Могут ли машину забрать на штрафстоянку без сотрудников ГИБДД? Почему водители не торопятся выбирать «натуралку» при возмещении ущерба от аварии?
На вопросы редакции и наших читателей отвечает руководитель юридической компании Наталья Перескокова.
На ближайшую стоянку
- Наталья Николаевна, начнём с вопроса нашего читателя. Он спрашивает, имеет ли право водитель эвакуатора забирать машины, припаркованные в неположенных местах, без сотрудников ГИБДД? Если нет, куда жаловаться на подобные действия?
- Задержание автомобиля осуществляется инспектором ДПС после составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. О задержании автомобиля составляется протокол. После оформления требуемых документов инспектор ДПС сообщает специализированной организации о необходимости перемещения транспортного средства на штрафстоянку. Эта организация, в свою очередь, незамедлительно обеспечивает выезд к месту задержания транспортного средства ее уполномоченного представителя и автомобиля-эвакуатора.
Таким образом, без сотрудников ДПС эвакуировать автомобиль не имеют права. В противном случае водителю стоит немедленно обратиться в территориальный орган ГИБДД.
- Если не ошибаюсь, эвакуированные машины необходимо ставить на ближайшую штрафстоянку. Но читатели жалуются, что порой отвозят авто намного дальше.
- При перемещении транспортного средства водитель должен быть морально готов, что автомобиль ему придётся забирать не в самом ближнем и удобном для него месте. Но есть Закон Рязанской области от 27.07.2012 N 53-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств». Согласно этому документу, задержанное транспортное средство помещается в ближайшее специально отведённое охраняемое место (специализированную стоянку) (ч. 5 ст. 3).
Снимайте, но…
- Последние изменения в регламенте ГИБДД. Так можно или нет записывать на диктофон или видеокамеру общение с работниками Госавтоинспекцией?
- Согласно разъяснениям положения административного регламента по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства (информация МВД России от 20.10.2017 г.) фотовидеосъёмка общения с сотрудниками Госавтоинспекции не запрещается. За исключением случаев, когда проводятся охранные либо оперативно-розыскные мероприятия, рассматривают дело об административном правонарушении (например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съёмку). А также для защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций.
При этом инспектор также имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.
- На какие ещё изменения, которые вступили в силу с 20 октября, вы, как юрист, обратили внимание?
- Новый административный регламент ГИБДД содержит ряд новых очень интересных изменений. Он серьёзно расширяет права дорожных инспекторов. Но есть и новшества, повышающие удобство водителей.
По новому регламенту отменяется выдача справок после ДТП. Ранее эти справки выдавались для предъявления в страховую компанию, чтобы получить выплаты по страховому случаю. Теперь же будут выдаваться только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении.
Другое важное нововведение: теперь сотрудники ГИБДД смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Данные о месте, времени, форме и методах надзора за дорожным движением сотрудниками определяет руководитель подразделения ДПС.
Ещё существенное нововведение: если экипаж патрульной машины ведёт фото- или видеофиксацию нарушений ПДД, то разрешено прятать и маскировать патрульную машину, используя для этого любые детали дорожного ландшафта: горки, крутые повороты, объекты дорожной инфраструктуры, кусты и деревья. В остальных случаях патрульная машина должна быть ясно и отчётливо видна всем участникам дорожного движения. Однако для «скрытого наблюдения» отныне ГИБДД разрешено использовать патрульные машины без каких-либо отличительных цвето-графических схем.
По новому регламенту, в случае, если водителя доставят на медицинское освидетельствование, и оно подтвердит его трезвость, сотрудники ГИБДД, забравшие водителя для проверки, обязаны будут доставить его назад к его автомобилю.
Ещё при согласии автовладельца на получение информации о времени и месте рассмотрения дела по SMS ГИБДД может уведомлять таким образом.
Инспектор ГИБДД при проверке документов должен быть вежливым и обращаться к автомобилисту на «Вы». Инспектор теперь обязан уведомить водителя о способах обжалования решения в случае, если тот с ним не согласен.
А если нет запчастей?
- С какими проблемами столкнулись автолюбители, которые решили с помощью так называемой «натуралки» возместить ущерб от ДТП?
- Автолюбитель не всегда может выбрать из предоставленных страховщиком автосервисов приемлемый именно для него, и заслуживающий его доверия, так как у нас привыкли обращаться в сервис по рекомендациям знакомых. А отдавать свою «ласточку» непонятно куда крайне неспокойно.
За качество ремонта, конечно, несёт ответственность страховая компания, но в случае возникновения проблем с качеством, всё может обернуться повторным ремонтом, очередями и проволочками.
Так же с новыми запчастями могут возникнуть проблемы. Отремонтировать машину в автосервисе обязаны в течение 30 дней. Но как быть, если запчасти отсутствуют на складе? Ведь для доставки может потребоваться время.
Также очень интересует всех вопрос о происхождении и оригинальности заменяемых деталей. Ведь получив отремонтированный авто уже невозможно определить оригинал или его некачественная копия заняла теперь своё место.
- Можете ли вы подтвердить информацию, что многие автолюбители по-прежнему выбирают деньги при возмещении ущерба от аварии?
- Многим автолюбителям спокойнее получить деньги и самостоятельно уже решать, где, как и когда ремонтироваться либо не ремонтироваться вовсе. Всё из-за формировавшегося годами недоверия к страховым компаниям. Но сколько людей столько и мнений.
- И тут другая проблема. Часто приходится слышать, что суммы денег от страховой компании не хватает на ремонт автомобиля. Почему они всегда занижают эту сумму? Всегда ли через суд удаётся добиться полного возмещения ущерба?
- Каждый случай по-своему уникален и индивидуален и только при тщательном изучении конкретного дела можно выявить причину занижения страхового возмещения. Вообще тенденция последнего времени показывает, что страховые стали «ошибаться» очень редко, буквально в единичных случаях. В основном выплаты производятся в соответствии с законом. Но в нём-то и кроется проблема. Все страховые компании и независимые эксперты обязаны вести расчёт исключительно согласно Единой методики расчёта ущерба по ОСАГО. Но не всегда возможно купить детали на авто по ценам, которые указаны в данной методике.
- К слову, рынок страховщиков сокращается. К чему, по вашему мнению, надо готовиться автолюбителям?
- На рынке ОСАГО сейчас всё сложно, и назрела очень напряжённая ситуация. Страховщики считают, что тарифы должны быть увеличены в несколько раз, а автомобилисты не готовы платить больше, считая и нынешние тарифы завышенными.
Досье
Наталья Перескокова, руководитель юридической компании.
Родилась в Рязани. Окончила Рязанскую государственную радиотехническую академию, Рязанскую государственную сельскохозяйственную академию, Международный институт экономики и права (МИЭП).
Защитила диссертацию на тему «Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России: теория и правоприменительная практика».