Примерное время чтения: 9 минут
167

Ликбез для потребителя. Рязанцы стали отстаивать свои права более грамотно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Рязань" 03/08/2022
По количеству нарушений сегодня торговля ушла на дальний план, а на первый вышли сферы страхования, банковских, коммунальных, медицинских услуг.
По количеству нарушений сегодня торговля ушла на дальний план, а на первый вышли сферы страхования, банковских, коммунальных, медицинских услуг. / Ирина Малина / АиФ

Несколько десятилетий назад трудно было представить человека, который подает в суд на крупный банк или компанию с мировым именем. Сейчас такими случаями никого не удивишь. Что и говорить, люди совсем иначе стали относиться к своим правам и научились их отстаивать.  

О том, как изменились потребители и их отношение к своим правам, хорошо знает председатель «Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег ПОПОВ, который, можно сказать, стоял у истоков формирования потребительской культуры Рязани.   

Просвещенные пользователи

Зоя Мозалёва, «АиФ-Рязань»: Олег Николаевич, вы давно работаете в сфере защиты прав потребителей, хотелось бы услышать ваше мнение, как потребители изменились за последние годы?

Олег Попов: Если брать 90-е годы, когда только зарождалось движение потребителей в РФ, то в настоящий момент потребители, конечно, стали более грамотными. Люди обладают большими знаниями, они лучше ориентируются, как поступать в различных ситуациях. Информации сегодня намного больше и в интернет-ресурсах, и в СМИ. Раньше было почти нереально, чтобы человек предъявлял требования автосалону или судился с одним из крупнейших банков. Сейчас это уже стало обычным явлением, и человек, который знает больше о своих правах, уже не боится предъявлять требования, которые заложены в законе о защите прав потребителей.

— Как-то поменялась картина потребительских проблем?

— По количеству нарушений у нас торговля ушла на дальний план, а на первый вышли сферы страхования, банковских, коммунальных, медицинских услуг. В этих сферах еще необходимо наводить порядок и государственным структурам, и общественным организациям. Особая роль возложена на СМИ, поскольку вы вместе с нами занимаетесь просвещением потребителей. Очень важно, чтобы люди владели этими знаниями. Те, кто читает больше прессы, смотрит в интернете какие-то тематические подборки, гораздо более подкованы. Вообще, интерес к потребительской культуре достаточно высок.

Основы культуры

— Вы упомянули об основах потребительских знаний. Как вы считаете, такие знания надо преподавать еще в школе?

— Длительное время пытались ввести такой предмет на территории РФ, даже были попытки в различных регионах ввести его в школьную программу, но до сего дня эта тема буксует. Наверное, грамотные потребители не так уж нужны. С того момента, как была зарегистрирована наша организация я пытаюсь на территории Рязанской области внедрить программу по защите прав потребителей, и каких только отписок не видел – от депутатов, от глав районов, от правительства Рязанской области. До сих пор нет программы, в которой было бы предусмотрено просвещение потребителей и которая затрагивала бы школы, вузы, ссузы.

— В других регионах ситуация обстоит по-другому?

— Приведу пример, как еще в 90-х годах прошлого века мне довелось побывать в городе Волгодонске Ростовской области, и нас там пригласили на урок потребительской культуры в одной из школ. В игровой форме ребят учили основам потребительской культуры. У нас до сих пор нет ни одного педагога по этому направлению. Мы не учим людей грамотному, цивилизованному потребительскому поведению. Может быть, из-за этого у нас такой грязный областной центр? У нас не хватает ни урн, ни удобных остановок, у нас разрушены подъезды, а в подъездах даже нет необходимой информации, куда можно обращаться, чтобы отстоять свои права.

На одном из семинаров по защите прав потребителей нам показали несколько подъездов многоквартирных домов в Тольятти – там на шаблонных стендах размещена вся необходимая для потребителей информация: участковый, служба Роспотребнадзора, общественные потребительские организации, консультанты... Здесь хочется обратиться к читателям – а что на вашем стенде висит? Скорее всего, этого стенда либо нет, либо он залеплен рекламными объявлениями. Но я не теряю надежды – может быть, когда-нибудь в Рязанской области все-таки появится такая программа.

Действие и бездействие

— Олег Николаевич, есть ли какие-то сезонные особенности – с какими вопросами к вам чаще обращаются в летний период?

— Если говорить о лете, то не все бездействуют в сфере коммунальных услуг, кто-то понимает, что те трубы или батареи, которые подтекали, надо менять именно сейчас, когда идет подготовка к отопительному сезону. Кто же должен в наших домах менять батареи, вентили, аварийные стояки? Кто должен ремонтировать их? Дело в том, что правила по содержанию многоквартирных домов предусматривают разграничение ответственности потребителей и обслуживающей организации.

В данных правилах содержится перечень инженерных коммуникаций. Так вот, все, что до запорного устройства и само запорное устройство, является общедомовым имуществом. Если случается аварийная ситуация, несет ответственность управляющая компания или ТСЖ. Если на батарее не стоят два запорных устройства, то и радиатор отопления, как показывает судебная практика верховного суда, тоже является общедомовым имуществом. И в случае, когда он разлетается на куски из-за того, что произошел скачок давления или гидроудар, вашу квартиру залило ржавой водой и вы еще кого-то залили, то за это несет ответственность управляющая организация.

В нашей практике был такой пример: в одном из случаев была авария в квартире на втором этаже, а под ней находилась библиотека для слепых. Эти книги очень дорогие. И дедуля, который жил на втором этаже, получил огромную претензию с требованием возместить аховый ущерб. И когда было судебное разбирательство, нам удалось доказать, что к этой батарее никто никогда не подходил, ее не снимали, не чистили, не били. А то, что с ней случилось, произошло из-за времени. Те формальные осмотры никто не проводил за последние три года в течение шести раз.

— А осмотр инженерного оборудования должен проходить два раза в год?

— Для исключения аварийной ситуации действующие правила предусматривают, что в наши квартиры до начала отопительного сезона и после окончания должны приходить для осмотра слесаря, сантехники, составлять акты, все ли соответствует техническим нормам, в том числе приборы отопления, проверять радиаторы, вентили, которые можно закрыть в случае аварийной ситуации.

— Думаю, большинство наших читателей удивится – вряд ли в их домах проходят такие осмотры...

— На деле осмотр не происходит, в лучшем случае заходит слесарь и спрашивает, нет ли претензий. Жильцы расписываются в отсутствии претензий. В конце месяца эта тетрадочка дает возможность слесарю получить премиальные за проведенные диагностику и осмотр инженерного оборудования дома. А когда приходит время пуска отопления, всплывают проблемы – тут потекло, вентиль закрыть невозможно, потому что его 40 лет не меняли... На самом деле оборудование должны не только осматривать, но и проводить ревизию – развернуть, смазать, прокрутить, проверить, чтобы они были в полной боевой готовности на случай аварии. Этого не делается. Получается, потребитель отдает деньги за содержание жилья, но эти услуги не получает. Это называется неосновательное обогащение.

Возвращаясь к дедушке, у которого случилась беда, первое, что наш юрист предложил – предоставить шесть актов осмотра его квартиры. Их, конечно, не было. В итоге в процессе мы изменили стороны, и дедушка стал истцом, а ответчиком стала выступать управляющая организация. Дедуле провели судебно-строительную экспертизу, чтобы определить размер причиненного ущерба.

Отсутствие этих актов не раз помогало выигрывать дела. У нас был случай, когда профессиональный музыкант, проживавший на 9-ом этаже, залил все нижние этажи – авария произошла ночью, просто раздался хлопок п отекла вода. Ущерб соседям был такой, что этот человек пришел к нам в панике – я не расплачусь даже своей квартирой.  Актов осмотра оборудования тоже не оказалось, экспертиза доказала, что никакого механического воздействия со стороны жильца не было. В этом деле запомнилось то, как один из слесарей сказал этому жильцу – ты не мужик, потому что у тебя дома нет разводного ключа номер 2. Он сказал – я вот знаю, что такое скрипичный ключ, а разводной №2 не знаю... Важно, что из ответчиков этот человек перешел в разряд истцов, была проведена судебно-строительная экспертиза, которая определила размер причиненного ущерба.

А ответчиком стала управляющая организация, из-за бездействия которой все произошло. Так что надо иметь в виду, что в подобных случаях предъявлять претензии надо тому, кому платите за содержание жилья, кто в ответе за эти коммуникации. Статья 14 Закона о защите прав потребителей говорится о том, что есть два условия, которые могут освободить от ответственности – это доказательство вины самого потребителя коммунальных услуг или наличие форс-мажорных обстоятельств, то есть обстоятельств непреодолимой силы. Но гораздо чаще мы сталкиваемся с бездействием управляющей организации.

— Много лет вы занимаетесь защитой прав потребителей. А с чего все началось?

— Было несколько случаев, которые подтолкнули меня к этой деятельности. В 90-е годы у меня была очень красивая шотландская овчарка, и она отравилась свежей рыбой. Нас спасло то, что мы на даче эту рыбу ели жареной, собаке же дали свежую. Как потом оказалось, рыба была с какой-то серьезной химией. На следующее утро собаки не стало.

В тот период было много странных случаев – у кого-то из моих друзей было сильное отравление арбузами, кто-то травился колбасой... И отстоять свои права было очень сложно. В тот период была создана конфедерация обществ потребителей СССР, потом был союз потребителей Росси - мы входили в него как зарегистрированное общественное объединение. Наша организация была зарегистрирована 6 июня 1990 года - мы на тот момент были в числе десяти по России. И вот уже 32 года мы боремся за права потребителей.

Досье

Олег ПОПОВ. Образование юридическое. В 1990 году организовал «Рязанскую единую ассоциацию защиты прав потребителей «Человек». На протяжении 32 лет оказывает правовую поддержку потребителям, представляет их интересы в суде и обеспечивает потребителей объективной информацией, необходимой для компетентного выбора товаров и услуг. Является постоянным консультантом многих рязанских СМИ по потребительским вопросам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах