Волнующие рязанцев вопросы, связанные с коммуналкой, строительством и транспортом, мы обсудили с известным правозащитником, председателем рязанской единой городской ассоциации прав потребителей «Человек» Олегом Поповым.
Время молодых
— Олег Николаевич, подытоживая все наши предыдущие беседы, как я понимаю, основное число жалоб рязанцев касается сферы ЖКХ?
— Совершенно верно. А поскольку наша организация входит в Союз потребителей России, знаю точно, что по всем регионам число жалоб на коммуналку растёт каждый год.
— По какой причине? Управляющие компании наглеют, пользуясь низкой правовой грамотностью людей?
— С одной стороны, да, низкая правовая грамотность граждан. Но, с другой, что интересно, молодое поколение людей стало больше интересоваться своими правами. Но интерес появился благодаря тому, что теме ЖКХ в последнее время стали больше уделять внимание в СМИ, много появилось самых разных правозащитных сайтов в Интернете, рассказывающих, как потребителю отстоять свои права.
— То есть молодое поколение, которое сегодня кто только не ругает, всё же больше интересуется своими правами?
— Получается так. Конечно, никому не хочется переплачивать. Просто у молодых людей больший доступ к полезной информации, которая помогает отстаивать свои права.
— А как же, кстати, многочисленные надзорные органы, которые должны следить за работой тех же управляющих компаний? Их работу как оцениваете?
— Рост числа жалоб в сфере ЖКХ вовсе не говорит об отсутствии должного контроля за коммунальными организациями. Думаю, надзорные органы просто не могут следить за всей сферой ЖКХ, которая очень обширна. Самим жителям надо проявлять большую активность и настойчивость в общении с теми же управляющими компаниями. Некоторые при разговоре с ними начинают откровенно пасовать, не настаивают на своём, мол, отказали и ладно. Подобная инфантильность недопустима. Будьте настойчивее. Если нужно, обращайтесь и в государственную жилищную инспекцию, и в прокуратуру Рязанской области, и в региональный Роспотребнадзор. И хочу напомнить о приказе генерального прокурора России №140 от 2017 года об усилении контроля в сфере ЖКХ. А контролировать есть что. Примеров полно. В одной управляющей компании руководитель решил взыскивать с жильцов деньги за протечки и утечки в квартирах. Закончилось всё судебным разбирательством в нескольких инстанциях, в котором победили жильцы.
Требуйте договор
— Интересный пример. Думаю, нашим читателям интересно было бы узнать, за что ещё с людей незаконно берут деньги?
— Те же домофоны входят в состав общедомового имущества, за которое берут деньги отдельной строкой. Нет такой услуги «домофон». В общедомовое имущество чаще всего входят и кладовки в домах, но за них тоже брали отдельную плату. Как и за антенные усилители в многоквартирных домах. И это тоже общедомовое имущество. Часто таким имуществом является и шлагбаум, но и за него пытаются брать отдельную плату. Руководители управляющих компаний пользуются тем, что люди в вопросах ЖКХ чаще всего не разбираются.
— А как самим разобраться?
— Для начала, потребуйте в управляющей компании договор на управление многоквартирным домом. И проверьте, включены ли в этот договор формулы, с помощью которых вы могли бы проверить правильность начисления тех или иных платежей. Эти формулы, кстати, содержатся в приложении №2 Правил предоставления коммунальных услуг.
Нужна независимая экспертиза
— Насколько я помню, не меньше у вас и дел и из сферы строительства? По-прежнему не хотят некоторые организации нормально строить или не умеют?
— Хотят сэкономить на строительстве. Куча примеров у нас, когда в новостройках через год- два появляется плесень. Люди оказываются в тяжёлой ситуации: и так потратились за квартиру - надо выплачивать ипотеку, а тут ещё и угроза дорогостоящего ремонта. В подобных ситуациях необходима независимая экспертиза. Но до этого надо подготовить претензию строительной организации. Напомню, что у человека, который приобрёл квартиру в новостройке, есть 5-летний гарантийный период, в течение которого он может заявлять о недостатках. А если эти недостатки существенные, может в течение десяти лет предъявлять претензии.
Чаще всего строители, пытаясь сэкономить, устанавливают дешёвые пластиковые окна, которые не выдерживают наших температур. Плюс сам монтаж оставляет желать лучшего - появляются сквозняк в окнах, плесень, конденсат и т.д. Был случай, когда жильцы в новостройке не обнаружили наружного утепления. Да-да, и такое было. Проводили независимую экспертизу. Часто сталкиваемся с ситуациями, когда отделочные материалы, инженерные коммуникации, отопительные приборы не соответствовали тому, что было указано в техническом паспорте здания. Были даже случаи, когда сдавали дома, в некоторых квартирах которых не было цементной стяжки, когда в ванных комнатах находили вместо больших чугунных ванн дешёвые сидячие ванные. Но главное: вместе с договором людям часто не предоставляют возможность ознакомиться с проектно-сметной документацией. Это делается умышленно, чтобы скрыть фактическую стоимость квартиры.
— А что вы посоветуете читателям, которые хотят купить жильё в новостройке?
— Один простой совет: не делать этого в одиночку. В этом вопросе нужна помощь профессионала. Вряд ли вы сможете разобраться во всех нюансах. Один рязанец купил квартиру в новостройке, сам и не увидел, что высота потолков в ней оказалась меньше 2,5 метров. То есть строители украли два ряда кирпича. В другом случае владелец долгожданной квартиры на одном из последних этажей сразу и не заметил, что радиаторы смонтированы неправильно. Только представьте: во всех комнатах на них не было вентилей. В случае аварии хозяин квартиры даже не смог бы перекрыть воду и, естественно, затопил бы всех соседей снизу.
— Кстати, раз уж подняли эту тему. У людей в доме крыша после капремонта потекла. К кому предъявлять претензии?
— Жильцы в таких ситуациях пытаются предъявить претензии подрядчику, которого, для начала, ещё надо найти. На самом деле все претензии по качеству работ, выполненных в рамках капитального ремонта, надо предъявлять Фонду капремонта.
К кому предъявлять претензии
— Не меньше вопросов, наверное, и к качеству пассажирских перевозок?
— Много жалоб на состояние в Рязани остановочных кругов, где разворачиваются маршрутные такси. Порой загажен каждый куст, повсюду мусор… Водители не имеют возможности нормально отдохнуть после рейса. А это уже угроза безопасности пассажиров. Нужно создавать на остановочных кругах хотя бы минимальную инфраструктуру, чтобы водитель мог помыть руки, сходить в туалет…
Что касается самих перевозок. Законодательная база - не проработана. Залезая в маршрутку или такси, мы не требуем никакого документа, который бы подтвердил факт оплаты. И мы никогда не знаем, кто нас везёт. Соответственно, и претензии потом предъявить сложно. Законодатели должны интенсивнее принимать законы, которые бы соответствовали интересам времени и потребителей.
— Как я понимаю, опять же исходя из случаев, которые вы приводите, суды чаще всего встают на сторону потребителей?
— Многие люди не хотят доводить дело до судов. Дело не в том, что боятся проиграть. Просто не хотят оплачивать все издержки, трать время… Но хочу напомнить, что, к примеру, все издержки, в том числе траты на адвокатов, в дальнейшем взыскиваются с виновной стороны. Да и начинать надо не с судебного разбирательства, а с предъявления конкретных претензий. И если виновник отказывается добровольно возместить ущерб, в этом случае уже надо идти в суд.
Что говорит статистика
— А часто ли удаётся решать проблемы в досудебном порядке?
— Многие понимают, что если спор переходит в разряд судебного разбирательства, то это не только время и судебные издержки, дополнительно потом нужно будет заплатить и штраф. Не все к этому готовы. Многие возмещают ущерб в результате досудебного разбирательства. Таких примеров у нас немало.
— То есть в любом случае - не стоит бояться отстаивать свои права?
— Точно не стоит бояться. Хочу напомнить: закон о защите прав потребителей приняли в далёком 1992 году. Если посмотреть на статистику, то именно по применению этого закона суды вынесли наибольше число дел в пользу потребителей.