Примерное время чтения: 7 минут
216

На «ты» с ЖКХ, или Чему может научить Школа жилищного просвещения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ – Рязань 12/09/2019
из архива Татьяны Бариновой / АиФ

О том, каким вопросам на лекциях уделяют особое внимание, рассказывает Татьяна БАРИНОВА, координатор проекта «Школа грамотного потребителя», который курирует проведение занятий в Школе жилищного просвещения.

Аудиторию будут увеличивать

— Татьяна Анатольевна, в сентябре у вас стартовал уже шестой по счёту учебный год, если не ошибаюсь. Сколько человек в этом году будут проходить обучение?

Татьяна Баринова
Фото: АиФ/ из личного архива Татьяны Бариновой

— Да, в этом году мы открыли «шестой сезон» занятий в Школе жилищного просвещения. На первое занятие пришли 30 человек, из них пятеро - новички. Но это вводное занятие. Люди будут по плану учебному выбирать, на какие темы приходить. Поэтому сколько человек пройдёт обучение, сейчас трудно сказать. Мы планируем увеличить аудиторию, читать курс для студентов вузов, плюс в доме ТОС проходят занятия, плюс выездные занятия и семинары в районах области.

— В любом случае, если школа продолжает работу, значит, что она актуальна и востребована. Значит, что людям нужны знания по защите своих прав. Ведь так?

— Естественно, школа необходима, даже те, кто прошёл курс обучения и имеет удостоверение общественного жилищного инспектора, нуждаются в «повышении квалификации», законодательство постоянно меняется, необходимо быть в курсе изменений.

— А часто ли вам приходится сталкиваться с нарушениями прав людей в сфере ЖКХ? Какие нарушения самые распространённые?

— Не совсем подходит в данном случае понятие «права людей», это слишком широкая область. Права потребителя - так будет точнее. Да, нарушения встречаются, это и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, претензии по содержанию жилья, выставленным счетам, много вопросов по капитальному ремонту, претензии к управляющим компаниям.

Чему учат

— Читатели часто просят рассказать, как можно сократить расходы на коммуналку. Что им посоветуете?

— Расходы на оплату ЖКХ составляют значительную часть в бюджете большинства жителей. Поэтому вопрос минимизации данных расходов весьма актуален. Чтобы сократить расходы, сначала надо иметь чёткое представление, кому и за что платим. Контролировать свои платежи, уметь защитить свои права и потребовать перерасчёта. Также надо ориентироваться в существующих компенсационных выплатах, порядке их начисления, кто имеет право на получение. Важный момент - энергосберегающие технологии. Установка индивидуальных приборов учёта, энергосберегающих приборов, датчиков движения в местах общего пользования позволит получить реальную экономию. Всему этому учит наша школа. 

— Больше всего рязанцы, проживающие в домах с центральным отоплением, недовольны высокой платой за тепло. Что можно сделать, чтобы уменьшить эту плату?

— Плата за отопление - это особая статья. Учитывая, что в нашей местности отопительный сезон длится семь месяцев, эта статья всегда затратна. Размер оплаты складывается из величины норматива и тарифа и устанавливается для определённых типов домов РЭК Рязанской области. Мы не можем изменить установленный норматив и тариф, но жильцы дома могут принять решение и установить общедомовой прибор учёта, что позволит им оплачивать потреблённый ресурс не по нормативу, который всегда одинаков, вне зависимости от подаваемого на дом количества тепла, а по фактическому потреблению, что позволит добиться экономии и получить перерасчёт.

Но эта процедура затратная. Общедомовой счётчик не сразу себя окупит. А если в доме есть злостные неплательщики, или дом старый, система капитально не ремонтировалась, идут большие теплопотери, то может и не окупиться. Наоборот, будет убыток, реальные счета будут больше нормативных. Здесь надо взвесить все «за» и «против» и принять решение, исходя из особенностей конкретного дома. Этому также учат в нашей школе.

Контроль со стороны

— Возвращаемся к школе. Наверняка же ещё можно начать обучение в вашей школе? Многие, уверен, прочитав эту статью, изъявят такое желание. Тем более что занятия бесплатные.

