aif.ru counter
160

Путь к восстановлению прав. На что сегодня жалуются люди?

Наш традиционный в конце года гость – уполномоченный по правам человека в регионе Наталья Епихина. На встрече, как и раньше, обсуждаем проблемы, которые вместе с областным омбудсменом поднимали и пытались решить в течение всего года.

Начать интервью, правда, долго не удавалось: воочию убедился, что телефон у Натальи Леонидовны не умолкает ни на минуту. «Извините, сегодня сложный день – много жалоб поступает от рязанцев», – поясняет омбудсмен.

Как начисляют плату

— А на что жалобы? Расскажите.

— Только что по телефону жители из посёлка Варские жаловались, что напротив их дома установили контейнер для мусора – на водопроводной трубе и части тротуара. Буду разговаривать с главой сельского поселения. Именно местные власти устанавливают контейнеры, а вывоз мусора уже дело «Эко-Пронска».

— Нашу редакцию после старта реформы по вывозу ТКО завалили звонками.

— У нас тоже много звонков по этой теме. Вчера был день уполномоченного в Старожиловском районе. Жалобы похожи и характерны для всех муниципальных образований. Людям впервые пришли счета за вывоз мусора за ноябрь. Поэтому вопросов много и сразу вскрылись проблемы. Одни, к примеру, живут в населённых пунктах, в которых вообще нет контейнеров. А на семью пришёл счёт на 1000 рублей. Люди спрашивают: «У нас никогда не вывозили и не вывозят мусор. За что мы платим?» Вопрос, считаю, правильный. Жители готовы платить за оказанную услугу, но не за воздух.

Есть деревни, где живут 2–3 жителя, дорог и контейнерных площадок нет, но и им пришли счета за вывоз мусора. Делать дороги ради двух-трёх жителей вряд ли будут. Считаю, что такие ситуации – нарушение прав человека. В данном случае, вины регоператора здесь нет. Необходимо муниципалитетам направлять уточняющие данные. Предстоит большая работа по уточнению и сверке данных. В данной ситуации важна активность и инициативность самих жителей.

Не молчите

— Люди ещё возмущены и другим. После старта реформы они получили счёт за вывоз мусора, но при этом не уменьшилась цифра в графе «Содержание жилья», куда раньше и входила услуга по вывозу ТКО…

— Да, такие обращения поступают. Об этой проблеме знаю. Плата за содержание жилья должна была уменьшиться на размер платы за обращение с ТКО, что исключит двойную плату населением одних и тех же услуг. Собственники жилья не должны молчать. Они также должны требовать от своих управляющих компаний, ТСЖ исключения платы за вывоз ТКО из статьи «Содержание жилья». Им обязаны показать, что раньше входило в содержание жилья, и что входит сейчас. Пояснить, почему плата за содержание жилья не изменилась.

— Как же быть жителям деревень, которые платят за услугу, которой нет?

— Реагировать нужно спокойно и грамотно. Точно не стоит игнорировать уплату платежа. Регоператор в случае неуплаты может обратиться в суд и взыскать задолженность вместе со штрафными санкциями. Начать нужно с официального письма регоператору «Эко-Пронск». В письме нужно изложить ситуацию, в том числе, что контейнеров нет, мусор не вывозился. К письму необходимо приложить подтверждающие документы (справку из местной администрации, акт, составленный жильцами, и другие подтверждающие документы). Это обращение будет служить доказательством при возврате денег за неоказанную услугу по вывозу мусора. Надеюсь, что все эти сложности временные, что скоро возникшие проблемы решатся в пользу жителей.

— Недавно к нам обращался один читатель, который проживает в учреждении для престарелых – на постоянной основе. Но и ему прислали счёт за вывоз мусора. Хотя в своей квартире он уже давно не живёт…

— Такого, конечно, не должно быть. Люди, которые живут в домах-интернатах, предоставляют в управляющие компании справки о том, что находятся на постоянном социальном обслуживании. Плату за услуги за ЖКХ в таком случае им не начисляют. Такой порядок действует и в ситуации с начислением платежей за вывоз мусора.

Нарушения от безделья

— Эту тему можно долго обсуждать. Давайте поднимем другой вопрос. Встречаемся с вами вечером, а утром вы посещали колонию в Скопинском районе. До этого были в других подобных учреждениях. Как я понимаю, проверка условий содержания осужденных, соблюдения их прав занимает большую часть вашего времени?

— Это важная часть моей работы. По количеству обращений жалобы из мест лишения свободы занимают 4-е место. Поездка в колонию в Скопинский район была по двум жалобам. Осуждённые просили личной встречи. Ситуации разные, а причины похожие. Оба заявителя, молодые люди, жаловались на частое помещение их в штрафной изолятор. В колонии ни один из них не хочет работать. Много свободного времени. Допускали нарушения режима, что называется, от безделья. За нарушения, естественно, следуют взыскания, с чем ребята были не согласны.

Побеседовала с ними, объяснила, что с трудоустройством и время быстрее идёт, и поощрения себе можно заработать, и освободиться раньше срока, и отношение в коллективе совсем другое. Дома ждут семьи, мамы, жёны, дети. Им нужна поддержка, и сознание того, что мужчина делает всё возможное, чтобы быстрее освободится и быть рядом. Руководство колонии всегда готово поддержать, обучить той или иной профессии, подобрать работу с учётом возможностей.

— А на что в исправительных учреждениях в основном жалуются?

— В том году часто жаловались на плохое медицинское обслуживание. Мы провели большую комплексную проверку совместно с Роспотребнадзором, Росздравнадзором, прокуратурой и с руководством УФСИН. Выявили ряд недочётов и нарушений в работе. Сейчас многое исправлено и ситуация кардинально изменилась. Поток жалоб сошёл на нет. Много жалоб на несправедливые приговоры суда. Разъясняем осуждённым, что правосудие в Российской Федерации является исключительной компетенции судов. Однако при нарушении прав человека в судебном разбирательстве у федерального омбудсмена Татьяны Москальковой есть полномочия обратиться с ходатайством в Верховный суд о пересмотре приговора.

Конечная инстанция

— На качество работ при проведении капремонта в последнее время люди стали жаловаться. Недавно рассказывали о неработающих лифтах после ремонта…

— Жалобы в этой сферы ко мне поступают, но их не так много. Обращения и на ремонты крыш в осеннее дождливое время, и качество ремонта, и сроки исполнения. Думаю, люди, чьи права нарушены, обращаются к тем, от кого зависит решение вопросов. Если обращений нет у меня, значит, они находят решение своей проблемы. И это радует. К сожалению или к счастью, я – конечная инстанция. Пройдя все предыдущие, люди приходят к нам уже с большим количеством ответов, документов. Причём в своих хождениях став уже профессиональными юристами.

— То есть если не приходят к вам, значит, предыдущие их жалобы нашли ответ?

— Получается, что так. Проблемы, возникающие при капремонте, часто зависят от подрядчиков. От их профессионализма, от качества выполненных работ, от соблюдения сроков… Профессионализм важен в любой работе. И в своей работе, в рассмотрении жалоб, я привлекаю экспертов в той или иной сфере. Рассмотрение жалобы с разных позиций, учёт мнения эксперта – это важные составляющие моей работы.

Из практики я вижу, что в основе большинства жалоб на нарушение прав – внутрисемейный, межличностный конфликт. Разрешение таких споров не находится в рамках моей компетенции. Но я не могу отказать в помощи, зная механизмы и инструменты для разрешения подобных ситуаций. Приведу один из примеров. Ко мне обратился за помощью рязанец. Рассказал, что жена не даёт ему возможности видеться с дочкой, хотя по решению суда для встреч определены дни и время. В этот же день обратилась ко мне и его бывшая жена со своим видением данной ситуации. Обе стороны обращаются в правоохранительные органы, органы опеки, стараясь как можно больнее задеть бывшего супруга. Страдает, в первую очередь, их дочь.

В данной ситуации не нужно усложнять, а необходимо сесть за стол переговоров и договориться. Предложила им пройти процедуру медиации – примирения. К счастью, мой общественный помощник Самир Нариманович Гараев – профессиональный медиатор. Он часто приходит на помощь в подобных спорах. Совместными усилиями нам удалось закончить примирением большое количество жалоб подобных этой.

Пока не всё доступно

— Год назад с вами говорили о доступной среде в городе. Но если прогуляться по улицам Рязани, несложно увидеть, что, увы, она не стала доступнее для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Всё же некоторых улучшений нам удалось добиться. Я с этой темой выступала на заседании правительства Рязанской области. Губернатор Николай Любимов поддержал меня и дал соответствующие поручения. Оборудована парковка для людей с инвалидностью у диализного центра, сделан тротуар до Лесопарка, съезды на указанных переходах.

Но работы ещё много. К сожалению, что-то необходимо переделывать. В обязанности застройщиков входит построить не только дом, но и доступную для всех прилегающую территорию. На это обходимо обращать внимание. Программа «Доступная среда» дала большие возможности для социальных учреждений в обустройстве инфраструктуры, создания возможностей для образования, трудоустройства людей с инвалидностью. Многое сделано.

