Примерное время чтения: 13 минут
80

Уроки прошлого. Современное краеведение учит ценить историческое наследие

Творческая мастерская Родзевича учит бережно относиться к урокам прошлого – пример людей, живших когда-то в Рязани, может послужить источником вдохновения для новых свершений.
Творческая мастерская Родзевича учит бережно относиться к урокам прошлого – пример людей, живших когда-то в Рязани, может послужить источником вдохновения для новых свершений. Творческая мастерская Родзевича

В сентябре этого года в Рязани на базе библиотеки имени Горького начала работу Творческая мастерская Родзевича «Жизнь как проект». Эта мастерская создана в первую очередь для молодежи, ведь так важно научить ценить те уроки, которые мы можем найти в прошлом родного края. Если говорить более официально, участники мастерской учатся создавать творческие продукты на основе историко-культурного наследия.

Вдохновителем проекта стала личность Николая Игнатьевича Родзевича — рязанского городского головы в 1906–1912 годах, который активно развивал Рязань и собрал вокруг себя единомышленников. Родзевич и работа его «команды» и стали объектом исследования. Подробнее о необычной мастерской, чья деятельность проходит при поддержке Фонда президентских грантов, rzn.aif.ru рассказала куратор образовательной программы проекта, директор рязанского филиала МГИК Елена Анисина.

Банк перспективных идей

Зоя Мозалева, rzn.aif.ru: Елена Алексеевна, этот просветительский проект ориентирован в первую очередь на молодежь?

Елена Анисина: Это образовательно-просветительский проект. Мы хотим научить молодёжь работать с культурным наследием, взглянуть на него под новым углом зрения, осовременить его. У нас в центре внимания личности рязанцев, которые много сделали для развития нашего города, но о которых сегодня уже, к сожалению, мало помнят. А они действительно сделали очень много, причем в разных аспектах. Благотворительность, социальное развитие, управление, образование, воспитание... В любой сфере найдутся примеры, на которых нам стоило бы учиться.

Елена Анисина курирует образовательную программу проекта.
Елена Анисина курирует образовательную программу проекта. Фото: Творческая мастерская Родзевича

— Какие цели ставила перед собой команда, задумывая этот проект?

— Нам хотелось, чтобы молодежь нашла примеры для вдохновения в нашей истории. Когда спрашиваешь студентов, кого из рязанцев они знают, они чаще всего называют только хорошо известных людей. Многие достойные примеры уже забыты. Наш проект — это, можно сказать, современное краеведение. Хочется, чтобы молодежь не стремилась как можно скорее уехать из родного города. И примером в этом плане служит наш главный герой: Николай Родзевич получил хорошее образование в Москве, мог бы остаться там — были все предпосылки и возможности. Однако он вернулся в родные края, жил с семьей здесь и развивал родной город. Вот и мы говорим ребятам, что не обязательно уезжать, можно реализоваться «дома», приносить пользу родному городу.

На приглашение к участию в проекте отозвались очень творческие ребята, которым интересна история родного края, которые неравнодушны к тому, что нас окружает.
На приглашение к участию в проекте отозвались очень творческие ребята, которым интересна история родного края, которые неравнодушны к тому, что нас окружает. Фото: Творческая мастерская Родзевича

— Каким образом вы думаете заинтересовать молодых людей примерами из прошлого?

— Мы хотим сделать современную выставку, которая наглядно расскажет о достойных людях Рязани. Эта выставка потихоньку рождается в процессе нашей работы, мы формируем банк идей, чтобы популяризировать информацию о делах, поступках, идеях этих людей. Хочется рассказать об этом на современном интересном языке, при этом избегая чрезмерного упрощения, не заигрывая с молодежью, а разговаривая с ней на достойном уровне.

Культурно-символический капитал

— Кто стал участником мастерской?

— В основном это студенты рязанских вузов и художественного училища. Мы делали ставку на молодых людей творческого направления, и в первую очередь распространяли информацию в политехе, РГУ, художественном училище. Есть у нас и несколько школьников. Отозвались очень творческие ребята, которым интересна история родного края, которые неравнодушны к тому, что нас окружает.

— Елена Алексеевна, проект реализуется уже несколько месяцев. Что за это время удалось сделать?

— Как и любой проект, наш состоит из определенных этапов. Сейчас завершается первый — образовательный, который курируем мы с Александром Васильевичем Соловьевым (культуролог, доктор философских наук, потомок Н.А. Родзевича — ред.). На этом этапе мы старались рассказать, что такое социокультурный проект, как его можно создать. К нам приходили лекторы-практики, которые делились как раз своим опытом, рассказывали, как они работают и что у них получается. Одним из первых таких лекторов стала рязанский экскурсовод Ксения Паначева, которая рассказала, как она на местном материале создает свои проекты. Первый ее проект напомнил рязанцам, что знаменитый Макс Фактор работал в нашем городе. Второй проект связан с Эрастом Гариным. Участники мастерской много для себя открыли, очень вдохновились этой встречей. Потом перед участниками проекта выступал эксперт из Коломны Андрей Лисицкий, автор многих идей не только для Коломны, но и для других регионов. Еще один приглашенный лектор, Александр Дударев, знает очень много о личностях, живших в Рязани. Участники нашего проекта воодушевились и сейчас формируют собственные идеи, разрабатывают концепции.

Александр Соловьев провел увлекательную экскурсию по местам Родзевича. Она заинтересовала не только участников проекта, но и многих жителей Рязани — на экскурсии было около 30 человек, и участники говорили, что впервые открыли для себя масштаб этой личности. Незадолго до нового года мы съездили в село Баграмово — в Музее обороны и тыла два зала посвящены семье Родзевич, ведь именно там, в Баграмово, была усадьба этого дворянского рода. Сегодня в музее очень много фотографий и артефактов, которые были переданы из семьи в музей.

Культуролог, доктор философских наук, потомок Н. Родзевича провел увлекательную экскурсию по местам, связанным с Николаем Родзевичем.
Культуролог, доктор философских наук, потомок Н. Родзевича провел увлекательную экскурсию по местам, связанным с Николаем Родзевичем. Фото: Творческая мастерская Родзевича

Синтез опыта и энтузиазма

— Основным героем мастерской стал именно Николай Родзевич?

— Основные герои у нас — Николай Родзевич, его сподвижники, в том числе основательница женской гимназии в Рязани Вера Екимецкая. При этом мы не ограничиваем ребят, если они хотят разрабатывать другое направление, мы поддерживаем их интерес. К примеру, у нас студенты художественного колледжа активно занимаются этнографическим материалом, изучают наличники — их орнаменты, символы.

— Чем сейчас заняты участники проекта?

— Сейчас этап сбора идей подходит к завершению. В декабре мы занимались, можно сказать, «предзащитой» проектов участников. Устраивали мозговой штурм, обсуждали варианты подачи. Это был очень плодотворный этап, когда начинающие и более опытные исследователи работают над общим проектом, синтезируя, анализируя и обобщая идеи. Сейчас участники мастерской занимаются поиском, работают с документами, с источниками. В этом нам очень помогает библиотека имени Горького, где есть большой краеведческий отдел. Мы разъяснили участникам, как работать с источниками, как вести поиск нужной информации. При этом в проекте не было заложено время для работы в архивах, но мы и хотели показать ребятам, что даже тех источников, которые есть в интернете, в библиотеке, достаточно для того, чтобы вдохновиться. Январь у них, можно сказать, исследовательский месяц.

Руководители творческого проекта на исторических примерах объясняют молодым людям, что не обязательно уезжать из Рязани, можно успешно реализоваться в родных краях.
Руководители творческого проекта на исторических примерах объясняют молодым людям, что не обязательно уезжать из Рязани, можно успешно реализоваться в родных краях. Фото: Творческая мастерская Родзевича

— Каким будет следующий шаг в развитии проекта?

— Уже в феврале мы приступаем к формированию концепции нашей будущей выставки, которая откроется 20 сентября 2025 года в Фотодоме, выступившем нашим партнером. Там нам предоставляют не один зал, а сразу несколько. Поэтому сейчас продумываем концепцию, содержание, экспонаты. А помимо выставки мы должны предложить банк идей, который в дальнейшем может дать импульс для развития других самостоятельных проектов. Ребята замотивированы, кто-то рассматривает продолжение работы над выбранной темой в качестве дипломной работы, возможно, кто-то в дальнейшем сможет реализовать отдельный проект. Их вдохновил такой подход, поскольку темы соприкасаются с их собственными увлечениями. К примеру, кто-то плетет из бисера, причем, плетет, воспроизводя традиц ff9 ионный рязанский орнамент. К нашей радости, многие сейчас понимают, что с этими традиционными ценностями, составляющими культурную идентичность, можно и нужно работать, что их можно и нужно возвращать в нашу жизнь.

Новый взгляд на знакомый город

— Молодежь — сложная аудитория, работать с ней непросто...

— Во время работы со студентами в вузе одной из моих дисциплин было социокультурное проектирование. И многие студенты говорили, что им это интересно, что они хотели бы этим заниматься. И мы намеревались собрать именно таких молодых людей, которым это интересно, которым небезразлично прошлое родного края, у которых в голове много идей, но они не знают, как это можно применить. Наша задача — помочь им «упаковать» их идеи, что мы сейчас, собственно, и помогаем делать. Каждые две недели мы встречаемся, занимаемся по 2-3 часа. Надеюсь, из этого созреет что-то такое, что будет интересно для всех. Хочется, чтобы эти проекты помогли по-новому взглянуть на наш город, на наследие тех людей, которые жили здесь много лет назад. Когда ты идешь по улице и знаешь, что вот в этом доме жил Родзевич, что здание художественного музея построил Рюмин, чувствуешь себя органичной частью этого города.

Проект объединил молодых людей, которым небезразлично прошлое родного края, у которых в голове много идей. Благодаря проекту они учатся тому, как эти задумки можно применить.
Проект объединил молодых людей, которым небезразлично прошлое родного края, у которых в голове много идей. Благодаря проекту они учатся тому, как эти задумки можно применить. Фото: Творческая мастерская Родзевича

— Вы верите в потенциал молодежи, вопреки противоречивым мнениям, которые о ней часто звучат?

— Я много работаю с молодежью, и нередко слышу от студентов, что они хотят быть полезными. Среди молодых людей очень много небезразличных. Они сильно отличаются от нас, когда мы были их ровесниками — у них больше уверенности в себе, больше амбиций. И все это надо направить в «мирное русло». Надо прививать интерес и уважение к прошлому. Не зря же говорят, что без прошлого нет будущего. Мы хотим напомнить уроки прошлого, которые пригодятся и в настоящем, и в будущем.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах