В денежном эквиваленте за последние 15 лет российский рынок БАДов вырос в 15 раз. Причем увеличение объемов достигается не за счет роста цены упаковки, а за счет роста продаж в натуральном исчислении. Таким образом, этот сегмент становится очень привлекательным на фармацевтическом рынке.
По сравнению с обычными лекарственными препаратами, продвигать на рынок биологически активные добавки гораздо легче. Если лекарственные препараты, перед поступлением в продажу обязаны пройти клинические испытания, то для добавки достаточно токсилогического и гигиенического испытания. В отличие от лекарственных препаратов, БАДам не требуется проверка на достижение клинического результата.
Для лекарственных препаратов необходимо точно указывать область применения, а в случае с БАДами можно обойтись только рекомендациями. Последнее условие облегчает рекламирование добавок. Еще, в отличие от лекарственных препаратов, торговать БАДам могут не только аптеки.
В последние годы наше правительство приняло ряд законодательных актов, направленных на регулирование производства и реализации БАДов. Существует три направления, в которых правительство стремится навести порядок на этом сегменте рынка: защита потребителя, защита производителя и регулирование оборота продукции.
В результате принятых мер врач может выписывать добавки только прошедшие сертификацию в учреждениях Минздравсоцразвития в качестве БАДа.
Однако созданный государством механизм регулирования продукции не привел к полному контролю на рынке. Сегодня лишь половина продукции продается в аптечных сетях. Другая половина принадлежит теневой части рынка. В ассортименте предлагаемой на ней продукции большую долю занимают не прошедшая регистрацию в Роспотребнадзоре продукция.
Огромное количество предлагаемой на рынке недоброкачественной продукции заставило государство заняться мерами, способными навести порядок на этом рынке.
29 августа Роспотребнадзор аннулировал 104 свидетельства о государственной регистрации БАД к пище.
Опасения вызывают не только компоненты добавок, но и нарушения во время рекламных компаний.
В августе Федеральная антимонопольная служба опубликовала поправки к Административному кодексу и закону «О рекламе», которые касаются телевизионной и печатной рекламы биологических добавок. В них, в частности, ФАС обязывает не только организации, но и частных граждан предупреждать о не лекарственном характере рекламируемых добавок, а так же для всех поставщиков продукции вводит ответственность за нарушение этой нормы. Отныне штраф будут платить не только компании, но и целители, предлагающие «свои» чаи и отвары и не предупреждающие, что это не лекарственные средства. Предлагаемые поправки сейчас находятся в согласовании с исполнительными органами.
По количеству потребляемых БАДов на душу населения наша страна не входит в первую двадцатку. Если в России БАДы потребляют 10-15% населения, то в других странах этот показатель может доходить до 80%. Поэтому говорить о насыщении нашего рынка пока рано. Россия остается очень привлекательной для поставщиков БАДов.