Моё субъективное мнение, что программа эффективна, если больше средств направляется на создание доступной городской среды. Самое важное – это человек. Должно быть сделано так, чтобы он мог выйти из дома на прогулку, дойти до нужного места. А по факту получилось, что большая часть средств по программе выделена на дооснощение социальных учреждений оборудованием. Оборудование можно было бы приобрести и за счёт других источников, направляемых в учреждения.

Не менее важно соблюсти приоритеты. В некоторых учреждениях пандусы закрыты цепочками. Они не нужны. Эти учреждения не посещают люди, которым был бы нужен этот пандус. Думаю, все эти моменты надо учесть при реализации положений программы «Доступная среда» до 2025 года.

— А в целом – больше или меньше стало число жалоб, которые к вам поступают?

— Число жалоб, увы, растёт. Для удобства граждан на приёмы в районах области приглашаю представителей и правоохранительных органов, и местной администрации, и Центра кадастровой оценки, и Центробанка. Такая практика доказала свою эффективность. Человек на приёме получает быстрое решение проблемы, с которой пришёл либо получает квалифицированную консультацию. С представителями Управления Центрального Банка России по Рязанской области и Центра кадастровой оценки проводим совместные встречи с жителями по правовому просвещению.

КСТАТИ
У вас есть вопрос к уполномоченному по правам человека в Рязанской области? Звоните – (4912) 25-36-55. Также свой вопрос или обращение вы можете отправить на электронную почту: ombudsman62@mail.ru.

Большинство из нас не знает своих прав. Совместно мы даём основные знания, как защитить себя от мошенничества в финансовой сфере, как безопасно пользоваться кредитными картами, как вести себя, когда тебя приглашают на «презентации»... Это вообще отдельная тема для разговора. Очень сложно объяснить людям, что не бывает бесплатного сыра в мышеловке. К сожалению, в большинстве случаев от этого страдают люди пожилого возраста.

— Часто даже не читают документы…

— Да. Одна бабушка думала, что купила нужную ей вещь за 18 тыс. рублей, а потом выяснилось, что подписала кредитный договор на 180 тыс. Да ещё и под большие проценты. Исправить ситуацию очень сложно. Встречаемся и объясняем людям, как вести себя в подобных ситуациях. Проводим встречи и с медицинскими работниками, которые чаще всего и общаются с пожилыми людьми. С одной стороны, мошенники изобретают всё новые виды обмана людей, с другой, сами люди на их уловки часто попадаются. Поэтому одна из основных моих задач – правовое просвещение.

Люди не виноваты

— Решение какой проблемы в своей работе назвали бы темой номер один?

— На самом деле тем № 1 у меня сейчас много. За каждым обращением – человек и его личная проблема. Невозможно сказать, что вы подождите со своей проблемой, у него – важнее. Конечно, на особом контроле – коллективные жалобы. Сейчас занимаемся проблемой жителей, которых хотят выселить из своих квартир в военном городке, находящемся в Скопинском районе. Тема сложная. Люди в своё время получили жильё. Но на ордерах подпись командира, который якобы не имел на это полномочий. Эти ордера признаются судом незаконными. Людей выселяют. Военные люди, отслужившие в армии более 30 лет, живут, платят коммунальные услуги, а теперь их выселяют в никуда.

— Слышал об этой истории. Как им можно помочь?

— Мы с коллегами, совместно с военной прокуратурой, детально рассматриваем эти обращения. Я встречалась с губернатором Николаем Викторовичем Любимовым по этому вопросу. Он у него на постоянном контроле. Я считаю, Минобороны РФ должно принять волевое решение по признанию ордеров действительными. Тогда и при передаче имущества военного городка в муниципальную собственность будут соблюдены права граждан на жильё. Кроме того, в курсе ситуации и федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова. В России многие военные городки передают в муниципальную собственность, но случай с нашим городком из-за недействительных ордеров – особенный.

ДОСЬЕ
Наталья ЕПИХИНА. Уполномоченный по правам человека в Рязанской области. Образование – высшее. Окончила Рязанскую радиотехническую академию и Московский психолого-социальный институт. На должность уполномоченного назначена в 2016 году. В 2003 году создала и возглавила Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам «Наши дети». Член Совета по делам инвалидов при губернаторе Рязанской области, член Совета по делам инвалидов при главе администрации г. Рязани.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах