Примерное время чтения: 8 минут
844

Мусорная революция. Как теперь будут вывозить отходы в Рязанской области?

Жалоб на то, что мусор не вывозится из дворов, с первых дней работы регоператора было крайне много...
Жалоб на то, что мусор не вывозится из дворов, с первых дней работы регоператора было крайне много... Пресс-служба администрации Рязани

Реформа в сфере обращения с ТКО официально стартовала в Рязанской области 1 ноября. Однако с первого же дня социальные сети завалили фотографиями переполненных контейнеров. Люди бесперебойно начали жаловаться на то, что мусор из их дворов не вывозят…

Почему так получилось и что дальше будет предпринимать регоператор, чтобы подобные ситуации не повторялись, рассказывает наш гость – гендиректор компании «Эко-Пронск» Валерий МАТЮХИН.

Куда исчезли контейнеры?

— Валерий Владимирович, с 1 ноября жители не только Рязани, но и районов области стали массово выкладывать фотографии неубранных свалок и переполненных контейнеров с отходами. И все обвинения – в адрес регоператора. Почему получилось так, что мусор заполонил город?

— Мусор мы начали вывозить сразу. Но на возникшую ситуацию повлиял целый ряд причин. На себя мы полностью берём ответственность за неудобство жителей Канищева и Приокского. Там действительно на каком-то этапе была потеря взаимодействия с перевозчиком. Ему дали некорректные данные по площадкам. Из-за этого с объектов не смогли своевременно вывезти мусор. Но мы кинули туда большие силы и за один день выгребли много отходов. Так что ситуация исправляется. Также в Кораблине дважды сломалась машина. При этом она принадлежит не «Эко-Пронску», а подрядчику, с которым мы заключили договор. Но и там разобрались.

В целом же в Рязани одна из основных причин возникшей ситуации заключается в том, что контейнерные площадки не были до 1 ноября своевременно освобождены. Отходы, в том числе крупногабаритные, остались регоператору после предыдущих перевозчиков. В Рязани графики вывоза мусора ежедневные. Однако когда мы выехали утром 1 ноября, все площадки были переполнены. И так во всех районах города. Предыдущие перевозчики должны были этот мусор забрать. Более того, ряд управляющих компаний, особенно в Октябрьском районе, сняли свои контейнеры с площадок. Во дворах было, например, пять хороших контейнеров. Два похуже оставили, три хороших – убрали. Пять контейнеров было достаточно для мусора, который образовывался в том или ином дворе. Получилось так, что два оставшихся были переполнены, потому люди вынужденно оставляли отходы рядом с ними. Выезжает наша машина с боковым загрузом, у которой загрузочное окно высоко расположено, из-за чего она не может поднять мусор с земли. Нужно было пускать дополнительную технику с задним загрузом. И это в два раза утяжелило систему уборки мусора.

Законно ли поступили управляющие компании? И как теперь восполнится нехватка контейнеров?

Многие контейнеры находятся на балансе у управляющих компаний. И они по своей инициативе зачем-то стали эти контейнеры убирать. По закону они ничего не нарушили, но по факту жильцы обслуживаемых ими домов лишились нормально организованных точек накопления отходов. Мы вынуждены были доставлять свои контейнеры. Но дело в том, что ещё до старта реформы мы отдали в районы 529 штук, а на город осталось около 30. Мы их расставили. Люди об этом, к сожалению, не знают, потому все обвинения приходят в адрес регоператора. Управляющие компании, надеюсь, контейнеры назад вернут. Уже намечаются подвижки в эту сторону.

Координаты с ошибками

Вы уже упомянули Кораблино, но о проблемах в первые дни старта реформы заявили и другие районы области. Например, Рыбновский. В редакцию поступило множество фотографий неубранного мусора…

Реформа – это практически революционные преобразования для Рязанской области, потому что у нас вместо порядка 60 перевозчиков остался один региональный оператор. Если раньше всё было разрозненно, то сейчас выстраивается целостная система. Стоит учитывать, что до 1 ноября мусор не вывозился из 52 поселений. Если это отобразить на карте области, то было бы видно, что пробелы – почти на половине территории региона. Не было охвачено около 20 тысяч квадратных километров. Из 1890 населённых пунктов мусор не вывозился совсем. Сейчас же мы за них взялись. Но это тоже накладывает определённые нюансы. Маршруты были неизведанными. Каждая машина ездит по ГЛОНАСС и с планшетом, поэтому водитель должен знать точные координаты точек накопления отходов. Так получилось, что муниципалитеты дали не совсем корректную информацию. Координаты, как оказалось, довольно сильно разнятся. И узнать до 1 ноября, действительно ли они содержат в себе ошибки, мы никак не могли. Только выехав на линии, мы смогли увидеть эти недочёты и уже начали их исправлять.

Проблема в разъяснительной работе. Все знали и понимали, что и как нужно делать. Разбирали всё не раз. Проезжали по некоторым площадкам с главами поселений и корректировали какие-то моменты. Но по всем площадкам, которых более 6,5 тысяч в регионе, проехать одному регоператору, конечно же, невозможно. Поэтому законодательно закрепили, что органы местного самоуправления должны оборудовать места накопления отходов, всю информацию внести в реестр и передать региональному оператору. Если бы вся эта работа была выполнена качественно, сложностей не возникло бы.

В ряде районов и поселений даже высказывали предположения, что регоператора в итоге никакого не будет. Потому они не спешили выполнять поставленные требования, в частности, по организации контейнерных площадок. Не буду афишировать эти муниципальные образования, потому что их главы приходят к пониманию неизбежности реформы, и всё понемногу налаживается.

Кстати, насколько я знаю, во многих населённых пунктах в районах система вывоза отходов была такой, что мусор жильцы домов оставляли около дороги. Мусоровоз проезжал и забирал мешки с отходами. Теперь от такой системы придётся отвыкать?

— Мусор может накапливаться только в местах накопления отходов. Это прописано в законе. Никакого объездного сбора, который был до 1 ноября, быть не должно. Мы договорились, что первых порах, пока нет средств в муниципальных бюджетах на оборудование полноценных контейнерных площадок, они просто выделяют ограниченную и удалённую от жилья территорию, которую особым образом обозначают. Туда жители должны приносить отходы, чтобы машина их в дальнейшем забирала. Система забора мусора, когда мешки лежат около домов, – это прошлый век.

Как жителей этих домов приучить к новым правилам? Ведь многие привыкли выбрасывать мусор именно так…

Разъяснительной работой надо заниматься муниципалитетам. Думаю, получится людям донести, что мусор должен оставаться на специально оборудованных под него площадках. Кстати, работы в этом направлении немало и в городе. Большая проблема в том, что зачастую машины люди ставят, где получится, из-за чего манипуляторы не могут подъехать к площадкам. Водители ждут, а потом уезжают, ведь не могут же они ждать больше положенного. Владелец автомобиля через какое-то время своё транспортное средство убирает. Возможно, он даже видел мусоровоз и специально ждал, когда тот отъедет, поскольку боялся наказания. Но в итоге из-за неправильного поведения жильца дома мусор остаётся неубранным, а обвинения затем идут в сторону регоператора. Управляющие компании должны создать условия для того, чтобы таких ситуаций не возникало. И в том числе объяснить жильцам домов, что машины парковать около контейнеров нельзя.

Корректировки будут

Вопрос, который беспокоит многих: мусор, который находится рядом с контейнерами, вы всё-таки будете убирать?

Да, конечно. Крупногабаритные отходы – мебель, окна и прочее – мы будем вывозить по отдельному графику, по мере скопления этих отходов на площадках. К слову, КГО 1 ноября было крайне много. Но для этого вида мусора нужны определённые машины. Именно поэтому вывозить его вместе с отходами из контейнеров не получится. Кстати, вместе с КГО на площадках часто наваливают ветки. А их должен вывозить город, а не мы.

Тариф за вывоз мусора будет отдельной строкой в платёжке. А прежняя стоимость из платы за содержание жилья вычтется? И как будут платить жители частных домов?

Прежняя стоимость уйдёт из платёжек за содержание жилья. За этим должна проследить госжилинспекция. Раньше система не была прозрачной. Но перерасчёт мы не контролируем. Точно могу сказать, что наш тариф будет отдельной строкой. Всем будут приходить квитанции. По Рязани – единая, в районах – по их системе.

Будут ли ещё какие-то доработки по реформе? Сможет ли Рязанская область избавиться от возникших проблем с отходами?

Конечно. В декабре будет корректировать территориальную схему обращения с отходами. Мы должны действовать в строгом соответствии с ней, но если контейнеры всё время переполнены, значит, расчёт контейнеров и график были составлены неверно. Мы всё поправим. И ещё до официального внесения изменений в терсхему будет работать наиболее оптимальными методами.

Сейчас все силы пустили на то, чтобы исправить ситуацию. По нашим подсчётам, для нужд и полного обеспечения вывоза мусора на территории области достаточно 107 машин. Тем не менее, сейчас на линии мы выпускаем 120-135 машин ежедневно. Всякая система требует притирки. Ни один регион этого не миновал. Процесс вхождения реформы может длиться от двух недель до полугода. Это объективно. Нужно вместе переждать этот период.

Досье
Валерий МАТЮХИН. Генеральный директор ООО «Эко-Пронск», регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Рязанской области. До 2016 года в составе предыдущего Правительства Рязанской области был министром топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. До этого занимал должность замминистра в том же ведомстве. Ранее работал начальником управления ЖКХ.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах