В Рязанской области трудится около 7900 чиновников разных уровней. В прошлом году инфляция в России составила 6,5%. За этот год, по прогнозам, превысит 10%. При этом рост зарплат рязанских чиновников за первое полугодие 2014 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года , составил 11,5%.
Все выше и выше
По данным Рязаньстата, средняя зарплата служащих органов исполнительной власти Рязанской области с января по июнь 2014 года - 35 500 рублей. Это - сумма уже с вычетом налогов. «Чистая» зарплата работников исполнительных органов местного самоуправления - 24 560 рублей (прибавила за год 9%). По официальной информации того же Рязаньстата, средняя зарплата по региону за это же время составила 20 030 рублей «чистыми».
Мы привыкли, что ничего странного в том, что чиновники зарабатывают выше среднего, нет. Однако в Европе к оплате услуг госслужащих подход иной. По словам политолога, доктора политических наук Владимира Авдонина, на Западе разрыв между средней по стране зарплатой и жалованьем чиновника прописан законодательно. Существуют и, главное, работают, специальные коэффициенты, регулирующие зарплаты госслужащих европейских государств. Если средняя по стране зарплата выросла на определенный процент, то у чиновника вырасти больше она не может - таков закон.
Кстати, три года назад Совет Евросоюза подал в суд на Еврокомиссию. За то, что та дала добро на повышение зарплаты четырем сотням чиновников на целых 1,7%. То есть в Европе 1,7% - форменное безобразие, дело до суда дошло, а в России 11,5% никого на обращения в суд не сподвигло. А кого, собственно могло сподвигнуть, если круг замкнут?
«Не стоит забывать, что помимо гражданских госслужащих, привилегии распространяются и на силовые ведомства, спецслужбы, военных, правоохранительные органы и судей, - говорит Владимир Авдонин. - Законы, регулирующие их зарплаты, не публикуются, но тенденция там та же. Причем рост доходов идет даже с опережающими чиновников темпами».
Считаем не покладая рук
В Рязанской области существует региональный закон о государственной службе, в котором подробно прописана классификация должностей, квалификационные требования к чиновникам, рабочий график и порядок оплаты труда. В принципе, региональный закон копирует аналогичный федеральный (принятый в 2004 году), равно как и все подобные законы по субъектам РФ. Причем внутренние особенности закона в каждой области свои и устанавливаются высшим руководством региона. Себя слуги рязанского народа, разумеется, не обидели. А почему бы и нет, если на уровне федерации руководство тоже любит красиво жить?
Отличия от простых смертных можно проследить во всем. У тех, кто занимает высшие и руководящие должности в регионе, график работы ненормированный и при этом отпуск - 35 календарных дней. Все логично: больше работаешь, больше отдыхай. Однако за работу сверхурочно предоставляется либо оплачиваемый отпуск, не меньше трёх дней в году, либо дополнительная плата.
Служащим рангами ниже положен отпуск в 30 календарных дней. Плюс чиновникам всех уровней - дополнительный отпуск в расчете один день за год работы на госслужбе. На хороший отдых нужны деньги, но государство и тут позаботилось: к отпуску выплачивается сразу два оклада, а возможна еще и материальная помощь в размере одного оклада. Причём получают её практически все - раз в год. Тут главное - грамотно составить заявление начальнику. И вопрос решён.
«Обычная», ежемесячная зарплата при этом складывается сразу из нескольких выплат: оклада, надбавок за выслугу лет (10-30% от оклада), за особые условия службы (подразумевается сложность работы, надбавка 60-200% от оклада), за работу со сведениями, составляющими гостайну (набавка настолько тайная, что по ней данных нет даже в официальных документах). Плюс ежемесячно: премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается), денежное поощрение и «иные дополнительные выплаты». А к праздникам - дополнительная единовременная выплата. К юбилеям в 50, 55, 60 и 65 лет положено два оклада. При этом инфляция госслужащих не касается: оклады индексируются ежегодно. Кстати, есть ещё и возможность пользоваться льготными ипотечными программами.
Несмотря на количество дополнительных выплат, «потолок» всё же есть. Как и у любой организации, у любого учреждения или органа власти - есть свой бюджет, и он не «резиновый». Расходы на зарплату прописаны отдельной строкой, и каждый министр знает разницу между минимальной частью зарплат и возможностями для дополнительных выплат сотрудникам.
Тем не менее, зарплаты всё же хороши, и главное, стабильны. Понятно, что любой чиновник будет держаться за свое кресло руками и ногами. И служить системе верно и преданно, как никому и никогда. В принципе тот класс, который находится у власти, обеспечивает себе привилегии во все времена. Вопрос в том, насколько велик разрыв с остальным населением.
Бывали дни
В советское время о масштабах привилегий номенклатуры знали далеко не все, но и привилегии того времени с нынешними сравнивать нельзя. Спецраспредилители, закрытые санатории, отдельное медобслуживание - такими благами пользовались самые высокопоставленные руководители. Однако даже им не снилось то, что имеют их современные коллеги. Причина - в идеологии равенства, которая ограничивала разрыв между классами и не позволяла властьимущим чрезмерно выделяться.
О рядовых чиновниках на местах, в муниципалитетах, и говорить не приходится - разрыв был, но минимальный. Пример - Геннадий Мальцев, проработавший в Кораблинском районе почти полвека и заставший и «старые» и «новые» времена. Всю жизнь он работал в сельском хозяйстве, дойдя до должности председателя колхоза. А во второй половине 80-х годов возглавлял район.
«Разницы практически никакой не было, - говорит Геннадий Иванович. - Будучи главой райисполкома я получал столько же, сколько передовики производства: механизаторы, ткачи, доярки. А из льгот… разве что при покупке книг. И еще персональная машина и телефон».
Кстати, во времена, когда район возглавлял Мальцев, во всей администрации работало 14 человек. Это с бумагами и на счётах - без компьютеров.
В конце 1990-х, когда государственный строй уже поменялся, у рязанских чиновников привилегии если и были, то далеко не у всех. Например, Иван Корнеев (имя изменено, прим. ред.), во второй половине 90-х работавший рядовым специалистом в администрации области.
«Зарплата была настолько низкая, что я был вынужден уволиться, - говорит Иван Александрович. - Маленькие дети, инфляция… было просто не на что жить, и я ушел в бизнес. А что касается надбавок, если они были, то мизерные и редко - всё что мог выбить для меня мой начальник. Как правило, один голый оклад».
Так, где же золотая середина? Ведь стимул для работы в госструктуре в виде большой зарплаты действительно нужен, иначе грамотный специалист туда просто не пойдёт. Но и терять связь с «внешним миром», забывать о том, что вокруг люди вообще-то не живут, а выживают, тоже нельзя.
Один из вариантов - отказ от фиксированной зарплаты чиновников. К примеру, оклады высших должностных лиц страны можно привязать к средней зарплате по стране. А зарплаты чиновников в регионах - к средней по области. Но пока это - только теория.
Расплата за зарплату
А что же за «высоким забором»? Выходят добровольно оттуда крайне редко. В последние годы единицы рязанских чиновников уволились действительно по собственному желанию. Один из примеров - бывший высокопоставленный сотрудник областного правительства Борис Светиков (имя изменено, прим. ред.). По словам нашего собеседника, среди минусов госслужбы: жёсткий рабочий график, очень большой спрос за работу, коллеги-родственники разных начальников - в итоге кто-то «пашет», а кто-то просто ходит на работу. Но главное - тяжёлые психологические условия.
«Морально очень тяжело. Всё строится на каком-то страхе, давлении, - говорит Борис Светиков. - В других местах часто рабочая атмосфера построена на энтузиазме, общем интересе. Во власти этого нет».
В итоге - психологическая деградация. Так называется то, что происходит с современным российским чиновником за годы работы в госструктурах. Почему? Во-первых, человеку «из народа» дают власть, то есть возможность управлять теми, кто недавно был ему равен. Даже есть такая поговорка: «Хочешь узнать человека, дай ему власть».
Во-вторых, перед чиновниками подчас стоят невыполнимые условия. Ну, нет денег на строительство поликлиники, например, и всё! Что такой человек начнёт говорить «простым смертным»? Он просто вынужден отказывать, постепенно привыкая к такой системе: вырабатывается психологическая защита. Плюс - отчёты перед начальством на всех уровнях, подчас невыполнимые. В итоге, каждый по-своему, но вынужден приспосабливаться, психологически постепенно выгорая.
«Не секрет, что в нашем обществе очень негативное отношение к чиновникам, - говорит профессор кафедры психиатрии РГМУ им. Павлова, Доктор медицинских наук Алексей Меринов. - Для нормальной работы в таких условиях, человек изначально должен обладать высокой толерантностью.
В любом случае каждый выбирает сам, душевный покой или финансовое благополучие. И закон жизни не обманешь - просто так деньги никто не платит. Даже государство».