В конце лета 2012 года увидел свет статистический бюллетень «Естественное движение населения Рязанской области за 2011 год». Сборник дает представление об основных демографических процессах в Рязанской области. Над изданием трудились специалисты из Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области.
Обсудив в трех предыдущих статьях ситуацию с естественным движением населения Рязанской области в целом, статистику браков и разводов жителей, а также проблемы рождаемости в Рязанской области, поговорим о еще одной статистической категории - о смертности.
Два измерения смертности - пол и возраст
Итак, от статистики радостной перейдем к цифрам грустным. В 2011 году скончалось почти 19 тысяч жителей Рязанской области, немного больше мужчин, чем женщин (на 300 человек). Анализируя представленные в бюллетене таблицы, невозможно не заметить три возрастных пика смертности.
Первый (если оставить за скобками смертность детей в возрасте до одного года) проходится на границу возрастных категорий 15-19 лет и 20-24 года (количество умерших по сравнению с «детским и подростковым» возрастом возрастает почти в три раза); второй пик возрастной смертности - между группами 45 - 49 лет и 50-54 года (в 1,7 раза); и третий максимум случаев смерти приходится на возраст между 65-69 годами и 70-74 годами (разница по сравнению с предшествующей возрастной группой - в два с половиной раза).
Впрочем, бо´льшая часть скончавшихся в прошлом году рязанцев была в преклонном возрасте: две трети из них было старше 65 лет, почти половина – старше 75-ти. Другими словами, двое из трех живущих жителей области наверняка пересекут 65-летний рубеж; и каждый второй - отпразднует свое 75-летие.
Смерть отказывается играть по правилам «гендерного равенства». Наиболее драматическим выглядит первый всплеск возрастной смертности у мужчин: за десятилетие с 20 до 30 лет смертность сильного пола возрастает в пять раз; у женщин «всего» в 2,5 раза. Женский пик повышенной смертности приходится на десятилетие 65 - 74 года, когда она возрастает в три раза.
В 2010 и 2011 году у мужчин был отмечен период спада количества смертей в возрастной группе 65 - 69 лет, своеобразное «затишье» между пиковыми пятилетиями 60 - 64 года и 70 - 74 года. Причем эта особенность характерна как для жителей города, так и для сельчан. У слабого пола такой временный спад тоже существует, но выражен он не так ярко.
Пожалуй, наиболее выпукло картина неравенства в смертности мужчин и женщин наблюдается в группе, сухо озаглавленной «умершие в трудоспособном возрасте». Статистика к ней относит мужчин в возрасте от 16 до 59 лет и женщин в возрасте от 16 до 54-х. Доля умерших в работоспособном возрасте в структуре общего числа умерших не очень велика, на них приходиться примерно четверть (24,2%) смертей.
Но зато внутри самой группы... из 4575 мужчин и женщин, скончавшихся в цветущем возрасте, 3727 - а это более 80%! - представители сильной половины. То есть, мужчины трудоспособного возраста умирают в четыре раза чаще, чем женщины. В сельской местности в 201о и 2011 году ситуация была еще острее - здесь гендерная разница в смертности составила пять раз!
Похоже, что рязанские сельчане мужского пола подвержены дополнительным факторам риска... Каким именно, статистика умалчивает. Возможно, это более позднее выявление потенциально смертельных заболеваний и недостаток необходимых для их лечения специалистов, медикаментов и оборудования; возможно, более высокая степень алкоголизации и распространения табакокурения...
Детская смертность
«Луч света» в «темном царстве» печальной статистики - динамика младенческой смертности. Она уверенно и заметно снижается. В 2011 году в Рязанской области умерло 86 младенцев. В перерасчете на 1000 родившихся живыми коэффициент младенческой смертности за год понизился с 8,3 до 7,3, причем в 2011 году он был одинаков как в городских, так и сельских районах. Другими словами, выживание младенцев в Рязанской области не зависело от места проживания родителей.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о перинатальной (околородовой) смертности. Перинатальная смертность, объясняют статистики - это собирательное понятие, объединяющее смертность жизнеспособных плодов, начиная с 28-й недели беременности и до начала родовой деятельности у матери и во время родов и смертность детей в течение первых 168 часов (7 суток) жизни.
Всего в перинатальный период в 2011 году умерло 111 человек, из них 66 - мертворожденные, и 45 новорожденных, скончавшихся в первые 7 суток своей жизни. В среднем по области коэффициент перинатальной смертности (на 1000 родившихся живыми и мертвыми) составил 9,36. Но: в городе он на 0,5 ниже, а на селе - почти на единицу выше. Здесь чаще появляются на свет мертворожденные дети, и чаще умирают в течение первой недели жизни.
Акушерам и гинекологам, работающим в сельской местности, есть над чем работать, а региональному министерству здравоохранения - во что вкладывать дополнительные ресурсы. Вместе с тем, нельзя не отдать должное уже прилагаемым усилиям районных медицинских работников - коэффициент перинатальной смертности в сельской местности с 2010 по 2011 год снизился с 10,85 до 10,34.
В возрасте до 5 лет в 2011 году в области умерло 111 детей. Чаще умирали мальчики: 61 человек (соответственно, 50 девочек). Основная часть скончавшихся маленьких детей - жители городов (77 случаев). В отличие от города, в сельской местности смертность мальчиков и девочек была примерно одинакова (18 и 16 человек соответственно).