда мы их ведём. Остальные же знания они получают через знакомство с людьми конкретных профессий. Человек, который работает на той или иной должности, рассказывает о своём профессиональном пути, интересах. В своём рассказе он делает акцент на то, какие навыки нужны для той или иной сферы. Наша задача – привлечь ребят к интересной личности. При этом человек становится исключительно профессиональным наставником, но никакую опеку над подростком не осуществляет.
Горят и зажигают
— Как простые работники становятся наставниками по этой программе? Не сложно ли людей привлечь к тому, чтобы добровольно и безвозмездно заниматься с подростками?
— Нам удаётся наладить контакт с представителями малого и среднего бизнеса, крупными производствами и индивидуальными предпринимателями. Случайно их находим. Можем где-то познакомиться на какой-то встрече, могут сами о нас услышать и прийти с предложениями. Иногда даже просто в социальных сетях встречала интересного человека и предлагала посотрудничать. Отказов не было ещё ни разу.
Но самое главное в программе корпоративного наставничества – это стажировки. Тут несколько сложнее, потому что всё зависит от особенностей работы организации. Например, как-то хотели устроить мальчишек на мебельное производство, но там слишком строгие правила техники безопасности. Пришлось отказаться от этой идеи. Как правило, к нам приходят люди, которые «горят» своим делом, получают удовольствие от своей работы, а потому с радостью делятся опытом. Ребятам это очень передаётся, они тоже зажигаются. Недавно приходила девушка, которая занимается изготовлением декоративных цветов, это сейчас востребованное направление в дизайне. Она предложила провести мастер-класс для девочек и потом хотела бы взять к себе помощницу, которую научила бы не только делать цветы, но и продвигать свой товар, чтобы продавать. Казалось бы, много в Рязани людей, которые занимаются таким творчеством, но тут человек, который заражён своей работой. Потому ей и было интересно пообщаться с нашими детьми. Бывает, конечно, такое, что ребята на встречах зажаты, потому что им кажется, что им предлагают что-то слишком крутое, неземное. А потом оказывается, что они с нашими гостями общаются лично и перенимают у них опыт.
— Что значит «слишком крутое»? То есть ребята из таких категорий смотрят, как правило, в первую очередь на рабочие специальности, а некоторые профессии для них кажутся недоступными?
— Увы, да. Эти подростки более приземлённые. И для них нет профессии «дизайнер». Они думают о том, чтобы стать продавцами, автомеханиками, слесарями и так далее. Это отличные профессии, и многие из ребят действительно делают успехи в этих сферах. Но есть молодые люди с творческим потенциалом. Его-то мы и пытаемся уловить и предлагаем сферы, которые они для себя, по сути, не представляют. Кроме того, даже о рабочих специальностях иногда подростки думают несколько ограниченно. Например, есть профессия электрика. Сразу им представляется, что электрик только ходит и чинит в домах проводку. Но никто не задумывается, что специалисты этой категории нужны и на крупных заводах, например. Поэтому на наших встречах мы хотим им показать, что профессий очень много.
— Среди подростков, с которыми вы работаете, есть и студенты. Бывало ли такое, что на стажировки они просились в совершенно другие сферы, а не в те, на которые пошли учиться?
— Да, конечно. Например, одна девочка, которая учится на педагога, стажировалась в прошлом году в отеле, а в этом – в секонд-хенде. Причём в этот раз она попробовала себя в разных ипостасях – в качестве помощника руководителя, продавца, приёмщика. Для неё это опыт общения с людьми, поиска нужного подхода к людям. В профессии педагога это ей очень пригодится.
Нужен личный контакт
— Пандемия какие-то корректировки внесла в вашу работу? Было ли сложнее организовать стажировки?
— Да, пришлось совмещать с удалёнными форматами. Подключались партнёры из Москвы. Они на онлайн-встречи приглашали интересных топ-менеджеров, звёзд кино и шоу-бизнеса. Ребята могли задавать свои вопросы. Но всё же для них это было не так интересно. Да, здорово, что можно что-то спросить, но это всё – где-то далеко. А им важен личный контакт.
К счастью, все запланированные стажировки состоялись. Правда, сроки их сдвинулись на июль-август. Так как было сложновато устроить, троих девочек я взяла к себе в благотворительную организацию. Мы проводили лагерь для подростков. Одна девочка была спортивным инструктором, вторая – инструктором по танцам, третья – помощником организатора. Для них было удивительно, что у нас есть трудовые соглашения, свои правила и обязанности. Но они справились. Мы, кстати, всегда стремимся с полной серьёзностью подойти к стажировкам. Да, в каких-то моментах к ребятам могут отнестись снисходительно и мягко, но в целом дисциплину они соблюдают, как при полноценной работе.
— Сколько по времени обычно длится стажировка?
— Как правило, от двух недель до месяца, всё зависит от условий. Но бывают и исключительные случаи. Одна девочка у нас почти полгода была помощником руководителя в коворкинге. Ей там самой понравилось, кроме того, она пробовала себя в разных ролях. И там, в первую очередь, важен был контакт с руководителем. Как только руководитель ушёл, наша воспитанница тоже перестала там трудиться. Кстати, все ребята в итоге продолжают общаться со своими наставниками, поддерживают контакты. Это не опека, но всё же это ещё один взрослый человек, к которому в случае чего можно обратиться за советом.
Потому что так воспитаны
— Давайте теперь поговорим о вашем втором направлении – профилактике социального сиротства. Что это такое?
— Мы работаем с семейным неблагополучием на ранних стадиях в партнёрстве с аппаратом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Рязани. Что значит раннее неблагополучие? В целом нет каких-то чётких критериев, по которым определяется семейное благополучие. Нельзя же сказать, что семья относится к такой категории, если не хватает метража в квартире или нет определённого числа апельсинов в холодильнике. Мы подходим с позиции защищённости ребёнка. Бывает такое, что родители не понимают, что что-то делают не так. В силу своего образа жизни, своего опыта, уровня воспитания. Мы рассматриваем все эти признаки в совокупности с ресурсностью семьи и дальше определяем – могут они справиться с трудностями без нашей поддержки или нет.
— Но если мамы и папы не отдают себе отчёт в том, что есть какая-то проблема, как им показать правильное направление…
— К каждой семье у нас прикреплён куратор. Он общается с семьёй, узнаёт историю конфликтов, сложностей и так далее. И если видит, что нужна помощь – медицинская, обучающая, психологическая и другая – направляет к тем или иным специалистам. Часто причина негативных явлений в неправильно выстроенных детско-родительских отношениях. Родитель не понимаем, чем он вредит ребёнку. И угроза может быть неявной. Просто мама или папа не в курсе, что с его сыном или дочкой какие-то проблемы. он не видит в этом проблему сам. Почему? Да потому что его самого так же воспитывали. И из-за этого семьи порой не идут на контакт. Но мы указываем на проблему и говорим, что мы здесь, чтобы это больше не повторялось. Ведь трудные подростки потом становятся трудными взрослыми. И получается замкнутый круг. Понятно, что возможности у семей разные. Но поговорить с ребёнком 15 минут и выяснить причину его плохого настроения, негатива какого-то может абсолютно каждый. На это мы и настраиваем родителей.