Когда после трудового дня рязанцы поднимаются домой на свой этаж на лифте, они вряд ли задумываются о том, что пользуются одним из самых безопасных видов транспорта в мире.
Однако чтобы лифт был таковым не на бумаге, а на деле, ему требуется строгий технический контроль и безотказная система безопасности.
«Пенсионеры» подъёма
«В Рязанской области уже 35 лет не было несчастных случаев в лифтах. И это благодаря ответственности и профессионализму организаций, которые устанавливают, эксплуатируют и ремонтируют лифты, — уверен директор ООО «Лифтремонт-сервис» Владимир Черничкин. — Лифт — удовольствие дорогое. Современная машина, например, стоит миллион рублей. Назначенный срок его службы — 25 лет. Таким образом, как раз сейчас подходит к концу срок для машин, установленных в 1990 году. Но в Рязани есть ещё лифты, которые исправно служат людям гораздо дольше. Например, в доме № 22 по улице Типанова лифт работает с 1975 года, а в доме № 7 по Советской Армии с 1973-го. Это, пожалуй, два самых старых лифта в нашем регионе. Им давно пора на заслуженный отдых.
В Рязанской области делают всё, чтобы повысить безопасность эксплуатации этого технически сложного оборудования. Чтобы определить, возможна ли дальнейшая безопасная эксплуатация лифта (а если да, что для этого необходимо), машины обследуют.
В каждом районе города есть по две-три наши аварийные службы. Восемь аварийных машин готовы выехать по вызову в любое время суток. Оперативность — главное качество нашей службы.
В Рязани старые лифты стали активно заменять на новые с 2004 года. В 2005-2007 годах заменили буквально единицы машин. А начиная с 2008 года, когда заработал Фонд реформирования ЖКХ, мы начали активнее работать. В 2012-2015 годах действовала региональная долгосрочная целевая программа «Комплексная замена лифтов в жилищном фонде Рязанской области», по которой меняли лифты. В общей сложности с 2008 по 2013 год включительно заменили около 300 лифтов.
В Рязани сейчас 998 лифтов, которые перешагнули предназначенный им срок службы. В этом году после проведения Инженерным центром «Техлифт» оценки соответствия 420 лифтов мы капитально отремонтировали 274 машины, тем самым обеспечив их безопасную эксплуатацию, и заменили 146 лифтов. В 2016 году, соответственно, будут капитально отремонтированы 297 машин, 162 лифта планируется заменить.
И на первый взгляд, как будто не видна…
«Иногда жители бывают к нам не справедливы, потому что зачастую не видят весь объём нашей работы, когда мы заменяем узлы и детали ходовой части лифта, которые влияют на безопасность, — продолжает Владимир Черничкин. — Вот если бы мы поменяли обшивку в кабине, это заметили бы все жильцы!
Жители дома № 29 по улице Новаторов даже обращались к заместителю министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрею Чибису. Он приехал, лично проверил результаты капремонта и остался доволен работой рязанских лифтовиков. Заместитель министра подтвердил: целевые деньги из фонда направлены верно, на эти средства проведены работы по обеспечению надёжной и безопасной работы лифтов.
Иногда жильцы интересуются, зачем делать капремонт, если в следующем году лифт всё равно заменят. Мол, мы дважды платим за один и тот же лифт. Обычно я сравниваю лифт с автомобилем: вы же не будете ездить на машине без тормозов. Так и здесь. Под замену ваш лифт может попасть только через год-два, но это время и вы, и мы должны быть уверены, что он безопасен. Ну а если хотите, чтобы у вас в подъёмнике была чистая кабина, не мусорите, не поджигайте пластик, следите за своими гостями. И тогда всё будет не только исправно, но и красиво.
После капитального ремонта лифтом можно пользоваться от года до трёх лет — в зависимости от состояния. Так что там, где в этом году прошли капремонты, в ближайшие годы нужно ждать замены лифтов.
Кстати, по темпам обновления лифтового оборудования Рязань входит в первую тройку регионов Центрального федерального округа.
Как контролируют?
«Все лифты, которые приходят на замену старым в Рязанской области, сертифицированы по Техническому регламенту таможенного союза и отвечают требованиям безопасности, — успокоил наших читателей директор ООО Инженерный центр «Техлифт» Александр Банин. — Прежде чем принять решение о замене или ремонте лифта, отработавшего назначенный срок службы, мы проводим оценку его соответствия.
То есть определяем состояние его оборудования, включая устройства безопасности, выявляем дефекты и неисправности, определяем степень износа и коррозии. Обследуем с применением неразрушающих методов контроля металлоконструкции каркаса, подвеску кабины, противовес, уравновешивающий груз, направляющие и элементы их крепления. Испытываем изоляцию электрических сетей и электрооборудования, визуально и измерительно контролируем заземление (или, как ещё говорят, зануление) оборудования лифта. Проводим расчёт остаточного ресурса узлов и механизмов.
При замене лифтов в домах старой постройки, 70-80-х годов ХХ века, размер шахты позволяет без проблем устанавливать современные модели подъёмников. А заводы-изготовители ориентированы таким образом, чтобы ряд лифтов подходил под параметры уже существующих зданий.
Оценка соответствия и капремонт в 2015 году проведены на 420 лифтах, заменено или находится в стадии замены 146 машин.
Именно наша организация оценивает инженерную часть: смотрим, как она себя чувствует, выдержит ли. А в принципе увеличение грузоподъёмности нового лифта с 320 до 400 кг, по большому счёту, незначительно увеличивает нагрузку на шахту и конструкцию дома.
Сложнее с маломобильными гражданами. В советское время лифтостроители мало учитывали их потребности: в кабину с узкими дверями коляска не войдёт. И расширить дверной проём не всегда возможно. Но, когда проходит капремонт, жители могут быть инициаторами, чтобы для них, если необходимо, расширили дверной проём шахты лифта. Как минимум, рассмотрели эту возможность, провели экспертизу.
Ещё один вопрос — это дома, в которых лифт начинает ходить только со второго этажа. Многие собственники обращаются в Государственную жилищную инспекцию, чтобы в случае замены оборудования им помогли продлить лифт до первого этажа. Такие дома появились в 80-е годы, когда проект 10-этажного дома предусматривал лифт, который ходит только на девять этажей. И было принято компромиссное решение.
Что касается новостроек, в которых лифты тоже ходят только со второго этажа, там предусмотрен подъёмник — платформа для подъёма инвалидной коляски и откидывающиеся пандусы. Но здесь возникают сложности у эксплуатирующей организации, которой придётся нанимать специальных сотрудников, чтобы обслуживать подъёмник и помогать инвалидам пользоваться этой техникой.
Остаются только мастера
«На региональном рынке работает более пяти специализированных организаций: Горспецлифт, Рязаньлифт, Лифтремонт-сервис, Нейрон-лифт.62, Лифтовые системы и другие, — рассказывает директор ООО «Рязаньлифт» Юрий Беспалов. — Иногда монтажом занимается предприятие-изготовитель. А бывает, что и «залётные» организации приезжают, пытаясь заработать, как им кажется, лёгкие деньги. Выигрывают тендеры, а потом нам же предлагают работать уже за меньшие деньги.
Но когда организация расположена в другом регионе, очень долго и хлопотно решаются все вопросы, связанные и с обслуживанием, и с ремонтом лифтового хозяйства. А в итоге страдают жители, у которых неделями простаивает сломанный лифт. Попробуйте быстро решить вопрос, если диспетчер и аварийная бригада находятся от вашего лифта за сто, а то и за двести километров.
О своей организации скажу, что если уж мы монтируем лифтовое оборудование, то и несём за это полную ответственность. Поэтому и делаем на совесть. Мы уже привыкли к требованиям, которые нам предъявляют при монтаже и обслуживании. А новичков на рынке часто пугает высокий уровень стандартов. Помимо собственников, нас и наших коллег контролируют в стадии изготовления — Росстандарт, в стадии монтажа — Стройнадзор, в стадии эксплуатации лифта — Росгортехнадзор.
Для собственников важно, чтобы лифт был исправным и безопасным. По всем вопросам они взаимодействуют со своей управляющей организацией или ТСЖ. Но есть жители, которые хотят знать всё. Так что они от начала до конца контролируют процесс ремонта или замены лифта, подписывают акт приёма-сдачи работ. А мы всегда тесно взаимодействуем со старшими по дому.
Было приятно, когда сдавали первый лифт по программе капремонта на Интернациональной, 13. К нам подходили жильцы и благодарили ребят за хорошую работу. Такие жители и к своему имуществу относятся бережно. Износ узлов и деталей, влияющих на безопасность, зависит от того, как пассажиры пользуются лифтом. Иногда жильцы перегружают кабину, держат двери, из-за чего лифт в итоге просто отключается, а потом пишут жалобы. При правильном и бережном отношении лифту может быть и 25 лет, но он в таком хорошем состоянии, что работает отлично и выглядит, как новенький.
Кстати, сегодня даже старые модели лифтов оснащены не только связью с диспетчером, но и системой контроля узлов и деталей, влияющих на безопасность. Так что если вы, например, держите двери лифта или вошли в кабину чересчур большой компанией, на нашем пульте всё это видно в режиме реального времени. А после того, как лифт оснащается видеонаблюдением, сразу прекращаются все жалобы.
Президент Национального лифтового союза Виктор Тишин на региональном совещании в Рязани отметил, что рязанцы — одни из лучших в Центральном федеральном округе, с отлично оснащённой материально-технической базой и большим опытом успешной работы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Первый лифт в Рязани появился в 1967 году. Это был год, когда в СССР приняли новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями. Именно с тех пор ведут свою историю и предприятия, связанные с обслуживанием этих машин, которых на тот момент насчитывалось в городе 70 штук. Ими оснастили новостройки в Горроще, на Московском шоссе и, конечно, в центре.
По постановлению тогдашнего мэра Надежды Чумаковой в Рязани создали первый участок по обслуживанию лифтов. Через два года будем отмечать полувековой юбилей создания лифтовой службы в Рязани. От полного отсутствия нормативной и материально-технической базы за полвека лифтовое хозяйство выросло в самостоятельную отрасль. Сегодня в регионе в общей сложности 3 233 лифта.
Смотрите также:
- Из-за ям на улице Черновицкой образовывается настоящая пробка →
- В Рязани жильцы будут софинансировать ремонт кровель →
- Жители девятиэтажки живут без лифта →