— Занятия в школе носят добровольный характер, каждый слушатель может выбрать для себя интересующие темы, по «глобальным» темам всегда проводим семинары. К примеру, по реформе ТКО обязательно организуем масштабный семинар, как только РЭК посчитает тариф.

— Немало внимания на своих занятиях, уверен, уделяете теме капремонта?

— Тема капитального ремонта - особая. У нас в течение летнего периода даже работала Школа капремонта, за общественными жилищными инспекторами закрепили территории и дома, совместно с ГЖИ проводили контроль, составляли акты проверок.  Сейчас всю информацию обобщаем, к концу года подведём итог. Посмотрим, как Фонд капремонта справился с объёмами и сроками. И это будут не официальные данные фонда, а видение проблемы со стороны именно общественного контроля, с учётом мнения жильцов.

Вся информация в одном месте

— Представим себе, что у нас с вами сейчас онлайн-занятие. О каких нововведениях в сфере ЖКХ надо, на ваш взгляд, знать людям?

— Коротко в двух словах здесь не расскажешь. Жилищное законодательство РФ - наиболее динамичная отрасль права, поправки в этой сфере настолько часты, что иногда специалисты жилищной сферы не успевают не только изучить содержимое новых нормативных правовых актов, но даже выучить их названия.

Изменения в 2019 году произошли и в сфере управления многоквартирными домами (МКД) и предоставления коммунальных услуг, и в порядке проведения общих собраний, капитальном ремонте, крупные изменения коснулись организации аварийно-диспетчерской службы, новых правил обращения с ТКО. Ужесточилась административная ответственность за нарушение лицензионных требований для управляющих компаний, был утверждён перечень грубых нарушений. Для того и существует школа, чтобы по конкретным темам, с учётом изменений слушатели могли получить информацию, чтобы стать грамотными потребителями жилищно-коммунальных услуг. 

— Кстати, а планируете ли вести онлайн-трансляцию ваших уроков?

— Чтобы вести онлайн-трансляцию, надо иметь достаточные технические средства, аудиторию соответствующую, пока мы не можем себе это позволить. Но мы принимаем активное участие в проводимых ЖКХ-Контроль вебинарах и видеоконференциях, селекторах, даём ссылки для просмотра и устраиваем специальные занятия, либо во время трансляции, либо в записи основные моменты.

Другим помогают

— После выпуска из школы, наверное, выдаёте диплом об окончании. А дальше ваши выпускники как применяют свои бесценные знания?

— После окончания обучения для слушателей, активно посещавших занятия, предусмотрена выдача сертификата об окончании курса. Наиболее активные и грамотные могут пройти контрольное тестирование и получить удостоверение общественного жилищного инспектора. Но это предполагает, что человек будет не только отстаивать интересы своего дома, но и принимать участие в решении проблем других МКД на своей территории. Также у нас организовано дежурство в Общественной приёмной на улице Дзержинского, д. 7.

Там нам выделили в 2017 году помещение, мы его отремонтировали. По графику в приёмной дежурят общественные жилищные инспектора. Ведь когда у человека возникают проблемы, главное, чтобы было, куда позвонить. Не секрет, что до официальных служб порой невозможно дозвониться, а здесь всегда выслушают, дадут совет, подскажут, как действовать, что предпринять.  Это очень важно.

В заключение хочу подчеркнуть, что считаю жилищное просвещение очень важным аспектом, люди должны уметь грамотно разбираться в вопросах жилищного законодательства, иметь общее представление, знать свои права и обязанности. 

ДОСЬЕ
Татьяна БАРИНОВА. Координатор проекта «Школа грамотного потребителя». Депутат Рязанской областной Думы VI созыва. Образование - высшее. В 1993 году окончила Рязанский сельскохозяйственный институт имени профессора П.А. Костычева. Награждена памятным знаком губернатора Рязанской области «Благодарность от Земли Рязанской», почётной грамотой Рязанской областной Думы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах