Боритесь за свои права! Советы рязанского правозащитника

Волнующие рязанцев вопросы, связанные с ком­муналкой, строительством и транспортом, мы обсудили с известным правозащитником, председателем рязанской единой городской ассоциации прав потребителей «Человек» Олегом Поповым.

   
   

Время молодых

— Олег Николаевич, подытожи­вая все наши предыдущие беседы, как я понимаю, основное число жалоб рязанцев касается сферы ЖКХ?

— Совершенно верно. А по­скольку наша организация вхо­дит в Союз потребителей России, знаю точно, что по всем регионам число жалоб на коммуналку рас­тёт каждый год.

— По какой причине? Управляю­щие компании наглеют, пользуясь низкой правовой грамотностью людей?

— С одной стороны, да, низкая правовая грамотность граждан. Но, с другой, что интересно, мо­лодое поколение людей стало больше интересоваться своими правами. Но интерес появился благодаря тому, что теме ЖКХ в последнее время стали больше уделять внимание в СМИ, много появилось самых разных право­защитных сайтов в Интернете, рассказывающих, как потреби­телю отстоять свои права.

— То есть молодое поколение, которое сегодня кто только не ру­гает, всё же больше интересуется своими правами?

— Получается так. Конечно, никому не хочется переплачи­вать. Просто у молодых людей больший доступ к полезной ин­формации, которая помогает от­стаивать свои права.

   
   

— А как же, кстати, многочи­сленные надзорные органы, кото­рые должны следить за работой тех же управляющих компаний? Их работу как оцениваете?

— Рост числа жалоб в сфере ЖКХ вовсе не говорит об от­сутствии должного контроля за коммунальными организация­ми. Думаю, надзорные органы просто не могут следить за всей сферой ЖКХ, которая очень обширна. Самим жителям надо проявлять большую активность и настойчивость в общении с теми же управляющими компания­ми. Некоторые при разговоре с ними начинают откровенно па­совать, не настаивают на своём, мол, отказали и ладно. Подобная инфантильность недопустима. Будьте настойчивее. Если нуж­но, обращайтесь и в государст­венную жилищную инспекцию, и в прокуратуру Рязанской об­ласти, и в региональный Роспо­требнадзор. И хочу напомнить о приказе генерального прокурора России №140 от 2017 года об уси­лении контроля в сфере ЖКХ. А контролировать есть что. Приме­ров полно. В одной управляющей компании руководитель решил взыскивать с жильцов деньги за протечки и утечки в кварти­рах. Закончилось всё судебным разбирательством в нескольких инстанциях, в котором победили жильцы.

Требуйте договор

— Интересный пример. Думаю, нашим читателям интересно было бы узнать, за что ещё с людей не­законно берут деньги?

— Те же домофоны входят в со­став общедомового имущества, за которое берут деньги отдельной строкой. Нет такой услуги «домо­фон». В общедомовое имущество чаще всего входят и кладовки в домах, но за них тоже брали от­дельную плату. Как и за антенные усилители в многоквартирных домах. И это тоже общедомовое имущество. Часто таким имуще­ством является и шлагбаум, но и за него пытаются брать отдель­ную плату. Руководители управ­ляющих компаний пользуются тем, что люди в вопросах ЖКХ чаще всего не разбираются.

— А как самим разобраться?

— Для начала, потребуйте в управляющей компании договор на управление многоквартирным домом. И проверьте, включены ли в этот договор формулы, с помощью которых вы могли бы проверить правильность начи­сления тех или иных платежей. Эти формулы, кстати, содержатся в приложении №2 Правил предо­ставления коммунальных услуг.

Нужна независимая экспертиза

— Насколько я помню, не мень­ше у вас и дел и из сферы строи­тельства? По-прежнему не хотят некоторые организации нормально строить или не умеют?

— Хотят сэкономить на стро­ительстве. Куча примеров у нас, когда в новостройках через год- два появляется плесень. Люди оказываются в тяжёлой ситуации: и так потратились за квартиру - надо выплачивать ипотеку, а тут ещё и угроза дорогостоящего ремонта. В подобных ситуациях необходима независимая экс­пертиза. Но до этого надо под­готовить претензию строитель­ной организации. Напомню, что у человека, который приобрёл квартиру в новостройке, есть 5-летний гарантийный период, в течение которого он может за­являть о недостатках. А если эти недостатки существенные, может в течение десяти лет предъявлять претензии.

Чаще всего строители, пыта­ясь сэкономить, устанавливают дешёвые пластиковые окна, ко­торые не выдерживают наших температур. Плюс сам монтаж оставляет желать лучшего - по­являются сквозняк в окнах, плесень, конденсат и т.д. Был случай, когда жильцы в ново­стройке не обнаружили наруж­ного утепления. Да-да, и такое было. Проводили независимую экспертизу. Часто сталкиваемся с ситуациями, когда отделочные материалы, инженерные комму­никации, отопительные прибо­ры не соответствовали тому, что было указано в техническом па­спорте здания. Были даже случаи, когда сдавали дома, в некоторых квартирах которых не было це­ментной стяжки, когда в ван­ных комнатах находили вместо больших чугунных ванн дешёвые сидячие ванные. Но главное: вме­сте с договором людям часто не предоставляют возможность оз­накомиться с проектно-сметной документацией. Это делается умышленно, чтобы скрыть фак­тическую стоимость квартиры.

По словам Олега Попова, в его практике был случай, ког- да жильцы в новостройке не обнаружили наружного утепления. Фото: АиФ

— А что вы посоветуете читате­лям, которые хотят купить жильё в новостройке?

— Один простой совет: не делать этого в одиночку. В этом вопросе нужна помощь профессионала. Вряд ли вы сможете разобраться во всех нюансах. Один рязанец купил квартиру в новостройке, сам и не увидел, что высота по­толков в ней оказалась меньше 2,5 метров. То есть строители украли два ряда кирпича. В другом случае владелец долгожданной кварти­ры на одном из последних этажей сразу и не заметил, что радиато­ры смонтированы неправильно. Только представьте: во всех ком­натах на них не было вентилей. В случае аварии хозяин квартиры даже не смог бы перекрыть воду и, естественно, затопил бы всех соседей снизу.

— Кстати, раз уж подняли эту тему. У людей в доме крыша по­сле капремонта потекла. К кому предъявлять претензии?

— Жильцы в таких ситуациях пытаются предъявить претензии подрядчику, которого, для на­чала, ещё надо найти. На самом деле все претензии по качеству работ, выполненных в рамках ка­питального ремонта, надо предъ­являть Фонду капремонта.

К кому предъявлять претензии

— Не меньше вопросов, навер­ное, и к качеству пассажирских перевозок?

— Много жалоб на состояние в Рязани остановочных кругов, где разворачиваются маршрутные такси. Порой загажен каждый куст, повсюду мусор… Водите­ли не имеют возможности нор­мально отдохнуть после рейса. А это уже угроза безопасности пассажиров. Нужно создавать на остановочных кругах хотя бы минимальную инфраструктуру, чтобы водитель мог помыть руки, сходить в туалет…

Что касается самих перевозок. Законодательная база - не про­работана. Залезая в маршрутку или такси, мы не требуем ни­какого документа, который бы подтвердил факт оплаты. И мы никогда не знаем, кто нас везёт. Соответственно, и претензии потом предъявить сложно. Зако­нодатели должны интенсивнее принимать законы, которые бы соответствовали интересам вре­мени и потребителей.

— Как я понимаю, опять же ис­ходя из случаев, которые вы при­водите, суды чаще всего встают на сторону потребителей?

— Многие люди не хотят до­водить дело до судов. Дело не в том, что боятся проиграть. Про­сто не хотят оплачивать все из­держки, трать время… Но хочу напомнить, что, к примеру, все издержки, в том числе траты на адвокатов, в дальнейшем взыски­ваются с виновной стороны. Да и начинать надо не с судебного раз­бирательства, а с предъявления конкретных претензий. И если виновник отказывается добро­вольно возместить ущерб, в этом случае уже надо идти в суд.

Что говорит статистика

— А часто ли удаётся решать про­блемы в досудебном порядке?

— Многие понимают, что если спор переходит в разряд судеб­ного разбирательства, то это не только время и судебные издер­жки, дополнительно потом нуж­но будет заплатить и штраф. Не все к этому готовы. Многие воз­мещают ущерб в результате досу­дебного разбирательства. Таких примеров у нас немало.

— То есть в любом случае - не стоит бояться отстаивать свои права?

— Точно не стоит бояться. Хо­чу напомнить: закон о защите прав потребителей приняли в далёком 1992 году. Если посмо­треть на статистику, то именно по применению этого закона суды вынесли наибольше число дел в пользу потребителей. 

Смотрите также: